Зачем тимлиду участвовать в подборе? Потому что ошибки найма упадут на него
Может показаться, что тимлида подбор затрагивает весьма косвенно — это вотчина рекрутеров. Тимлид — человек простой: дал задачу, провел парочку интервью, выбрал лучшего и всё. Вы великолепны. Но размышлять в таком ключе вредно, если не сказать опасно. На деле зачастую выходит так, что хорошие кандидаты почему-то идут работать к конкурентам, а все шишки традиционно валятся на рекрутера. Но я считаю так: невиновных в этом случае нет. А в идеале за подбор в команду отвечает непосредственно тимлид. В этой статье я поделюсь опытом в подборе и собственными инсайтами на этот счет.
Про ошибку найма и ответственность
Что я понял на своем опыте: ошибка в найме — это большой урон для компании и команды.
Только подумайте: целых две недели уходят на поиски — рекрутер тратит свои часы, руководитель и команда отвлекаются от задач, смотрят резюме и ходят на собеседования, команда к нему привыкает, а через месяц оказывается, что вы друг другу не подходите. Или проходят недели и месяцы, а человек все не находится. Это плохо влияет на деньги (зарплата рекрутера, стоимость рекламы для привлечения и пр.), на HR-бренд работодателя, на настроение в команде и нагрузки: задачи, которые пока не выполняются, ложатся на других ребят. Вот тут пора понять, что наём — это всегда командный проект.
Ключевой персонаж в этом проекте — не рекрутер, а тимлид. Именно он изначально формирует задачу, на нем ответственность за окончательно принятое решение, даже если при этом голосует вся команда.
Для себя я это формулирую так: ответственный за подбор я, а рекрутер — это мои руки в найме.
Когда рекрутер «пинает» тимлида и команду разработки — это нормально
Воронка подбора — это зеркало найма, то, как он проходит у вас в компании. Поэтому воронка бывает разной: у кого-то шесть-семь этапов, а у кого-то — все двадцать. В разработке hh.ru воронка выглядит так:
Заявка на подбор → скрининг резюме рекрутером → согласование кандидатов техническими специалистами → интервью с командой → тестовое задание (опционально) → повторное интервью → оффер.
Заявку на подбор мы составляем вместе с рекрутером, причем я обязательно проверяю текст вакансии после публикации — чтобы никакой ноль в зарплате не отвалился или важная строка не убежала. Рекрутер сам разбирает отклики, потом отправляет отобранные резюме нам на согласование, ну, а дальше — интервью, обсуждение кандидатов с командой и оффер.
Какие возникали проблемы и как мы их решали? У нас постоянно подвисали кандидаты на этапе согласования с техническими специалистами: ребята заняты своими задачами, отложили просмотр резюме на вечер, а потом забыли. Через неделю посмотрели, да только уже поздно — сфера конкурентная, за это время часть соискателей получили другие предложения. Мы поняли, что нужно менять подход, чтобы такие косяки не вылезали и рекрутер не делал работу по два раза.
В результате сели за круглый стол: я, команда, рекрутер. И нарисовали схему:
как идет процесс
кто за что отвечает
какие максимальные сроки у нас заложены под каждый этап
Решили, что если накапливается определенное количество нерассмотренных кандидатов, то рекрутер пишет в общий чат и не стесняется нас пинать. Если кандидат нереально хорош, то может отправить прямо ссылкой — «кандидат горящий, важно не потерять!».
Когда мы это сделали — все зависания исчезли. Главное принять, что рекрутер тут — «пинатель», это его работа и не стоит на него за это злиться.
А еще от зависаний нас спасает сервис из экосистемы hh.ru — облачная CRM для рекрутмента Talantix. В ней можно прописать сроки под каждый этап воронки, и, если кандидат начинает «подвисать», система сама напомнит. Это удобно не только разработчикам, рекрутер тоже доволен — ведь у него куча задач, и иногда можно в суматохе забыть нас дернуть. А тут CRM сама подсказывает, освобождая от части рутины.
Кандидаты у нас долго не залеживаются, поэтому приложил скриншот из соседнего отдела:
Система хороша и тем, что мы забыли про эпоху резюме на почте (те, которые всегда теряются и очень всех раздражают): вместо них есть вот такие карточки под каждого кандидата, где можно быстро оставить отзыв и отметить — «подходит» или «не подходит». При желании, часть переписки можно скрыть от команды, например, если вы хотите сравнить кандидата с человеком из команды для корректировки уровня компенсации. Не нужно смотреть куда-то ещё — всё собрано в одном месте и ничего не нужно выискивать.
Выбрасываем все лишнее
Я не открою Америку, если скажу, что в ИТ большая конкуренция и за хороших кандидатов нужно побороться. Именно поэтому советую максимально упрощать процесс — без лишних этапов воронки, объемных тестовых и нескончаемых интервью. Посмотрите на эту историю глазами кандидата: ему много пишут, зовут на собеседования, присылают задания. В какой-то момент у него мелькает мысль «горшочек, не вари», он отказывается продолжать поиски и соглашается на первое достойное предложение.
Что может сделать тимлид? Как минимум — разумно подойти к тестовым и количеству интервью. Обязательное тестовое у нас только для QA-инженеров, в остальных случаях мы прощупываем уровень кандидата на собеседовании — предлагаем кейсы, спрашиваем, как человек решил бы ту или иную задачу. И это здоровый подход, потому что репрезентативное тестовое займет несколько часов, а вы у кандидата не одни. Скорее всего, он выберет компанию, в которой тестовое не нужно. Если после собеседования остались сомнения по кандидату и при этом вы уверены в его мотивации, тестовое можно дать, только по максимуму его сократить.
Еще я не вижу смысла в трех и больше этапах интервью. Как показывает опыт, одной-двух встреч достаточно, чтобы принять решение. А еще помните: чем больше интервью, тем выше шансы растерять к финалу всех кандидатов.
У рекрутеров в ходу есть такой мем;)
Заявка на подбор и текст вакансии — это не одно и то же
Многие руководители не различают заявку на подбор и текст вакансии, хотя это важный момент. Заявка на подбор — это шпаргалка для рекрутера, в которой прописаны все нужные для поиска детали от профиля кандидата до стоп-листа (кто точно не подходит) и других внутренних пожеланий. А текст вакансии — это описание позиции, публикуемое на job-площадках и заточенное на продажу потенциальному кандидату.
На этапе формирования заявки очень важно участие тимлида. Пропишите, какой человек вам нужен и под какие задачи, какие навыки критичны, а какие не очень.
Тут важно соотнести свои ожидания с подсказками рекрутера, который лучше вас знает ситуацию на рынке труда.
Обычно я указываю не только обязательный технический минимум. Например, при формировании команды мне важно, чтобы были и креативщики, которые фонтанируют идеями, и люди, с критическим мышлением, которые менее инициативны, но более обстоятельны. В зависимости от текущего состава команды я буду заряжать рекрутера на конкретный тип людей.
Также важно, чтобы правильно был прописан текст вакансии — он должен быть простым, четким, информативным. Помните: это визитная карточка, то, на что «клюет» кандидат. Поэтому постарайтесь, чтобы текст был дружелюбным и показывал вас как работодателя с наилучшей стороны.
Слышал истории о том, что тексты вакансий составляются по схеме: нашли что-то похожее на hh.ru, немного подправили, дописали побольше технологий, опубликовали. При этом список требований у джуниора как для мидла со стажем. Не делайте так! Обязательно возле некритичных требований указывайте в скобках «будет плюсом», иначе вы будете очень долго искать человека, и от этого будет нехорошо не только рекрутеру, но и самому отделу.
История из жизни «Как мы искали мидл-разработчика»
Как-то искали iOS мидла в команду. Откликов мало и находятся вообще не те люди. Сели за круглый стол, все обсудили и поняли: то, что мы готовы предложить, нерелевантно требуемому опыту. Поменяли всего одну цифру (указали 3 года), и процесс пошел. Мой совет: будьте внимательны к каждой строке вакансии — одна цифра или фраза могут в несколько раз сузить воронку.
Также полезно анализировать воронку на продвинутом уровне. Я регулярно смотрю в Talantix, все ли у нас хорошо. Сразу видно, на каких этапах срезаются кандидаты. Например, выясняется, что входящих откликов много, а техническое интервью проходят единицы. Что тут может быть? Например, плохо прописали заявку с рекрутером, и он не тех ищет/не те откликаются. Тогда нужно вместе пересмотреть требования и переписать текст вакансии.
Идеальные вопросы для интервью — какие они?
Спойлер: идеальных вопросов нет. Не существует универсального списка, благодаря которому вы все узнаете о человеке и не промахнетесь. Я провожу групповые собеседования: рекрутер, несколько ребят из отдела разработки (чтобы поделились впечатлениями + смогли меня заменить, когда я буду, например, в отпуске) и я. Рекрутер оценивает софтскилы, а мы проводим техническое интервью — разбираем кейсы или спрашиваем, а что будет, если сделать вот так. Все проходит в формате непринужденной беседы, что позитивно влияет на кандидата: ему спокойнее и он меньше волнуется.
Совет: идите в ногу со временем и не задавайте вопросы типа «Кем вы видите себя через 5 лет» или «Собираетесь ли вы в декрет». Вряд ли вам ответят правду, зато такие вопросы негативно влияют на ваш HR-бренд. Спросите лучше о мотивации или о том, в каком направлении кандидат хочет развиваться. Это будет корректней и информативней для вас.
История из жизни «Как мы проворонили хорошего кандидата»
Как-то мы нанимали тестировщика и на финальном собеседовании долго спрашивали девушку-кандидата про agile-методологии в разработке, хотя это было не принципиально для должности. Кандидат растерялась, и нам показалось, что она слишком скромная, стеснительная и боится трудностей. Мы провели еще несколько собеседований и только потом поняли, что это был самый крутой вариант за последние две недели, но кандидата мы уже упустили. После этого решили расписать, чего ждем от каждой позиции, и уже под эти требования подготовили кейсы и вопросы. Проводим прицельные интервью, без вопросов в сторону, это помогает не распугивать кандидатов и находить именно тех, кто нужен.
Лайфхаки
После интервью мы обычно созваниваемся с командой, делимся впечатлениями и вместе принимаем решение.
Вот несколько наших секретов:
У нас есть общий чат, где прямо во время интервью можно написать «Мне кандидат нравится, давайте еще вот это спросим».
Мы используем таблицу технических навыков, которую можно заполнять прямо во время интервью — отмечать, что есть и чего нет.
Кандидату по результатам отвечаем не сразу, а на следующий день, чтобы можно было «поспать» со своим выбором.
Попробуйте провести ретроспективу по процессу найма.
Смотрим на бюджет: если кандидат хороший, но сильно выше бюджета, а при этом есть слегка уступающие варианты с другим ценником — это влияет на выбор.
Вместо заключения
Этой статьей я хотел продемонстрировать, что подбор — это не «дело рекрутера», а командный проект. Если руководитель и ребята из команды разработки не просто отсиживают рабочие часы, а любят свое дело и болеют за компанию, то они понимают, что наём новичков — это важно, и в нем просто необходимо принимать активное участие.