Звезда TMS
Считается, что системы управления транспортировками (Transportation Management Systems, TMS) входят в класс систем управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM), которые, в свою очередь, являются частью систем управления предприятиями (Enterprise Resource Planning, ERP). Хотя вопрос о соотношении систем различных классов достаточно сложный и неоднозначный…
Нам представляется, что рынок информационных систем — это бесконечная вселенная, живущая по своим правилам. В ней появляются и исчезают планеты, звезды и целые системы, а для удобства ориентирования выделяются созвездия. Как раз сейчас мы рассматриваем созвездие SCM — систем (рис. 1), предназначенных для управления цепями поставок, которые делятся на SCE (системы исполнения цепей поставок) и SCP (системы планирования цепей поставок). В планирование цепей поставок входят решения по прогнозированию, планированию материальных потоков и оптимизации цепей поставок, а исполнение цепей поставок включает в себя системы управления складом (WMS-системы), системы управления глобальными торговыми операциями (GTM-системы) и системы управления транспортировками (TMS-системы) — нашу самую яркую звезду в этом созвездии… А где-то далеко-далеко светится ERP, которая в данной, безусловно удобной классификации является фактически параллельной вселенной (хотя практически, конечно, это не так, ведь сквозной бизнес-процесс, ведущий к светлой цели быть №1 или входить в Top-10, пролегает и через TMS, и через ERP, затрагивая СX и множество других интересных точек).
Что же такое TMS-системы? Это класс информационных систем, которые отвечают за планирование и исполнение физического перемещения груза через всю цепь поставок. Чтобы получить представление о рынке этих систем, давайте посмотрим на так называемый «магический квадрант» Gartner, посвященный TMS-системам (рис. 2).
Независимое аналитическое агентство Gartner фокусируется в своем исследовании на тех информационных системах по управлению транспортировками, которые поддерживают сквозной процесс управления транспортными операциями, используя различные схемы отгрузок, включая автомобильные, железнодорожные, интермодальные перевозки, авиа- и морские перевозки, мультимодальные перевозки, перевозки с использованием собственного или стороннего парка транспортных средств. При этом системы должны работать как с крупными, так и с мелкими грузами, до уровня посылок. Отметим также, что, как правило, компании-поставщики и потребители транспортных услуг используют TMS-решения для управления процессами по закупке транспортных услуг на долгосрочный период, планирования и исполнения перевозок и расчетов с контрагентами. Возможны дополнительные функциональные возможности, которые позволяют повысить как эффективность планирования за счет консолидации загрузки транспортных средств, маршрутизации, выбора вида транспортировки и перевозчика и т. п., так и качество исполнения — например, помогают проводить тендеры на перевозки, отслеживать перевозки и выверять расчеты с контрагентами.
По функциональным возможностям Gartner делит TMS-системы на пять уровней:
- вспомогательные,
- ориентированные на исполнение,
- расширенные,
- усовершенствованные,
- платформы мирового масштаба.
Интересно, что система Oracle Transportation Management в своем развитии прошла большую часть упомянутых ступеней. Изначально, в момент ее приобретения компанией Oracle, она находилась примерно на третьем «расширенном» уровне, но к настоящему моменту уже представляет собой платформу для управления перевозками в мировом масштабе.
«Магический квадрант» Gartner, которым это агентство иллюстрирует свои аналитические отчеты о различных классах информационных систем, устроен так, что в левый нижний сегмент попадают нишевые игроки, в левый верхний — претенденты на лидерство, в правый нижний — дальновидные игроки, так называемые визионеры, а в правый верхний — наиболее комплексные системы по функциональным возможностям и полноте стратегии развития, т. е. лидеры рынка. При анализе TMS-систем Gartner исследует такие параметры, как «широта» и «глубина» TMS-решений, их удобство и возможность адаптации под требования конечных пользователей, возможность поддержки сквозного процесса SCE-платформы, партнерская экосистема, качество и объем внедрений, глобальная стратегия развития решения и вывода его на рынок.
Как видите, именно Oracle Transportation Management с точки зрения Gartner является абсолютным лидером рынка на данный момент.
Каждая компания, ставя перед собой стратегические цели по развитию бизнеса, рано или поздно сталкивается с задачей выбора информационной системы для автоматизации деятельности компании с целью повышения эффективности ведения бизнеса, минимизации затрат и повышения качества предоставляемых услуг. Но достаточно ли для получения ожидаемого результата просто автоматизировать бизнес-процессы или же необходимо учитывать иные факторы, влияющие на эффективность работы каждой компании?
Когда вы выбираете информационную систему, то основным заказчиком являются бизнес-пользователи компании, которые будут в конечном счете основными пользователями системы. При этом необходимо привлекать департамент информационных систем, чтобы понять, как будущая информационная система будет встроена в единый ИТ-ландшафт компании.
Процесс выбора информационной системы можно сделать одно- или двухшаговым. Одни компании предпочитают сначала выбирать разработчика информационной системы с точки зрения своих бизнес-требований, после чего рассматривают его партнерскую сеть на предмет выбора подрядчика. Другие компании стараются в рамках одного процесса выбрать и поставщика информационной системы, и исполнителя. Существует стандартный процесс выбора информационных систем, состоящий из восьми этапов и занимающий, как правило, несколько месяцев. Вот эти этапы.
- Сбор требований к информационной системе, в котором должен быть задействован бизнес-заказчик. Результат: список бизнес-требований к информационной системе.
- Предварительный анализ рынка с использованием отчетов независимых аналитических агентств и другой общедоступной информации. Результат: предварительный список разработчиков, ориентировочно 5–7 компаний.
- Запрос информации у поставщиков информационных систем. Результат: ответы разработчиков.
- Создание финального списка кандидатов. Результат: список из 3–4 компаний.
- Непосредственное ознакомление с решениями. Результат: проведение презентаций и демонстраций решений.
- Запрос коммерческих предложений. Результат: получение коммерческих предложений с оценками бюджета и сроков реализации проектов.
- Переговоры об условиях договора с поставщиками и партнерами. Результат: информация для принятия решения в полном объеме.
- Окончательный выбор. Результат: приобретение продукта и запуск процесса внедрения.
Казалось бы, это классический процесс, который всем известен. К сожалению, на деле заказчики часто упускают первые два этапа и обращаются сразу к поставщикам услуг, не осознав собственные требования и не проанализировав рынок информационных систем, что значительно ухудшает качество процесса выбора и удлиняет его сроки.
А ведь вышеприведенный список лучше бы не сокращать, а, напротив, расширить. Во-первых, большую пользу могут принести так называемые референс-визиты или референс-звонки к успешным клиентам, уже внедрившим интересующие вас решения. Во-вторых, имеет смысл попросить партнеров разработать демо-примеры по предварительно предложенному сценарию. Но здесь важно чувство меры: не имеет смысла требовать включить в демо-пример всю функциональность решения и все свои процессы. Лучше определить критически важные для вас аспекты и сосредоточиться на них. Наиболее выигрышные моменты своей системы поставщик решения не забудет показать в любом демо-процессе. Также можно провести предварительное обследование предприятия своими силами или силами партнеров/вендоров. Результатом такого обследования, как правило, является определение целевой архитектуры информационной системы с учетом задач и узких мест процессов компании, последовательности внедрения и высокоуровневой оценки выгод для бизнеса. Например, специальная бесплатная программа предварительного обследования есть у Oracle (Oracle Insight).
Как для предварительного анализа рынка, так и для непосредственного ознакомления с решениями вы можете взять на вооружение «эталонный» список возможностей TMS-решений, которым пользовалось агентство Gartner при составлении своего отчета.
- Стратегическое моделирование и планирование транспортной сети.
- Закупка транспортных услуг, выбор поставщиков.
- Входящая, внутренняя и исходящая логистика.
- Тактическое планирование.
- Операционное планирование и оптимизация перевозок.
- Оптимизация назначения перевозчиков и возможность управлять взаимодействием.
- Исполнение транспортного плана, взаимодействие и согласование с перевозчиками.
- Взаимодействие с перевозчиками, поставщиками и клиентами.
- 3D-моделирование загрузки.
- Расчет стоимости перевозок и управление тарифами.
- Мелкие отправки через почтовых операторов.
- Планирование и исполнение железнодорожных и интермодальных перевозок.
- Планирование и исполнение маршрута с несколькими плечами и видами транспорта.
- Диспетчеризация и маршрутизация собственного транспорта.
- Сверка счетов за транспортные услуги, оплата и распределение затрат.
- Управление графиком подачи транспорта и воротами склада.
- Отслеживание транспортных заказов, перевозок и управление событиями.
- Аналитика, управление эффективностью, системы показателей и панели управления.
- Возможность применения локальных настроек для различных стран.
- Техническая архитектура, возможности адаптации системы, гибкость, удобство использования, возможности развертывания и масштабирования.
Излишне говорить о том, что решение Oracle на 100% соответствует этому списку, так что его можно считать перечнем функций Oracle Transportation Management.
Разберем лишь самые интересные возможности. Например, инструмент Oracle In-Memory Logistics Command Center — стратегическое моделирование транспортной сети — предоставляет средства для выполнения быстрого моделирования альтернативных сценариев логистической сети с использованием реальных оперативных данных, правил и ограничений. Инструмент Oracle In-Memory Logistics Command Center, полностью интегрированный с Oracle Transportation Management, как раз позволяет оптимизировать работу логистических операций, пользуясь анализом «что, если» (рис. 3).
Oracle In-Memory Logistics Command Center и Oracle Transportation Management построены на единой схеме данных — управляют одной и той же нормативно-справочной информацией, одинаковыми бизнес-объектами, заказами, перевозками. Logistics Command Center загружает всю схему операционной логистической сети и проигрывает анализ сценария «что, если» — например: что, если у перевозчиков тарифы повысятся на 20%.
Очень красивая функциональность — оптимизация загрузки с помощью 3D-моделирования. Oracle Transportation Management содержит шаблоны загрузки и ориентации груза в трейлере, позволяя планировать оптимальную загрузку транспорта. Например, решение просчитывает, какая будет загрузка транспортного средства, процент утилизации транспортного средства с учетом ограничений и правил размещения груза вертикально вдоль или поперек, горизонтально вдоль или поперек, в ширину или в длину (рис. 4).
Инструменты базовых настроек решения позволяют настроить разные параметры пользовательского интерфейса: язык (поддерживаются 16 языков), единицы измерения (вес, объем, длина, ширина, скорость, расстояние), форматы данных, валюту и т. д. Мобильная версия решения также поддерживает локальные настройки.
Все эти возможности реализованы Oracle в рамках единой платформы, решение построено на современных интернет-технологиях, обеспечивая максимальную гибкость и масштабируемость системы.
Отдельно хочется отметить доступность данного решения как облачной услуги Oracle Transportation Management Cloud. В высококонкурентной среде компании все чаще начинают детальнее просчитывать совокупную стоимость владения информационных систем, и многие клиенты Oracle уже воспользовались услугой использования системы по подписке, которая позволяет исключить большие инвестиции на начальном этапе внедрения системы, сократить цикл внедрения и минимизировать риски по сопровождению системы.
Попытка начать исследование рынка уже на этапе презентации и демонстрации — не единственная ошибка, часто встречающаяся при выборе решений. Другая проблема появляется, когда заказчики пытаются найти универсальную систему, которая решит все проблемы. Например, заказчик может включить в список требований к TMS-системе вспомогательную функциональность управления ремонтами транспортных средств, которая обычно входит в ERP-систему, а именно в блок управления активами предприятия, техобслуживанием и ремонтами.
Еще две взаимосвязанные ошибки — отсутствие ИТ-стратегии и отсутствие согласованности информационной системы и бизнеса. Нельзя выбирать бизнес-систему — в данном случае TMS-систему — без привлечения соответствующего бизнес-подразделения, т. е. логистического отдела. Кроме того, при выборе бизнес-системы нужно понимать, каким станет ИТ-ландшафт предприятия после внедрения системы и как он будет изменяться в своем развитии, более того, нужно понимать, куда вообще идет бизнес этой компании.
Также следует помнить, что управление транспортировками — сквозной процесс, поэтому система должна поддерживать отраслевые стандарты и иметь открытые интерфейсы для легкости ее интеграции с другими системами компании, например системами исполнения заказов сбыта, финансовыми системами, системами управления взаимоотношениями с клиентами и т. д. Недостаточная проработанность вопросов интеграции до выбора системы — причина того, что на многих проектах до 30% затрат могут составлять затраты на интеграцию систем.
И еще одна серьезная ошибка — неверная оценка срока выбора системы, которая может быть как слишком оптимистичной, так и, напротив, «резиновой». Срок должен быть четким и адекватным.
Мы надеемся, что теперь вы готовы к выбору TMS-системы, не будете повторять чужих ошибок и сможете правильно выбрать и внедрить звезду TMS, которая засияет на вашем ИТ-небосклоне.