Женщины и Космос или просвещение планеты Задержка Развития
Написав неделю назад про эксперимент «Луна-2015» с полностью женским экипажем я был неприятно поражен обилием глупых шуток и женоненавистнических комментариев. Что ж, это прекрасный повод поговорить о женщинах в космосе.
История
Первая женщина-космонавт, Валентина Терешкова, всемирно известна. Стартовав 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6», Валентина провела почти трое суток в космосе.
Но успешный в целом полет прошел не идеально — Терешкова нечетко держала связь, испытывала проблемы с построением посадочной ориентации корабля (повторяющийся сейчас рассказ про неправильную ориентацию в программе и «перепрограммирование» «Востока-6» не соответствует действительности), случайно поцарапала иллюминатор, сломала карандаш. При посадке, в нарушение инструкций, подняла голову вверх и заработала синяк на носу от удара шлемом, когда включилась катапульта. После посадки, опять же в нарушение инструкций, раздала свой космический рацион колхозникам, возможно, скрывая то, что в полете почти ничего не ела. Сейчас это не кажется серьезным, мы знаем, что примерно половина космонавтов страдает от вестибулярных расстройств в начале полета. Но тогда этот неидеальный полет наложился на политические аспекты выбора экипажей и реакцию «чтобы духу бабьего здесь не было!» Сергея Павловича Королева — женщины в СССР перестали летать в космос на почти 20 лет.
Гораздо менее известно, что примерно в то же время в США женщины прилагали большие усилия, чтобы прорваться в космос. Началось все с научного любопытства — доктор Уильям Лавлейс, который проводил медицинское тестирование мужчин-кандидатов в первый отряд астронавтов США, предложил пройти эти же тесты известной летчице Джеральдине Кобб. Джеральдина, которая в 19 лет учила мужчин летать, а к концу 50-х годов установила несколько авиационных рекордов, успешно справилась с тяжелыми и очень некомфортными медицинскими тестами. Она также стала единственной женщиной, которая прошла все три фазы медицинского тестирования (медицинское обследование, изоляция и оценка психики, продвинутое обследование на военном оборудовании с использованием реактивных самолетов). Кроме Кобб еще двенадцать женщин успешно прошли первую фазу тестирования. Женщины из отряда, названного «Mercury 13», вполне смог ли бы стать астронавтами, если бы не политика. В требованиях NASA был прописан обязательный опыт работы военным летчиком испытателем, а таких женщин не было. Президент США, прямо установивший эти требования, не стал их менять ради женщин. Никто из отряда «Mercury 13» в космос не полетел.
Второй женщиной в космосе стала Светлана Савицкая. Она отправилась в полет к орбитальной станции «Салют-7» в 1982 году. А в 1984 году стала первой женщиной, совершившей два космических полета, и первой женщиной, вышедшей в открытый космос. До начала космической карьеры Светлана летала на реактивных самолетах, установила несколько рекордов на Миг-25. После ухода из отряда космонавтов работала в Московском авиационном институте, а затем стала депутатом.
Светлана Савицкая работает в открытом космосе
Американские женщины-астронавты появились только с началом программы Спейс Шаттл. В восьмом отряде астронавтов, который набрали в 1978 году, были первые шесть женщин:
Слева направо: Шеннон Лусид, Маргарет Седдон, Кэтрин Салливан, Джудит Резник, Анна Фишер, Салли Райд
Счастливый билет стать первой женщиной-астронавтом США выпал Салли Райд — она полетела в 1983 году. Пять оставшихся женщин поставили свои рекорды. Первой американкой, совершившей выход в открытый космос, стала Кэтрин Салливан. Маргарет Седдон была матерью троих детей на момент прохождения отбора, но первой из матерей побывала в космосе Анна Фишер, родившая дочь уже будучи в отряде астронавтов. На момент полета дочери было всего полтора года. Шеннон Лусид стала первой женщиной, совершившей пять космических полетов, а также стала первой американкой, побывавшей на станции «Мир». Джудит Резник стала первой американкой еврейского происхождения в космосе.
Первой женщиной-космонавтом России стала Елена Кондакова. Она же стала первой женщиной, которая летала на двух разных типах космических кораблей — «Союзе» (1994-1995) и Спейс Шаттле (1997).
Первой женщиной-пилотом и командиром Спейс Шаттла стала Айлин Коллинз. Она пилотировала шаттл впервые в 1995 году в миссии стыковки со станцией «Мир», а первым командиром стала в миссии STS-93, когда был успешно выведен на орбиту рентгеновский телескоп «Чандра», работающий до сих пор.
Женщины были главными и на МКС — Пегги Уитсон командовала МКС с октября 2007 по апрель 2008 года.
Слева направо: Джудит Резник, Криста Маколифф, Лорел Кларк, Калпана Чавла
Работая вместе с мужчинами в космосе, женщины разделили и более печальную судьбу — из 14 погибших на шаттлах астронавтов четверо — женщины. Джудит Резник и Криста Маколифф погибли на «Челленджере», а Лорел Кларк и Калпана Чавла — на «Колумбии».
Сегодня женщины продолжают работать в космосе. В 2014 году первой россиянкой на МКС стала Елена Серова.
11 июня 2015 года с МКС вернулась Саманта Кристофоретти, из-за аварии «Прогресса» ставшая рекордсменом среди женщин по длительности непрерывного космического полета.
В 2016 году на МКС должна отправиться Кэтлин Рубенс
Просвещение планеты Задержка Развития
Астронавт Майк Маллейн очень хорошо описал то, как он изменился, работая с женщинами в NASA. Предлагаю вам выдержки из его мемуаров «Верхом на ракетах: возмутительные истории астронавта Спейс Шаттла» (перевод мой).
В свой первый рабочий день кандидата в астронавты я столкнулся с двумя вещами, с которыми еще не сталкивался никогда в жизни: выбирать, что надеть на работу и работать с женщинами. <...> И если вопрос, что надеть, вызывал у меня простое недоумение, то женщины-коллеги для меня были как из другой галактики. Я рассматривал женщин только как сексуальные объекты — непреднамеренное следствие двенадцати лет обучения в католических школах. Священники и монахини вбили в меня идею, что женщины тождественны сексу, а секс означал вечные муки в аду. Девочки никогда не обсуждались в ином контексте. О них никогда не говорили, как о людях, которые могут мечтать. Не говорилось о женщинах-врачах, женщинах-ученых, женщинах-астронавтах. О женщинах говорили только как о «причинах греха». Единственное, что я подростком знал о женщинах — это то, что прямая дорога в ад лежит у них между ног. А их груди познакомят тебя с Вельзевулом. Даже фантазии об их грудях и других частях тела (смертный грех «нечистоты помыслов») отправят тебя прямо в ад. Только в браке правила менялись. Там секс становился нормой — для продолжения рода. Замужем женщина достигала своего высшего жизненного статуса — зачинать и рожать детей. «Главная цель брака — рождение детей» — такова была догма в учебнике «Курс брака» 1963 года моей жены, закончившей школу Святой Марии.
Этот же учебник содержал урок «мужской и женской психологии» с таблицей характеристик. «Мужчины больше реалисты, женщины — идеалисты. Мужчины более эмоционально стабильны, женщины эмоционально слабее. Мужчина любит свою работу, женщина любит своего мужчину». И, моя самая любимая, «Мужчины чаще правы, женщины чаще неправы».
Я настолько полно воспринял эти извращенные сексистские утверждения, что в старших классах написал сочинение, о том, что женщинам надо запретить поступать в колледж. Я получил «отлично». Я оказался хорошим учеником.
<...>
Офицерский корпус ВВС США, куда я попал в 1967 году, был полностью мужской организацией. Я не видел ни одной женщины-летчика. Пятничными вечерами в клубе нас развлекали стриптизерши. Военные летчики рассматривали женщин только как «приемные гнезда». Любой, кто говорил иначе, должно быть, собирался баллотироваться в Конгресс. Женщины могут быть с Венеры, нормальные мужчины с Марса, но военные летчики происходят с планеты Задержка Развития.
Поначалу выбор слов Маллейна в общении с женщинами не отличался от того, что он бы использовал в мужском коллективе. Но среди шести женщин восьмого отряда астронавтов были и феминистки. Неосторожная шутка с упоминанием слова «сиськи» в присутствии Салли Райд привела к тому, что она не разговаривала с ним больше, чем это было необходимо по работе, лет десять. Маллейн не был одинок в своей отсталости — другие астронавты, бывшие военные летчики, устраивали идиотские розыгрыши и придумывали шутки, которые не хочется переводить. Но работа вместе с гражданскими и женщинами была поучительной — эти люди могли не знать, как пить горящий коктейль, но они оказались не слабее духом, и хорошо делали свою работу. В конце книги Майк прямо пишет:
Без всяких сомнений, опыт работы в NASA больше всего изменил мою личность в области отношения к женщинам. Я осознал, что они — такие же люди с мечтами и амбициями, и им нужна только возможность, чтобы доказать, на что они способны. И женщины восьмого набора астронавтов справились. Смотреть на то, как беременная на девятом месяце Маргарет Седдон пилотирует симулятор шаттла, выполняя одну за одной безупречные посадки, было для меня уроком их компетентности. Смотреть трансляцию из космоса, где она выполняет незапланированную и опасную операцию манипулятором шаттла для того, чтобы включить неисправный спутник, было уроком. Знать, что это Джуди могла включить дыхательный аппарат Майка Смита в том аду, в который превратился «Челленджер», было уроком. Постоянно показывая свой профессионализм, умение и храбрость, женщины-астронавты восьмого набора отвели Майка Маллейна обратно в школу и изменили его.
Заключение
Есть люди, которые могут быть космонавтами. Их пол имеет значение для конкретных физиологических вопросов или специалистов уровня ИМБП РАН. Есть люди, которые не могут быть космонавтами, из-за слабого здоровья, психики или дурного характера. И пол тут не важен.