Законодатели США назвали доход Google и Apple от магазинов приложений «рентой»
В США на законодательном уровне продолжается дискуссия о правилах магазинов приложений Apple и Google. Ряд компаний в 2020 году выступили за изменение этих правил, обвинив корпорации в использовании своего доминирующего положения. Американские законодатели, обсуждая ситуацию, называют доходы Apple и Google с комиссий разработчиков «рентой».
Сенатор-республиканец Джош Хоули спросил юристов Apple о том, как компания получила деньги на выкуп акций стоимостью $58 млрд за последний год. По его словам, это были не средства от исследований или разработок, а «монопольная рента, которая собирается в магазине приложений».
В сфере экономики понятие ренты относится к тем деньгам, которые бизнес зарабатывает сверх того, что он получил бы на эффективном конкурентном рынке. Другими словами, это средства, которые не были получены путем создания ценного продукта.
Когда корпорации лоббируют налоговые льготы или особое регулирование деятельности, их обвиняют в «погоне за рентой». Однако термин остается спорным; бывает трудно провести грань между справедливой прибылью и необоснованной рентой.
Основной посыл заключается в том, что компании должны пытаться разбогатеть, улучшая свои продукты и услуги, а не играя на выгодных условиях.
Рента остается центральной проблемой антимонопольного регулирования. Это деньги, которые монополист зарабатывает не потому, что он предлагает лучший продукт или услугу, а просто потому, что он имеет право взимать более высокую плату.
Именно в этом подкомитет Сената США обвинил Apple и Google. Данные компании заставляют разработчиков приложений использовать свои платежные системы для цифровых покупок, совершаемых в приложениях, загруженных через их магазины. И на каждую из этих покупок приходится до 30% комиссии. При этом Google и Apple контролируют весь рынок мобильных операционных систем. По словам сенаторов, это заставляет разработчиков приложений перекладывать высокие затраты на потребителей.
На слушаниях в Сенате представители Google и Apple утверждали, что большинство разработчиков не платят комиссию в размере 30%. Но они также настаивали на том, что их комиссионные являются конкурентоспособными и отвечают отраслевым стандартам.
Однако эти аргументы не убедили антимонопольный подкомитет. Как сказала его председатель Эми Клобучар ближе к концу слушания, «здесь что-то не так».
Комиссия за оплату внутри приложения — не единственное обвинение, которое выдвигается против Apple и Google. Помимо прочего, их также обвиняют в использовании доступа к данным конкурентов для передачи своим сервисам, чтобы точнее таргетировать рекламу. Осенью прошлого года сразу 38 штатов обвинили Google в монополизации рынка поисковой рекламы. Кроме того, Apple и Google заподозрили в том, что поисковик второй по умолчанию используется в iPhone и других устройствах.
Не исключено, что в скором времени законодатели США обяжут обе компании отменить высокие комиссии и изменить правила работы App Store и Google Play.