Зоопарк опытов. Разбираемся в UX, CX, HX и иже с ними

«Х» во всех этих аббревиатурах означает experience (опыт), а первая буква — чей опыт. Вроде всё просто, но как же «задрали» эти производители смыслов!

Все экспириенсы говорят о потребителях, о создании положительных эмоций, укреплении лояльности и формировании долгосрочных отношений.

UX — User Experience, пользовательский опыт

Мне больше нравится слово «юзер», но, как я и думал, Юзеры — не Люди!))

Описание тарифных планов на одном из сайтов

Описание тарифных планов на одном из сайтов

UX долгое время оставался единственным правильным настоящим человеческим «опытом». Но теперь UX — это качество взаимодействия конечного пользователя с продуктом, системой или интерфейсом только в цифровом контексте.

Если речь про сайт, приложение, софт и т.п., то это UX.

Ключевые аспекты UX

  • Юзабилити должен гарантирует, что продукты просты в использовании, интуитивно понятны и требуют минимальных усилий для выполнения задач или достижения целей.

  • Дизайн, ориентированный на пользователя, направлен на понимание целей и ожиданий пользователей.

  • Взаимодействия пользователя с продуктом, включая макет, навигацию и интерактив.

  • Тестирование прототипов на с реальными пользователями, чтобы выявить проблемы и внести улучшения в процессе.

  • Доступность для пользователей с разными способностями/возможностями. 

CX — Customer Experience, клиентский опыт

Заметьте, что речь про клиента. Т.е. это тот, кто уже стал или может стать чьим-то покупателем (клиентом). 

CX — это совокупный опыт взаимодействия клиента с продуктом, услугой или организацией через все точки соприкосновения. CX охватывает весь путь клиента с брендом, от первоначального контакта (увидел рекламу) до поддержки после покупки.

CX шире, чем UX, и распространяется на все представления бренда, в физическом и цифровом мире.

Ключевые аспекты CX

  • Эмоции и восприятие бренда клиентами.

  • End-to-End. Учитывается весь путь клиента до покупки и после.‍

  • Согласованность, последовательность опыта в разных каналах (офлайн, онлайн, в магазине, в приложении и т. д.)‍

  • Обратная связь. Сбор и анализ отзывов клиентов для оптимизации всех процессов. 

С UX и CX тесно связаны карты путей пользователей CJM (Customer Journey Map) и UJM (User Journey Map).

Скрытый текст

Карты CJM и UJM

CJM — это описание (карта) всех шагов, проблем и ожиданий клиента, которые он проходил покупая что-то (товар, услугу). Стадии, состояния клиента от потребности до покупки. Можно строить по отношению к чему угодно.

UJM— это описание (карта) всех стадий взаимодействия пользователя с самим продуктом (не важно купил он его или ещё нет).

Здесь «U» (User, Юзер) — это тот, кто использует продукт, даже просто вертит в руках или тыкает (не важно, купил или нет).

«С» (Customer, Клиент) — это тот, кто только собирается (думает, мечтает) что-то купить, и как только он получает это в пользование — он превращается в User (юзера).

Надеюсь не сильно запутал, т.к. Customer в картах и Customer в опытах это немного разное. Но не я это придумал))

CJM и UJM трансформируются одно в другое на разных стадиях. Например, покупка квартиры. CJM — формирование потребности смены жилья, поиск, осмотры, покупка. UJM — использование сайтов объявлений, взаимодействие с риелторами (получение услуг), переезд (услуги перевозчиков).

CJM и UJM можно построить по отношению к чему угодно, от туалетной бумаги, до космического корабля.

Service Design — дизайн-мышление, сервис-дизайн

Часто употребляется в контексте UX, CX и других экспириенсов.

Service Design — это процесс (методология) планирования и организации ресурсов бизнеса с целью улучшить опыт сотрудников и тем самым косвенно улучшая клиентский опыт. Довольный сотрудник — довольный клиент.

Сейчас почти стёрлись границы между товаром и услугой и рассматривается всё в совокупности. Хлеб — это конкретный товар, а его продажа — это услуга. Одно без другого не существует. Улучшение чего-то одного почти не повлияет на результаты бизнеса.

Например в образовании. Удобная навигация по сайту, персональные рекомендации курсов, отслеживание прогресса студентов, взаимодействие студентов и преподавателей, зоны для учёбы и отдыха и т.п.

В ретейле. Организация торговых пространств таким образом, чтобы вести клиентов по заранее продуманному маршруту, предлагая примерочные зоны, шоурумы и вдохновение для покупок и т.п.

Ключевые аспекты Service Design  

  • Оптимизация бизнеса. Переосмысление бизнес-процессов для устранения узких мест и повышения эффективности.

  • Ориентированность на пользователя. Понимание его потребностей, поведения и предпочтений, но в понятие «пользователи» включены ещё и сотрудники.

  • Баланс между участниками процесса партнёрами, сотрудниками, покупателями.

  • Внимание к точкам контакта. Проектирование отдельных точек соприкосновения (например, интерфейсов веб-сайта, взаимодействия с клиентской службой и т. д.) для согласования с общим опытом обслуживания и маршрутами клиентов.

  • Вовлечённость клиентов и других заинтересованных сторон в процесс проектирования. 

HX — Human Experience, человеческий опыт

Каждая из ранее упомянутых дисциплин фокусируется на различных аспектах человеческого опыта.

HX — это ещё более широкий взгляд, который охватывает эмоции и восприятие людей в активных и пассивных точках соприкосновения и взаимодействия. Сбор и анализ данных о пользователях; персональные рекомендации; тематические блоги, видео и истории успеха с товарами; тех.поддержка; работа с отзывами и т.п.

Тесное сотрудничество со всеми отделами инженерами, управленцами, продавцами. Исследования и анализ данных. Всё это позволяет оценить необходимость, жизнеспособность и осуществимость новой фичи, как услуги могут удовлетворить потребности, цели и ожидания пользователей. Помогает обеспечить инклюзивность и интуитивность не только цифровых решений для различных групп пользователей.

Думаю, что подобных «опытов» существует и можно напридумывать на любую букву))

Например есть ещё LX, это подход к созданию образовательного контента (учебный опыт). EX — опыт сотрудников организаций, от поиска работы и найма, до ухода.

Предложу ещё «PX», это пешеходный опыт. Почему нет?! Очень специфичный и распространённый. А через кейс, что многие пялятся в телефоны и не смотрят по сторонам, можно зайти в IT. Насоздавать спец.курсы для дизайнеров и разработчиков. Залить мозг бизнесу, что без РХ все их приложения фуфло (как сейчас без UX).

А потом, всё это объединить в ещё более абстрактное понятие Space Experience и будет всем счастье))

Скрытый текст

Давайте общаться

© Habrahabr.ru