Программирование для детей 12 лет: какое направление выбрать

d5387b57e6aaef774b06b6fc34e3a4ea.png

Программирование кажется сложной темой, но научиться писать код может даже начинающий подросток без опыта. Как это сделать и какое направление выбрать? Предлагаем разобраться.

Сегодня школьники уже почти не интересуются традиционными секциями и кружками, часто предпочитают более современные занятия: они с охотой проходят курсы IT, увлеченно учатся программировать, создавать 3D-модели, игры и не только. Мы с коллегами в школе Pixel считаем, что это стремление нужно поддерживать, а соответствующий интерес и потенциал — развивать, ведь даже маленький программист без опыта по мере обучения становится все ближе к информационным технологиям и одной из востребованных профессий будущего.

Справедливы вопросы по поводу выбора направления, потому что вариантов много:

  • Визуальное программирование (например, Scratch);

  • Написание кода на Python;

  • Разработка игр с использованием языка Lua;

  • Программирование на C# и т. д.

А мы хотим рассказать о каждом из вариантов и коротко описать их: отметить плюсы и перспективы, а также поговорить о дальнейшем обучении и вероятной карьере. Давайте приступим и рассмотрим обозначенные и другие направления дополнительного IT-образования для подростков 12 лет. Всего выделим 6 основных вариантов и 3 дополнительных, косвенно связанных с кодом (а главное, с IT-сферой): вам и вашему ребенку останется сделать выбор.

К некоторым направлениям добавим видеоуроки, чтобы вы могли сразу познакомиться с устройством программы и возможной траекторией обучения. Больше уроков можно найти на наших видеоресурсах, они все доступны бесплатно, ссылки будут в конце материала. 

1. Программирование в Scratch

Среда «Скретч» разработана сотрудниками медиалаборатории MIT (Massachusetts Institute of Technology) специально для детей. Одноименный визуальный язык может использоваться для разработки простых игр, анимации и мультфильмов.

Плюсы среды:

  • Простота. Для написания кода дети используют яркие блоки — команды. С их помощью можно управлять игровыми объектами и персонажами — спрайтами;

  • Доступность и бесплатность. Использовать программу можно онлайн или офлайн, платить за это не нужно;

  • Возможность сделать первый шаг в направлении написания кода. Создание игр и выполнение других проектов на языке Scratch подводит детей к пониманию логики и других принципов кодинга. Это закладывает основы освоения более сложных текстовых языков.

Так, плюсы налицо. Но может показаться, что детский язык «Скретч» слишком прост для подростков. Отчасти это так: визуальный код лишь закладывает основы и не дает достаточных практических навыков. Но если нет опыта, то можно начать именно со Scratch на курсах или бесплатных уроках обучения программированию для детей 12 лет: это поможет вникнуть в азы и лучше понять, как устроена логика кодинга.

2. Написание кода на Python и создание модов для Minecraft

«Питон» — относительно простой скриптовый язык, отличающийся универсальностью: он подходит для разработки приложений для устройств с iOS и Android, а также для создания более масштабных проектов — десктопных программ и даже серверных операционных систем. Python используется:

  • Исследователями, занимающимися машинным обучением;

  • Тестировщиками;

  • Разработчиками мобильных и компьютерных приложений, игр и не только.

Считать язык сложным не стоит: с ним способен справиться даже начинающий ребенок. А мы хотим отметить игровую вселенную Minecraft и перспективы ее использования в процессе обучения: возможность писать код на «Питоне» для разработки модов — стимул и мотив для любого ребенка. По мере освоения «скучного» текстового языка через создание дополнений для любимой игры каждый ученик незаметно для себя вовлекается в учебу и начинает постигать Python на уровне, приближенном к продвинутому. Это создает прочные основы дальнейшего обучения и освоения профессии программиста. 

3. Программирование на Python

Обучать детей языку «Питон» вовсе не обязательно на примере Minecraft: если у подростка есть интерес, стать так называемым питонистом он сможет и без игровой основы. Однако мы с коллегами в школе программирования для детей 12 лет «Пиксель» считаем, что геймификация — основа успешной учебы непоседливых подростков, увлекающихся геймингом. Поэтому первые шаги лучше делать именно с примерами в виде создания простых игр и подобных проектов: так изучать относительно сложный Python будет намного интереснее и увлекательнее.

О перспективах мы уже говорили: «Питон» может использоваться разработчиками мобильных и десктопных приложений, игр и не только. Если ребенок в 5–6 классе интересуется кодингом, этот язык станет хорошим стартом.

4. Кодинг на Lua в среде Roblox

На онлайн-курсах программирования для детей 12 лет часто обучают Lua — скриптовому языку, созданному на базе Католического университета Рио-де-Жанейро. «Луа» близок к JavaScript, что в теории делает его несколько сложным, но синтаксис напоминает Pascal. По этой причине язык и используется для обучения подростков: осваивать его можно даже в младшем подростковом возрасте.

А в связке с Roblox — игровой онлайн-платформой — Lua становится отличным средством дополнительного IT-обучения. Благодаря использованию этих инструментов дети учатся:

  • Создавать собственные игры, которые впоследствии можно даже продавать;

  • Писать текстовый код.

А еще на платформе «Роблокс» дети могут общаться друг с другом, обмениваться опытом и разрабатывать проекты на движке Roblox Studio. Если все получится, то откроются перспективы заработка: мы уже отметили, что созданные игры можно продавать во внутреннем магазине.

5. Программирование на C# и разработка на движке «Юнити»

Язык «Си Шарп» изначально был создан компанией Microsoft для кодинга приложений для Windows, но сегодня это кроссплатформенный инструмент: с его помощью можно писать программы и для Linux, iOS. Владение C# перспективно тем, что он используется разработчиками для:

  • Работы с базами данных;

  • Программирования логики сложных программных решений;

  • Машинного обучения;

  • Создания видеоигр.

О последнем хотим поговорить отдельно и отметить Unity — современный игровой движок. В сочетании с C# он применяется для разработки мобильных и десктопных игр. А еще среда «Юнити» включает инструменты, предназначенные для работы с:

Владение Unity и C# пригодится любому современному подростку 12 лет, увлекающемуся геймингом, разработкой игр и написанием кода: в будущем можно получить профессиональное образование и стать востребованным специалистом. Сфера не играет роли: машинное обучение, видеоигры, работа с базами данных — лишь примеры.

6. Веб-разработка с использованием HTML, CSS и JavaScript

Как и раньше, начнем с теории: это поможет разобраться, о каких инструментах пойдет речь, а также понять, почему языки HTML и CSS на самом деле используются не для программирования. Итак:

  • HTML — инструмент, предназначенный для гипертекстовой разметки. С помощью языка на страницах сайтов можно размещать текст, картинки, таблицы и другой контент, делать это лаконично и аккуратно;

  • CSS — формальный язык, используемый для описания внешнего вида веб-страниц. Он полезен, когда нужно быстро и без усилий изменить визуальное оформление сайта, но не хочется использовать более сложные инструменты: достаточно выбрать готовые таблицы стилей, чтобы изменить цвета, шрифты, расположение содержимого на страницах веб-ресурса и не только.

А вот JavaScript — полноценный язык программирования. Он востребован в среде веб-разработчиков: с его помощью специалисты создают интерактивные страницы и удаленные приложения, а также простые игры.

Научиться использовать представленные языки можно на уроках программирования для детей 12 лет онлайн, не выходя из дома. Курсы или обучающие видеоролики — не играет роли: главное, чтобы ребенка интересовала тема веб-разработки. Именно интерес и увлеченность станут комплексной основой успешного самостоятельного обучения или результативных занятий под чутким руководством со стороны грамотного педагога.

Бонус: дополнительные IT-направления, которые могут заинтересовать ребенка

Мы отметили, что есть и другие направления, прямо не связанные с написанием кода. О них и хотим рассказать и порекомендовать ознакомиться, особенно при условии, что подросток не интересуется программированием, но хочет начать путь в IT.

7. Веб-дизайн

Обычно для обучения веб-дизайну используется Figma — графический редактор, предназначенный для проектирования сайтов, приложений и других продуктов. Направление тесно связано с разработкой на HTML, CSS и JavaScript: наличие в команде специалиста по «Фигме» гарантирует качественное предварительное прототипирование. А еще представленный нами графический редактор используется для работы с:

  • Интерфейсами. В Figma можно рисовать иконки, кнопки, логотипы, а также делать интерактивные элементы и эффекты вроде всплывающей анимации;

  • Векторной графикой. Можно создавать графические объекты с нуля или загружать их в Figma из сторонних источников.

Часто обучение детей работе в «Фигме» сочетается со знакомством с Tilda — известным конструктором для создания сайтов. Если освоить направление, в будущем можно стать полноценным веб-дизайнером даже без дополнительного обучения: первые оплачиваемые проекты можно выполнять на биржах фриланса после курсов или просмотра обучающих роликов.

8. Графический дизайн

Обучение детей графическому дизайну невозможно без погружения в Adobe Photoshop и Illustrator — профессиональные инструменты, используемые продвинутыми дизайнерами. Эти программы открывают возможность передавать сообщения и идеи с помощью шрифтов, графики, картинок и видео. Подросток, владеющий инструментами сред «Фотошоп» и «Иллюстратор», может самостоятельно создавать:

  • Логотипы;

  • Визуальные элементы для брендинга;

  • Макеты упаковки;

  • Рекламные материалы и не только.

Так, графический дизайн — еще одно интересное направление, заслуживающее внимания, если программирование не интересует подростка 12 лет.

9. Создание 3D-моделей в Blender

Графический редактор «Блендер» характеризуется многофункциональностью: с его помощью можно создавать трехмерные модели для игр, анимации и видео. Программа предлагает детям и подросткам инструменты, предназначенные для:

  • Моделирования и визуализации;

  • Редактирования роликов;

  • Создания визуальных эффектов;

  • Анимирования персонажей и объектов;

  • Скульптинга, или создания цифровой скульптуры;  

  • Проработки текстур и моделей для компьютерных игр.

Перспективы освоения редактора колоссальны: в будущем подросток, который умеет обращаться с Blender, может стать частью команды game-разработчиков, проектировщиков или исследователей и даже членом полноценной съемочной группы. Это обусловлено тем, что 3D-модели используются во множестве направлений, среди которых IT не исключение.

Учиться самостоятельно или на онлайн-курсах

Мы считаем, что начать и сделать первые шаги можно самостоятельно: подойдут короткие обучающие подборки видеороликов. В них грамотные педагоги говорят просто о сложном, приводят примеры и показывают, что и как нужно делать, чтобы получить ожидаемый результат.

Курсы же станут отличным решением в двух случаях:

  1. Самообучение не привело к результатам, возникли ошибки и трудности, но интерес не угас, а только повысился. При поддержке педагогов подросток сможет понять, что было сделано не так, а также разобраться в неочевидных вещах. Это станет стимулом и дополнительным мотивом на пути к погружению в IT и получению востребованной профессии в будущем.

  2. Все получилось, но хочется узнать больше и вывести навыки на почти профессиональный уровень. В этом, как и в первом случае, помогут грамотные преподаватели.

Расскажите, как планируете учиться? Что выбрали бы для подростка: программирование или другой вариант? А если вы уже знакомы с одним из представленных направлений, просим рассказать, где и как учились.

***

Материал подготовлен школой программирования для детей Pixel. Мы знакомим детей 5–17 лет с IT-направлениями на индивидуальных и групповых онлай-занятиях.

Бесплатные уроки по всем направлениям можно найти на наших ресурсах: YouTube, Rutube, Дзен, ВК.

© Habrahabr.ru