Закон о «приземлении» иностранных интернет-порталов
1 июля принят закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», его уже называют законом о «приземлении» иностранных информационных гигантов на территории России.
Кто подпадает под действие закона? Те, у кого суточная аудитория на протяжении трех месяцев составляет более 500 тысяч человек. Понятно, что речь идет о гигантах информационного рынка, но в законе указано, что это может быть любой иностранный сайт, с аудиторией полумиллиона россиян в сутки. Причем под аудиторией понимается и обработка сведений о пользователях, находящихся на территории РФ, то есть сам пользователь может и не заходить на ресурс, но если его данные обрабатываются, то как говорится «плюс 1». Причем закон касается не только иностранных соцсетей и информационных порталов, в его поле зрения входят и провайдеры хостинга, рекламные агентства, почтовые сервисы и мессенджеры.
Под приземлением в законе понимается: создание зарубежными компаниями филиалов на территории России, организация на своем ресурсе форм обратной связи с пользователями и регистрация личного кабинета на порталах органов власти. Иностранцам также надо будет установить счетчик посетителей его ресурса, рекомендуемый российским надзорным органом.
Какие же последствия ждут иностранцев, которые без энтузиазма воспримут новшество? Перечислим от простого к сложному:
Информирование общества о том, что ресурс нарушает закон.
Запрет на распространение собственной рекламы.
Запрет на размещение рекламы на его ресурсе.
Запрет на прием и передачу денег российскими физическими и юридическими лицами. (В любом направлении — иностранцам или между собой, т.е. все транзакции, включая сервисы сторонних платежных систем запрещаются. Запрещается также банкам работать с нарушителем закона о «приземлении»).
Запрет на поисковую выдачу.
Запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных российских пользователей.
Частичное ограничение доступа к информационному ресурсу.
Полное ограничение доступа к информационному ресурсу.
В качестве возможного казуса — регулятор, преследуя цели информирования сообщества направляет поисковикам сообщение, которое они должны в течение суток разместить у себя о том, что некий ресурс нарушает российское законодательство. То есть возможен случай, когда компания Google должна сообщить пользователям, что Google нарушает нормы закона.
Но не всё так весело. Нарушение требований закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Кто находится в поле зрения данного законопроекта. Это крупные компании: Facebook, Twitter, Google, YouTube, далее по списку, вероятно Instagram, TikTok, Telegram, WhatsApp. Закон не шуточный, напомню, что несколько лет назад в рунете «забанили» мощнейший профессиональный ресурс LinkedIn, который отказался подчиняться предписанным для него локальным российским правилам.
Что можно прочитать между строк? Российские власти хотят регулировать информационное поле, хотят плотнее привязать иностранные соцсети, поисковики, мессенджеры и видео-хостинги к себе и российскому законодательству. Сейчас это только организация представительств на территории России, создание окон обратной связи и размещение своих счетчиков на ресурсах. Затем это может быть более жесткое регулирование и не только контента. Не говорю слово «цензура», но она просматривается. Могут, например, обязать порталы навешивать шильдики о том, что кто-то иностранный агент, нежелательная или экстремистская организация. Всё начинается с малого.
Стоит ли беспокоиться, или может быть радоваться российским социальным медиа, мессенджерам и поисковикам? Наверное стоит задуматься. Если пришли к соседу, то это не значит, что не придут за тобой.
Чуть-чуть оффтопика. В разрезе понятия «приземление» ранее поднималась тема размещения серверов медиа-гигантов на территории РФ. Пока что этого сделать не удалось, но всё еще впереди. На Форуме ежегодной выставки Связь-2021 говорилось, что неплохо бы, чтобы хотя бы cash-серверы иностранных гигантов находились в России. Это конечно выгодно нам, как дата-центру ITSOFT, но дополнительные расходы на размещение серверов медиа-гигантов будут означать большее количество рекламы на популярных ресурсах и меньшую монетизацию для тех создателей контента.