Зачем давать гранты преподавателям, когда нужны разработчики
ИТ-компании часто тратят деньги на развитие сегмента и вкладываются в будущих сотрудников. На это много причин: говорят об обязательствах лидеров отрасли, развитии местного профессионального сообщества, социальной ответственности и бла-бла-бла. На деле всё прозаичнее: хочешь хорошего специалиста — воспитай сам. Не быстро, зато надежно. Мы — такая социально-ориентированная компания с земными интересами. Будущих программистов и разработчиков у нас помогают готовить Образовательные программы. Как все устроено и чем именно занимается отдел, рассказывать не буду — это тема отдельного поста. Поделюсь опытом работы над одним из проектов направления — грантовой программой для преподавателей.
Большинство работодателей предпочитают устраивать конкурсы, присуждать стипендии и награждать студентов, которые в будущем могут стать отличными сотрудниками. На наставников внимание обращают редко, хотя победы студентов во многом их заслуга. По этой причине 7 лет назад Контур стал поддерживать грантами преподавателей, которые совершенствуют курсы, постоянно развиваются и плодотворно работают со студентами.
До 2013 года гранты вручали точечно: преподаватели рассказывали о работе со студентами, о курсах по программированию и смежным дисциплинам, которые им читают, а мы присуждали грант — за то, что они… молодцы.
На старте проекта этого было достаточно, но с ростом компании и увеличением конкуренции за кадры пришло понимание: что-то надо менять, и менять кардинально. В новых условиях было недостаточно «вознаграждать» наставников «за так»: один в поле не воин и даже самый звездный преподаватель не обучит в одиночку сотню человек в год (нам как раз столько и надо). Мы решили таких преподавателей мотивировать развиваться и делиться опытом и наработками.
В 2013 году грантовую программу разделили на два направления: стали вручать гранты за учебные курсы и материалы и гранты за сообщества и мероприятия для студентов-разработчиков.
Больше не надо было сравнивать разные по сути заявки, ломая голову, кому отдать предпочтение: организатору регионального чемпионата по программированию или автору курса по объектно-ориентированному программированию.
В 2014 году перешли к новой грантовой концепции — пилотный проект запустили в Екатеринбурге, а с этого года распространили на многие города России, сформировали единые требования.
Гранты за учебные курсы и материалы
При запуске обновленной грантовой программы за учебные курсы мы опирались на несколько задач:
- замотивировать представителей вузов обновить устаревшие курсы;
- дать возможность преподавателям, читающим интересные лекции, рассказать о программировании не только 30 студентам на паре, но и гораздо большей аудитории;
- предоставить шанс школьникам и студентам, у которых в школах и вузах нет сильных занятий по информатике / программированию, получить знания с помощью материалов грантодержателей;
- стимулировать сильных преподавателей помогать начинающим с материалами для курсов, передавать опыт и делиться наработками.
Главной целью грантовой программы стало получение готовых учебных материалов, чтобы удачный опыт одного преподавателя масштабировался и удобно распространялся. Мы сознательно не ограничиваем свободу в формах: видео- или аудиокурсы, презентации, текстовые материалы, обучающие игры и многое другое — главное, чтобы материал получился ценный, а учиться по нему было интересно.
У Контура уже есть онлайн-курс «Основы программирования», разработанный ведущими специалистами компании совместно с грантодержателем из УрФУ. Сейчас курс запущен в тестовом режиме, в нем зарегистрировано 1500 школьников и студентов, которые охотно слушают лекции и сдают задачи через автоматическую проверяющую систему. Мы надеемся, что новые курсы запустятся при деятельном участии грантодержателей. Участникам из Екатеринбурга мы даже готовы помочь со студией видеозаписи.
Гранты за сообщества и мероприятия
Разобравшись с учебными программами, мы перешли к дополнительным активностям. Две трети разработчиков Контура — участники ACM или CTF соревнований (иногда и тех и других), есть ребята, увлекающиеся робототехникой. Участие в подобных активностях прокачивает навыки и дает стимул развиваться в направлении программирования.
Перечисленные направления — это только часть грантовых заявок. Среди победителей встречаются очень необычные проекты. Один из них — «ИТ-мастерские для школьников», которые Вадим Полюга проводит в Новосибирске. Суть мастерской в моделировании условий разработки обычной ИТ-компании, где школьники примеряют на себя профессию программиста. Все по-настоящему: заказчик с задачей, дедлайны, менеджеры, график работы и даже зарплата.
Мы предпочитаем поддерживать тех, у кого горят глаза. Именно поэтому, если сомневаемся — дать денег или не дать, встречаемся с кандидатом, после этого сомнений не остается.
Вместо послесловия:
Обновленная грантовая программа стартовала в июне, подведение итогов запланировано на ноябрь. Пока мы не говорим о результатах, но делать прогнозы — самое время. В прошлом году после пилотного запуска в Екатеринбурге в УрФУ было обновлено пять курсов и к ним разработаны методические материалы. Если в этом году их будет не меньше из других вузов страны и добавится хотя бы один интерактивный, можно будет сказать, что перезапуск получился успешным.
Конечно, мы ждём на наш конкурс заявки, но ещё больше — единомышленников среди ИТ-компаний России. В одиночку мы никогда не сможем поддержать всех крутых преподавателей везде, где это следовало бы сделать. А без них невозможно сделать образование качественным. Если вам такая цель нравится — присоединяйтесь.
© Megamozg