[Личная история] Израиль по репатриации: как переехать с профитом
Тель-Авив, вид из старого города Яффо
Кирилл Зуев, data engineer, 9 месяцев назад переехал из Москвы в Израиль. Удивился ценам на жильё, посетил прайд-парад и успел попасть под обстрел.
О том, как собрать документы и подтвердить, что ты еврей. Какие (немаленькие) льготы дают новым гражданам. Сколько денег ты получаешь от государства за то, что переехал. Что делать в Шаббат, как выбирать квартиру, и сколько стоит литр молока.
Как я попал в Израиль
В Иудейской пустыне, вид на Мертвое море
С 8-го класса затянуло в программирование. Когда поступал в университет, выбрал факультет ВМК МГУ. После 3-го курса нашел первую работу, устроился в небольшой московский стартап, занимающийся интерактивной рекламой для онлайн-кинотеатров и ТВ. Занимался по большей части фронтендом, писал на Haskell и JavaScript. Создавал вместо обычных рекламных роликов интерактивные приложения, с которыми пользователи могли взаимодействовать.
После этого пошел в магистратуру ВШЭ на факультет компьютерных наук. Понял, что с работой это совмещать тяжело. Уволился. Потом, когда нагрузка с учебой чуть спала, нашел работу в GlowByte, в основном обрабатывал банковские события на SAS. Проработал там 8 месяцев, не очень понравилось. Зато после этого меня порекомендовали в Сбер! На позицию Data Engineer, на Scala. Я сказал, что не знаю этого языка, никогда на нем не писал. Но они говорят — у тебя есть опыт функционального программирования, значит, пойдет. Дали мне пару недель, чтобы освоить язык и начать его использовать в боевых задачах. Это было первое место, где мне действительно понравилось и где работа приносила удовольствие. И очень грустно было уезжать.
Таглит — бесплатная программа для евреев, у которых по закону есть право на репатриацию. У меня дедушка еврей, поэтому я под это попадал. У меня была возможность съездить, посмотреть другую страну. Мне это стало интересно, и, конечно же, я поехал. Поездка длится 10 дней, тебя максимально погружают в историю, в культуру. Мы за это время объездили максимально возможное количество мест и городов, от севера до юга страны.
За это время нам рассказали о программе Маса. Она платная, но большая часть оплачивается грантом (он покрывает почти 90% стоимости). Я платил $1200, плюс покупка билетов в Израиль (но потом эти деньги более чем окупаются, об этом дальше). Программа только для молодежи, людей от 18 до 34. Раньше длилась 8 месяцев (или можно было взять маленькую на 4 месяца). Из-за последствий коронавируса сейчас финансирование чуть сократилось, теперь большая программа составляет 7 месяцев. За это время можно делать практически что хочешь, выбрать любую из сотни доступных программ. Можешь заниматься дайвингом, взять профессиональный курс по программированию, читать Тору, учиться на врача…
Герцлия, марина
Я взял программу мастер+статус от оператора ִIsrael Experience: иврит и стажировка. Первые 4 месяца было изучение языка, а потом мне помогали найти тут работу.
Я пытался учить иврит в Москве, немного занимался, но всё равно знаний практически не было. Курсы первые 4 месяца были очень интенсивные. Занятия проходили в зуме пять раз в неделю по 5 часов. Несколько недель занятия проходили очно в ульпане по 2 раза в неделю, когда коронавирусные ограничения ослабили, но затем мы снова вернулись в зум. Сейчас уже есть возможность заниматься очно при наличии вакцины.
Занятия в ульпане дали мне хороший бытовой уровень языка. Стал хорошо понимать на слух, что люди говорят. Уже не чувствую себя абсолютно беспомощным. Иногда бывают сложные моменты, когда что-то не понимаю, но в основном все вокруг знают английский, поэтому проблем нет. К тому же очень большое количество русскоязычных, что еще больше упрощает ситуацию.
Потом стажировка. Я приехал в не самый удачный период времени, между локдаунами, когда компании еще не возобновили свою деятельность в полную силу. Мало кто хотел брать стажеров в коронавирусный кризис. У меня было 3 собеседования, два небольших стартапа и одна компания, специализирующаяся на медицине, но последняя в итоге отказала, сказав, что в текущий момент они не готовы брать стажеров. Компании не имеют право платить стажерам Масы, потому что на программу участники приезжают по студенческой визе без права на трудоустройство. Плюс по программе выплачивается $220 долларов в месяц стипендии (а во время стажировки — даже $250). То есть в итоге с Масой ты выходишь в профит на долларов 200–300.
Для стажировки я выбрал стартап, занимающийся платформой для проведения онлайн-экскурсий, стримов для экскурсоводов. Занимался там исследованием и тестированием нового фреймворка, который они хотели использовать. Мне дали написать на нем тестовое приложение, на основе которого планировалось создать обновленную платформу для трансляций.
Волокита с документами
Иерусалим, Старый город
Чтобы записаться на Масу, нужно записаться и прийти в консульство, и подавать все те же документы, что и для репатриации в Израиль. Это своё свидетельство о рождении, свидетельства о браке и рождении родителей, бабушек и дедушек и так далее до Вашего предка-еврея. Чем больше документов принесешь, тем лучше. Запись обычно осуществляется за несколько месяцев по телефону. Часто возникают проблемы с недостатком документов при первом и даже последующих посещениях консульства. Знаю людей, которые пытались пройти процедуру 6 раз, но в итоге прошли успешно.
Мне относительно повезло, прошел всего за 2 раза. Мне казалось, собрал все документы, которые нужно. У меня были документы со свидетельством о рождении дедушки, где указывалось прямо, что его мама (моя прабабушка) была еврейкой. Но был еще один её документ, где у прабабушки стояла фамилия мужа, а в свидетельстве о рождении дедушки — девичья. Поэтому потребовали дополнительные документы, связанные с ней: либо её свидетельство о браке, либо о рождении братьев/сестёр дедушки, либо что-то ещё. Хорошо, что я делал всё задолго до планируемого времени вылета. Поэтому рекомендую не рисковать и начать этим заниматься заранее, за 1–1,5 года.
Ближе к концу программы координаторы помогают со всем, что касается оформления паспорта гражданина Израиля. Назначают конкретное время в МВД, куда ты приносишь копии необходимых документов и справки (об отсутствии судимости, оригинал свидетельства о рождении, справка о семейном положении или о браке). Сразу выдают временный паспорт. И через две недели на почту приходит биометрический паспорт. И всё, ты можешь им пользоваться, ты гражданин!
Сарона, ранее немецкая колония, сейчас один из самый красивых районов Тель-Авива
Плюс для новых репатриантов есть льготы. Для этого нужно оформить удостоверение нового репатрианта (с этим нам тоже помогали, оформляется в министерстве алии и интеграции). С удостоверением часть налогов не вычитается, есть право на бесплатное обучение двух уровней ульпана, учебном заведении, которое обучает ивриту. Первый год не платишь базовую медицинскую страховку, которую тут нужно иметь обязательно. Даются льготы на покупку машины, квартиры и так далее. Плюс первые полгода есть выплаты: выплачивают по 2600 шекелей ($800) каждый месяц.
Есть еще, так называемая, «аэропортная» выплата. Если ты получаешь визу на ПМЖ в посольстве и просто приезжаешь по репатриации, тебе дают около 2700 шекелей в аэропорту (половину наличными, а остальная часть позже приходит на банковский счёт). Если репатриируешься на Масе, то эти деньги приходят через неделю-две на банковский счёт, они никуда не испаряются. Такой хороший starter-pack для нового гражданина. Я бы советовал выбрать сначала Масу, а не делать сразу репатриацию, если есть такая возможность в силу возраста и если нет хороших знаний языка и культуры. Это отличная возможность адаптироваться. Неплохая стипендия. И 2700 шекелей со всеми бонусами в конце тоже дают, когда гражданство оформляешь.
Как я нашел работу
Закат в Тель-Авиве
За пару месяцев до конца стажировки я начал раскидывать свое резюме по LinkedIn. Вакансий там целое море, все ищут себе программистов. Очень много стартапов, все быстро растут, развиваются. Многие так же быстро падают, но возникают новые. По ощущениям, вакансий даже больше, чем в Москве.
Но! Если в Москве вакансии на любой вкус, под любой язык программирования, то тут языков и фреймворков не так много. В основном, как я заметил, очень любят Java. И всем нужен фронтенд.
Мне повезло, нашелся работодатель, хорошо владеющий всеми тремя языками: ивритом, английским, русским. С ним мы быстро сошлись. Сейчас работаю над big data, data engineering. Как Junior Data Engineer получаю 15 тысяч шекелей в месяц до вычета налогов (это $4600). С налогами на руках остается где-то 12 тысяч ($3700). Это ниже среднего. У меня есть знакомый, который тут давно работает, ему 30 лет. Он на руки получает 20 тысяч шекелей в месяц ($6150). И еще есть много потенциала для роста.
О жилье
Программа Маса у меня проходила в Тель-Авиве. После программы я остался в этом же городе. Снимаем пока с девушкой Airbnb, это удобно, пока ищешь жилье. За маленькую студию в хорошем районе на севере Тель-Авива платим 5500 шекелей в месяц ($1700). Север — это тихие спокойные элитные спальные районы, юг — больше тусовок, шума и преступности.
Сейчас подписали контракт на квартиру в городе Гиватаим. Это примерно 20 минут на автобусе до Тель-Авива. После того, как в Москве я в одну сторону ездил час, это для меня ничего. Там за однокомнатную у меня будет 5120 шекелей в месяц со всеми счетами ($1550). Это примерно средняя цена. Как видите, недешево.
Жилье искать удобно на yad2.co.il (сайт объявлений, зарубежные IP может не пустить). Большая часть квартир сдается без каких-либо посредников, напрямую хозяевами. Есть еще русскоязычные местные сайты, но предложений там меньше, а цены выше. Там варится русскоязычная тусовка, которая не может искать на иврите.
Что хорошего в Израиле: почему здесь стоит жить?
Хайфа, Бахайские сады
Лето 9–10 месяцев в году. Зимой тоже тепло, но дождливо. Местные в основном жалуются на эту жару, говорят, им хочется и снега, и традиционной осени с желтыми листьями, в общем, разнообразия во временах года. Но для меня это пока что плюс. Сейчас тут днём до 30 ºС, вечером 22 ºС. Прохладнее, чем в последние рекордно жаркие дни в Москве.
Море рядом ;) В Москве у меня такого не было.
Другой уровень зарплат. Даже уборщиками или официантами можно зарабатывать очень хорошие деньги. На частных мероприятиях нередко можно заработать не менее 300–500 шекелей в день. На эти деньги можно достойно жить.
Сегодня в Тель-Авиве прошел парад гордости, прайд. По улицам вдоль пляжа. Здесь с этим всё свободно, это не пресекается на государственном уровне. Наблюдал за шествием, довольно интересно. Удивительно, учитывая, что страна достаточно религиозная, но всё это как-то сочетается вместе.
Очень хорошая медицина. Особенно для серьезных операций.
У нас на Масе было почти 50 участников. Мы все общались между собой, завязались полезные знакомства, осталось много друзей. В ульпане тоже легко можно завести знакомых. Многие при переезде в другие страны рассказывают, что им сложно завести знакомых, хоть с кем-то пообщаться. Здесь с этим проблем нет.
Всё близко, на автобусе или машине можно быстро добраться до любого города. И они очень интересные. Есть Иерусалим — старый город, который тесно связан со всеми религиями. Есть Хайфа, где находятся потрясающие по красоте Бахайские сады. Есть Эйлат, курортный город, с выходом к Красному морю. Есть Средиземное море, есть река Иордан, есть озеро Кинерет. Есть Мертвое море, есть пустыни, есть горы. И даже горнолыжный курорт — на горе Хермон.
Что плохого в Израиле: о чем нужно знать до переезда?
Иудейская пустыня
Мне здесь не нравится сервис. Особенно банки. После московских банков — с их условиями, кэшбэком, удобнейшими приложениями, онлайн-банкингом — здесь ты практически по любой мелочи должен ходить в отделение. И только в то отделение, к которому прикреплен! Много бюрократии, я к этому не привык. Все, кто приезжают из Украины, Беларуси, России — жалуются на банки.
Квартиры в Израиле дорогие, и по качеству что-то хорошее сложно найти. В основном ремонты старые, ужасная плитка. Качество квартир однозначно хуже, чем в Москве, а стоимость у них выше минимум на 30–40%. В Хайфе на севере страны было бы в 2 раза дешевле, но вся жизнь происходит в центре страны, поэтому переезжать мне не хочется.
Есть Шаббат (суббота). Общественный транспорт, большинство супермаркетов, всё закрыто. Есть некоторые супермаркеты, которые работают, но это в Тель-Авиве. В Иерусалиме на это время всё вообще вымирает. Если куда-то хочется съездить на выходные, если что-то надо — ты можешь сделать это только на своей машине.
Без корней переехать очень сложно. Нужно быть топовым специалистом. Знаю один вариант, синие бумаги — для беженцев. Есть знакомые русскоязычные ребята, которые приехали сюда как меньшинства, мол, в России их дискриминируют. И они работают по этим синим бумагам, время от времени их продлевая. Но это не очень спокойная жизнь: однажды могут не продлить, и ты должен внезапно уехать.
С налогами всё не так просто. Ставка прогрессивная. До 6000 шекелей составляет 10%, потом — 14%, 17%, 20%, 30%… Плюс есть налог на национальное страхование, на здоровье, вычитают на пенсию. Но из плюсов — есть удобная программа вкладов. Ты можешь из зарплаты отдавать 4–5% на вклад, и через 6 лет получать эти деньги с неплохими процентами.
Репатриантов, которые только что приехали, не очень хотят брать на работу. Говорят, что английского достаточно, но на деле, заметил, что часто требуют свободный иврит.
Высокие цены. Все продукты питания — в 2–3 раза дороже, чем в России. Пачка яиц 12 штук стоит 11 шекелей (250 рублей), литр молока — от 6 шекелей (130 рублей), килограмм куриной грудки — 30–35 шекелей (750 рублей). Есть очень большой налог на автомобили, 83%. Но при местных зарплатах это всё равно вполне комфортные цены.
В мае я попал в небольшую войну. С Газой. По ночам приходилось спать в одежде. Потому что может зазвучать сирена, начинается обстрел, и ты бежишь в убежище. Ты никогда не знаешь, когда это начнется. Попросился на удаленку, чтобы не ездить каждый день в другой город. Не хотелось бы, чтобы сирена застала, когда ты в автобусе. Но в Тель-Авиве ни одна ракета не упала. Большая часть перехватывается системой Железный купол, израильскими военными. Убежище есть в каждом здании, риска погибнуть почти нет, но ситуация неприятная.
Очень дорогая стоматология! Даже самая дорогая страховка включает только 50% скидку на эти услуги. Остальные 50% нужно будет из своего кармана.
В аптеках только очень ограниченное количество лекарств ты можешь купить без рецепта. Почти для каждой таблетки нужно получить рецепт от врача, это непривычно.
К врачу нужно записываться за неделю. А лучше за месяц. У меня девушка недавно хотела пойти к ЛОРу. И в той больничной кассе, к которой она прикреплена, врач будет доступен только через месяц. Срочно сходить никуда не получится. Можно разве что вызывать скорую. Но если твоя страховка не покрывает тот случай, по которому вызвал, это может обойтись очень дорого. Слышал про ценник за вызов около 800 шекелей (18 тысяч рублей).
В целом мне тут комфортно. Уезжать пока не хочу. Но оставаться до конца жизни тоже не собираюсь. На своем месте я себя здесь не чувствую. Ощущается тоска по дому. Поэтому либо вернусь в Россию, либо уеду в Европу-Америку, если получу хорошее предложение. Рассматриваю Израиль как временный опыт, выход из зоны комфорта.
Не могу сказать, что Израиль — идеальное место для жизни. Как видим, минусов получилось заметно больше, чем плюсов. Те же ракеты — это не во всех странах случается. А здесь такое регулярно…