История звукового кино. От Mono к Dolby Atmos
Звуковые спецэффекты стали неотъемлемой частью современных фильмов, их реализм постоянно совершенствуется, но то, что мы слышим сейчас — результат кропотливой работы многих людей на протяжении 90 лет. О том как мы к этому пришли и почему вам стоит посмотреть «Миссия невыполнима» в кинотеатре, оборудованном системой Dolby Atmos — расскажем в этой статье.
История многоканального звука
Впервые многоканальная запись для воспроизведения в кино была использована в 1941 году для мультфильма Fantasia от Disney. Звукорежиссёры тогда совершили огромный шаг в формате воспроизведения звука перейдя с моно воспроизведения на трехканальное (2 фронта и центр), записанных на кинопленку оптическим способом.
Почему шаг был огромным? Потому, что звук в кино и так появился относительно недавно. Первым фильмом с синхронной речевой фонограммой стал музыкальный фильм «Певец джаза», вышедший в свет в 1927 году, а первая фраза главного героя «Подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» стала символом новой эпохи звукового кинематографа. А теперь представим себе, как реагировали зрители того времени на новый звук. Если раньше мы слышали одинаковый звук из всех колонок, то теперь можно было четко позиционировать правую и левую часть картины.
Но дальнейшее развитие многоканального звука было приостановлено на 10 лет, главной причиной этому послужила 2-я мировая война.
Новым толчком к развитию многоканальной записи стало активное развитие магнитофонной записи. Первые магнитофоны были трофейными, привезенными из Германии, да и само название Магнитофон это ставшая именем нарицательным модель AEG Magnetopfon.
Дальнейшее развитие многоканального аудио продолжилось в США. Первый многодорожечный магнитофон был изобретен знаменитым музыкантом Лесом Полом (изобретателем электрогитары без которой невозможно представить современную музыку), он же первым стал проводить записи на моно магнитофон.
Звук в кинотеатрах
В кино первые форматы объемного звука записывались именно при помощи магнитофона, на пленки вместо оптической дорожки стал наносится магнитный слой, а проекторы оснащались магнитофонными головками для воспроизведения звуковых дорожек. В дальнейшем, в связи с популярностью кинематографа, киноиндустрия перешла на широкий формат (70 мм пленка вместо 35 мм.). Большие экраны требовали соответствующего звукового оформления, в то время в кинотеатрах были использованы два основных формата — Cinemascope (4 канала — левый фронт, правый фронт, центр и surround расположенный сплошным массивом сзади и сбоку от слушателей) от 20th Century Fox и Todd AO для 70 мм (имел уже 6 каналов, добавилось по одному дополнительному каналу слева и справа на фронте, в связи с огромным размером экрана).
Любопытный факт: Центральный канал стал необходимым в связи с большими размерами кинозала и диалоги для зрителей справа и слева звучали не из центра, центральная АС обеспечивала четкое позиционирование всей воспроизводимой речи. В дальнейшем центральный канал так и остался с рабочим названием dialog.
Звуковая дорожка того времени сильно отличалась от современных, хотя по сути количество каналов не изменилось. Все дело в том, что на том этапе развития технологий было очень сложно, да и качественные звуковые спецэффекты в те времена не были столь востребованы. Сами форматы к тому же были не столь распространены, так как оборудование для их воспроизведения стоило не дешево и его могли позволить только успешные кинотеатры.
Компания Dolby
В середине 70-х годов на сцену выходит компания Dolby, изначально компания заработала себе имя на системах шумопонижения Dolby A и Dolby B, для профессиональной и любительской звукозаписи. Но успехов в данной сфере Рею Долби было мало, и он обратил свой взор на кинематограф. В 1971 году появился первый фильм при записи звуковой дорожки к которому использовалась система шумопонижения Dolby A — «Заводной апельсин». Данная технология позволила значительно расширить динамический диапазон воспроизводимых частот в аудиосопровождении фильма.
В 1974 году компания Dolby представила миру новый формат записи Dolby Stereo, который используется в звукозаписи и в наши дни.
Понятие Stereo тех дней значительно отличается от того как его понимают сейчас, в наши дни — это обозначение двухканального аудио, а для много канального используется термин surround sound, который появился, кстати, именно благодаря внедрению технологий многоканального звука в домашние кинотеатральные системы. В те времена термин Stereo обозначал именно объемный звук. Данный формат снова вернул на пленку оптическую дорожку звукозаписи причем для четырех существующих каналов. Звук фронтальных каналов при данном декодировании оставался без изменений, спецэффекты получились путем вычитания левого фронта из правого (путем переворота фазы) и фильтрацией сигнала в диапазоне ниже 100 гц и выше 7кГц.
С центральным каналом возникла небольшая загвоздка, классически звук центрального канала — это смешение звука правого и левого фронта с увеличением громкости на 3Дб, то есть звук голоса был слышен и в фронтальных парах, но тише на 3Дб. Dolby использовал умную систему улучшения разделения каналов в зависимости от ситуации, в случае если диалог звучал в тишине, то звуки фронтальных каналов дополнительно приглушались, а если речь шла вместе с музыкой (если использовать предыдущий метод, то музыку было плохо слышно, а еще она увеличивала громкость в пузах между речью) для синергии двух звуковых дорожек было использовано подмешивание звука, в противофазе, правого канала к левому и наоборот. Естественно четкое позиционирование звуковых эффектов в записях с технологиями Dolby появилось не сразу, ведь достаточно сложно было четко позиционировать и разделять доминантное звуковое сопровождение и спецэффекты, но фирма постоянно совершенствовала кинопроцессоры и технологии, и качество звука в новом формате достигло небывалых высот.
Огромную же популярность данному формату принес фильм Джорджа Лукаса — «Звездные войны», 1976 г. Показав в данном фильме величайшее, по тем временам, качество аудио и видео эффектов фильм обрел огромную популярность и продвинул использование Dolby Stereo в кинематографе. Джордж Лукас в принципе внес огромную лепту в мир звукозаписи, но об этом позднее.
В то время уже активно развивалось домашнее телевидение, кинотеатры стали посещать реже, но запись прокатных версий фильма была не дешевой и отличалось плохим качеством, Dolby Stereo позволило значительно удешевить домашнее кино, сделав его доступным для широкой публики.
Для поддержки высокого качества звука в кино Dolby вводит жесткую сертификацию кинотеатров, а логотип компании сделали приманкой для зрителя, так как подобный звук невозможно было реализовать в домашних условиях.
В дальнейшем копания Dolby добралась и до широких экранов, привнеся в мир первые системы 5.1 которые используются в наши дни.
Наличие отдельных динамиков для воспроизведения НЧ сигнала стало новым прорывом в спецэффектов выдавая громоподобные реалистичные взрывы и эффекты (первым фильмом формата 5.1 стал «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы).
Но все же популярность широкоформатного кино стала падать, поэтому большого количества кинофильмов с данным типом фонограммы создано не было.
Домашние кинотеатры
Новый виток развития кинозвука начался в 80-е годы, именно в это время активно развивалось домашнее видео и появился лазерный видеодиск. Также широкое распространение получили домашние Hi-Fi стереосистемы. В 1982 году компания Dolby выпустила в свет декодер Dolby Surround способный декодировать 3 канала (левый правый фронт и surround). Для большинства слушателей этого было достаточно, но в связи с ростом популярности телевизоров больших диагоналей, от 27», в 1987 году был представлен декодер Dolby Surround Pro Logic, способный извлекать 4-х канальный звук из двухканальной фонограммы. Так в мире стали появляться первые домашние кинотеатры основанные на Hi-Fi оборудовании. Они стремительно захватили рынок и из предметов роскоши стали обычным явлением.
В 90-е годы стала активно развиваться цифровая запись, в свет вышел формат CDS с цифровой аудиодорожкой вместо аналоговой, разметка метаданных осуществлялась при помощи пикселей на кинопленке. Но из-за уровня технологий часто появлялась проблема пропадания звука связанной с ошибками в звуковой дорожке.
Dolby Digital
В 1992 втором году на премьере фильма «Batman Returns» был представлен новый формат цифровой записи Dolby Digital, широко использующийся в наше время. Данный формат использовал дублированные цифровые и аналоговые аудио дорожки (в качестве резервных) и смог избавиться от проблем с прерыванием звука. Данный формат разрабатывался как универсальный для различных носителей и стал одним из обязательных при записи DVD.
Dolby Surround EX
В 1999 году компания долби совместно с компанией THX и Skywalker Sound Studios разрабатывает новый формат Dolby Surround EX специально для 1-го эпизода «Звездных Войн» — «Призрачная угроза». Данный формат позволял записать звук формата 6.1 что давала звукорежиссеру дополнительную палитру звуковой картины.
THX
О THX стоит рассказать отдельно. THX — это не формат звукозаписи, это общий стандарт звуковоспроизводящих устройств для того, что бы при воспроизведении звук был таким же, каким его слышал звукорежиссёр.
Интересна и история его появления. Когда Джордж Лукас снял фильм «Возвращение джедая» из первой трилогии «Звездных войн», был проведен тестовый показ фильма в кинотеатре. Результат не удовлетворил режиссёра, так как все задумки касаемые звуковых эффектов оборудование того времени не могло воспроизвести физически. Тогда и была создана компания THX названная в честь первого фильма Лукаса THX 1138. Перед разработчиками была поставлена задача выработать строгие правила для кинотеатров, что бы звуковая дорожка при воспроизведении не отличалась от той, которую слышит звукорежиссер, при этом качество должно быть максимальным. Также компанией был создан высококачественный кроссовер, аналогов которого на тот момент на рынке не было. Сертификацию THX обязаны были пройти как звукозаписывающие студии так и кинотеатры, с 1990 года её начали проходит и домашние аудиосистемы.
DTS
В 1993 году появился еще один популярный формат DTS (Digital Theatre Systems), созданный для фильма «Парк Юрского периода». Данный формат воспроизводит аудиодорожку синхронно с видео, но с отдельного лазерного носителя. В домашних форматах DTS использует принципиально иную систему кодирования, данная система позволяет воспроизвести звук с учетом особенностей человеческого слуха, а так же записать до 8 независимых дорожек. Несмотря на то, что принципы кодирования в системах разные, название используется одно и тоже, видимо в целях маркетинга.
Dolby Atmos
Ну и наконец хочется рассказать о новом формате звука для домашних кинотеатров — Dolby Atmos, который был впервые презентован в 2012. Если распространение обычного звука в классических уже системах многоканального аудио мы можем рассмотреть как двухмерное, горизонтально (звук справа, слева, спереди, сзади), то данный формат позволяет обеспечить полностью трехмерное звучание с использованием вертикальной плоскости. Данная технология позволяет звуковым дорожкам спецэффектов существовать независимо друг от друга, так как они не сводятся звукорежиссером раз и навсегда, обрабатываются специальным процессором. Дополнением в Dolby Atmos кинотеатрах стали потолочные колонки и дополнительные сабвуферы. Первым фильмом в данном формате стал 3D мультфильм «Храбрая сердцем».
Но и это еще не все, данный формат также внедрен и в домашние кинотеатральные системы. Такие производители Hi-Fi как Onkyo, Yamaha, Marantz, Denon, Pioneer, уже выпустили ресиверы с поддержкой данного декодера. Для того, что бы сделать Atmos кинотеатр дома необязательно встраивать потолочные АС, производители колонок и ресиверов уже выпускают дополнительный комплект акустики который устанавливается на фронтальную пару и работает за счет отражения звука от потолка.
Мне самому удалось протестировать домашнюю систему на Atmos, презентация проводилось в конференц зале, который не был специально подготовлен к демонстрации. Показывали ролик про тропические леса. Мне удалось услышать очень интересные и реалистичные эффекты, во первых эффект падения дождевых капель именно сверху, то есть звук падения распространялся сверху вниз. Но что мне больше всего понравилось, так это эффект летящей птицы. На экране колибри пролетала над головой и потом по дуге уходила назад по левой части сцены. Я четко услышал положение птички в пространстве, то есть не только справа или слева, но и над головой или на уровне лица. Звук получился очень реалистичный. Если совместить данную технологию звука с шлемом Oculus можно получить полный эффект участия в кино.
Москвичи могут оценить технологию Atmos уже сегодня, посмотрев фильм «Миссия невыполнима» в одном из 3-х кинотеатров «Формула Кино» или в одном из 6 кинотеатров «Люксор».
А если вы хотите собрать домашнюю систему с Dolby Atmos, то мы рекомендуем присмотреться к такому комплекту:
— Ресивер Onkyo TX-NR636
— Колонки для Dolby Atmos Onkyo SKH-410
— И любую Hi-Fi 5.0 акустику
О том как собрать и настроить это оборудование для создания домашнего кинотеатра я расскажу в следующей статье.