Yota Team Rescue Rangers! или Один день из жизни тестировщика Yota

83b85c9d5e42421b0157c71afb7673e8.jpgЗдравствуйте! Меня зовут Владимир, я сотрудник технической команды Yota. Как вы уже, надеюсь, знаете (), Yota совместно с радиостанцией «Эхо Москвы» совсем недавно провела автопробег по маршруту Москва — Казань — Киров — Пермь — Екатеринбург — Уфа — Оренбург — Самара — Саратов — Москва. В нем участвовали журналисты и мы, технические специалисты Yota. Мы присоединились к экспедиции, чтобы помочь коллегам «Эха Москвы» с любыми возникающими вопросами и «в полевых условиях» протестировать услуги четвертого федерального мобильного оператора Yota перед ее запуском в широкую коммерческую эксплуатацию. Оператора, который совсем скоро будет предоставлять не только безлимитный мобильный Интернет, но и голосовую связь — причем, по всей стране и без роуминга.

В целом о данном проекте можно найти довольно много информации в соцсетях по хэштегам #echoroad и #yotamobile.

Техническая информация: Пару слов о голосовой связи в сети Yota, которая реализована в том числе и поверх сетей LTE (или 4G), которые, как известно, передают только данные. Если голос и сети 3G — давно повсеместно решенная проблема, то в случае с 4G Yota выступила пионером. Фактически сейчас используются две технологии поддержки голоса в LTE — VoLTE и CSFB.

VoLTE (Voice over LTE) — предполагает, что голосовой трафик передается через пакетную радиосеть, с гарантированным обеспечением этого трафика радио ресурсами. Однако использование VoLTE, для операторов, которые давно эксплуатируют 2G/3G и начали внедрять LTE, довольно революционная и дорогая штука. Поэтому на данном этапе подавляющее большинство операторов внедряют «более эволюционную» технологию CSFB.

CSFB (CS Fall Back) предполагает, что для устройства (UE), подключенного к сети LTE, при возникновении необходимости выполнить входящий или исходящий голосовой звонок, сеть выполняет процедуры, перемещающие устройство в сеть 2G/3G, где этот звонок и обслуживается. После завершения звонка, сеть перемещает устройство назад в LTE. Эта технология не требует дополнительного оборудования (к тому, что у оператора уже установлено для своих сетей 3G и 4G) и сравнительно просто реализуется существующим оборудованием (с доработанным ПО)

Я же хочу рассказать об одном дне из нашего настоящего путешествия. Почему настоящего? Потому что это были классические «пыль, дороги», ранние подъемы, короткие перерывы на сон и отдых, множество знакомств («Эхо Москвы» проводило встречи со своими слушателями в городах вещания), множество интересных мест (чего стоит одна ферма со свиньями и… павлинами под городом оренбургских платков!) — и тесты, тесты, тесты, а также помощь журналистам, которые во время путешествия пользовались исключительно услугами Yota.

Мы путешествовали на черном Land Cruiser 200 с фирменными наклейками — конечно же, не из-за «понтов», а потому что это подходящая машина для длительных поездок по российскому местами бездорожью! И она нас не подвела!

7fde8eb1942024d4213801ef318efaba.jpg

Итак, наиболее знаменательный день… Это каждый день путешествия! Он начинался с тестов и заканчивался ими: в новом городе, за его пределами, на трассе — перед нами стояла задача провести их стандартный набор, а именно: — тестирование услуг мобильной передачи данных и голосовой связи как в сетях 2/3G, так и сетях 4G (в режиме раздельной работы и совместной); — голосовые вызовы — как входящие, так и исходящие, внутри сети Yota, на сети других мобильных операторов и с них («МегаФон», «Билайн», МТС, Tele2, местные сотовые компании), а также голосовые вызовы с местной телефонной сети.

Техническая информация: По поводу тестирования в режиме совместной и раздельной работ в сетях 2/3G и 4G. Как уже говорилось, Yota работает фактически в двух сетях — исторически своих — 4G, и на базе «МегаФона» как виртуальный оператор — сетях 2/3G. При этом, когда мобильный телефон подключается к сотовой сети, происходит его регистрация в двух подсетях: CS-домене (Circuit switch, голосовая связь) и PS-домене (Packet switch, передача данных). Это необходимо для осуществления голосовых вызовов и передачи данных. Но в сетях 4G подключение к CS-домену не производится, и для получения голосовых сервисов абонентское устройство переводится в CS-домен сетей 2/3G.

Один день в знаковом городе Оренбурге во многих смыслах стал серединой нашей экспедиции, — не только с точки зрения маршрута движения, но и с географической — город стоит сразу в двух частях света — и в Европе, и в Азии. Прямо как Стамбул.

Итак, после раннего завтрака мы отправились утром на нашей машине в местный сквер Ю.А. Гагарина, чтобы поработать — в 9 утра мы уже были на месте.

8e9a0b81f9fb5edf776c3a8bb802ff98.jpg

Несмотря на столь ранее время, в городе уже стояла жара, верно подбирающаяся к отметке 30 градусов. Она пугала только меня –, но не моих коллег, которые, судя по всему, привыкли к жаркой погоде — она сопровождала нас на протяжении всего пути. Исключение составил только Саратов, который встретил нас дождями. Местных детей погода тоже не пугала — они развлекались тем, что заворачивались в ковры (интересно, может это местный обычай или игра на выживание?).

По итогам тестирования скорость была достигнута в максимальных объемах, то есть 20 Мбит/с на скачивание и 6 Мбит/с на отдачу (на модеме и телефоне одинаково). Тесты голосовой связи заняли около трех часов и прошли успешно. В сквере мы мужественно продержались до 11 часов утра, но когда нас совсем уже «допекло», мы перебазировались в сторону ближайшего кафе. Мы были довольны тем, что тесты удалось пройти полностью — не в каждом городе на пути нашего автопробега была такая возможность.

Техническая информация: Верхние параметры сети Yota в плане передачи данных составляют, как уже говорилось, 20 Мбит/с на скачивание и 6 Мбит/с — на отдачу. Эти параметры устанавливаются оператором на сети. Причина — не в ее ограничениях, а в том, что Yota, как известно, ориентирована на предоставление безлимитного интернет-трафика. Таким образом, избегается ситуация перенагрузки (в эпоху WiMAX у Yota — еще в самом начале существования — предельная скорость на скачивание была установлена на уровне 10 Мбит/с). Скорости 20 Мбит/с с избытком хватает для любых действий в онлайне: от серфинга и социальных сетей до видеосвязи по Skype (см. ниже) и просмотра видео.

По поводу скорости на отдачу — если посмотреть на тарифы Yota, то ее соотношение к скорости скачивания составляет в среднем 1:3, соответственно, в данном случае — 6 Мбит/с. Но это уже связано не с сетью, а с абонентскими устройствами — их передатчики не рассчитаны на очень высокие скорости отдачи (вы же не хотите, чтобы модем был размером, например, с кирпич?)

О достаточности скоростей — для примера — вот некоторые из технических требований к видеосвязи у Skype:

— видеосвязь/демонстрация экрана, минимальные скорость загрузки и отправки — 128 Кбит/с / 128 Кбит/с, рекомендуемые — 300 Кбит/с / 300 Кбит/с; — видеосвязь (в формате HD), минимальные скорость загрузки и отправки — 1,2 Мбит/с / 1,2 Мбит/с, рекомендуемые -1,5 Мбит/с / 1,5 Мбит/с; — групповая видеосвязь (5 участников), минимальные скорость загрузки и отправки 2 Мбит/с / 128 Кбит/с, рекомендуемые — 4 Мбит/с / 512 Кбит/с.(Источник — support.skype.com)

Далее была продолжительная встреча «Эха Москвы» в мемориальном музее-гауптвахте Тараса Шевченко.

6dd12c3f920ea0bbbb5c7980d7303887.jpg

После встречи нас пригласили в гости к одному из поклонников радиостанции на ферму. Она стала глотком чистого воздуха после сотен километров дороги.

76542848e322cd80af4536e8acda9d0d.jpg

Зверюшек было много, ферма же:)

83a9bdc1753e24235ed70e15bd80058d.jpg

4c11b845a26787508643ef113477ec67.jpg

Но больше всего удивило присутствие павлина.

29e85607d92b105e30862c7934537d0a.jpg

Ужин на ферме мы провели в уютной компании представителей «Эха Москвы».

2ebc40f89f46206bcd5900a9ed707274.jpg

Без дела не остались даже после ужина — освоили управление трактором.

dec13849bdecfb5f84cc7a62e33e4458.jpg

Глубокой ночью было принято решение вновь протестировать работу сети — сначала в Европе, потом в Азии. В Азии связь была.

218e1604b7f51c1b11a018fd8f6dfbe2.jpg

Да и в Европе тоже.

e4fdae781cb1dcaebc29c966d8b63704.jpg

Вот такой вот день! :)

Как итог На моем телефоне (я пользовался LG Nexus 5) за все время поездки накопилось около 50 скриншотов спидтестов (использовались Speedtest + G-NetTrack). Замеренные скорости — от нулей в чистом поле до уже упомянутых максимальных 20/6 Мбит/с. При этом скорости могли быть разными и на одном месте. Это один из наиболее часто задаваемых вопросов — почему так разнится скорость? Ответ прост — скорость доступа в конкретном месте зависит от мощности сигнала (в бункере она будет минимальной) и загрузки сети — если вы один в соте, то весь Интернет — ваш ;) Техническая информация: Скорость доступа также зависит и от дальности нахождения абонента относительно базовой станции — чем он дальше, тем скорость ниже. Однако здесь у технологии 4G есть свои преимущества по сравнению с 3G сетями. У последних сота имеет так называемый «дышащий эффект» — то есть если нагрузка на сеть большая, то базовая станция (БС) просто сокращает радиус своего действия, и удаленный абонент может просто выпасть за его пределы (если, например, к той же БС подключилось еще несколько клиентов, которые ее загрузили). В 4G такого эффекта нет — за счет того, что сама сеть более мощная и может обслужить абонента в дальнем радиусе, — хотя для того чтобы предоставить ему услугу, придется потратить в 3–4 раза больше ресурсов сети. Но они, как говорится, есть у нее.

Спасение утопающих… Не обошлось и без спасателей. Наши сопутешественники — журналисты «Эха Москвы» — тоже не оставались в стороне и, пользуясь каждый день мобильным интернетом от Yota и делая звонки, фактически тоже участвовали в тестах. Кроме того, они высылали нам замеры скоростей мобильного доступа в Интернет. В целом, картина тут была ровная. Если возникали небольшие проблемы, то журналисты довольно часто решали их самостоятельно. Несколько раз пришлось приезжать на «место событий», когда у коллег возникали более серьезные проблемы. Как я уже упоминал, «Эхо Москвы» проводило встречи со своими слушателями, причем вещание с этих встреч шло в прямом эфире и через устройства, подключенные к нашей сети. И вот, несколько раз она пропадала…, но проблема в итоге, как оказывалось, была связана именно с гаджетами. Вопрос решался в основном с помощью перезагрузки, после чего сеть снова находилась.c57d0241a59ff83b59cb19e9052e8e54.jpg

Техническая информация: Кстати, о телефонах. В распоряжении команды на время всей поездки были не только «Нексусы», но и другие смартфоны, включая iPhone 5C, Samsung Galaxy, YotaPhone, Nokia — все с уникальными SIM-картами Yota. Все они работают в сетях 4G, за исключением «яблочного» продукта. Но это ситуация «пока», — как известно, пятые iPhone поддерживают LTE (4G), но чтобы она заработала, вопрос должен быть решен на уровне «прошивки» аппарата, над чем сейчас ведется работа с Apple. В экспедиции же все смартфоны были настроены вручную заранее.

Путевые заметки Десять дней путешествия в таком режиме, конечно же, не обошлись без интересных наблюдений по дороге — это и байкеры, встречающие нас в городах…f70b8d7d706908c862f8029f4f0783ec.jpg

…царские самовары, и самогонные аппараты, продающиеся на обочинах дорог

94bb416323f1bd51a03c291700160e18.jpg

…и виды стелл…

58223428bbed5c65c6ea324ad70d24ef.jpg

84117522ea15823dc90eea1731cfcad5.jpg

…рек…

98c6be2e1e4025150e6903a3681de83b.jpg

…и городов…

ed84ceb6239139ea14c129fabcdd7dad.jpg

Слава богам, никаких критических ситуаций не возникало, но запомнился случай, когда очень тревожно подрезала проезжающая мимо фура… А еще один раз нам дорогу на пути в Пермь стремительно перебежал кот, но обошлось без жертв.

Качество российских дорог известно, но «местами — ремонт»

01a059e094ed7f65bf7c6cf72ca9ce8c.jpg

Видели несколько крупных аварий на широких и прямых, казалось бы, участках трассы… Вид за окнами разбавляло аудиосопровождение дальнобойщиков — у нас была рация, и мы заранее могли знать, где возник какой затор и т.д. На одном из перегонов нас догнал слушатель «Эха Москвы» — радиостанция проводила специальный конкурс.

Интересная ситуация была при выезде из Екатеринбурга — всего у экспедиции было пять навигаторов, и все они показали разные дороги. Пришлось прокладывать путь самостоятельно. Мы заехали в Карабаш — известный экологически депрессивный город, попали в мрачное будущее, где вода в озерах странного цвета, а вокруг — черные шлаковые отвалы.

908fbe0cf947f4f8effefad301513ff3.jpg

На дорогах мы избегали придорожных кафе и т.д. во избежание проблем — хотя было видно, что некоторые из них пользуются популярностью и около них скопилось много машин. В этом плане запомнилась деревня Умет, где мангалов, харчевен и кафе было больше чем домов.

5272141406a6bd9298c2a4be043347e6.jpg

Но мы не могли рисковать ни одним днем автопробега!

60ddb8c483b5bef49246138146c94ebe.jpg

Подводя итог Итак, сводная статистика по тестам сети Yota в течение 14 дней путешествия нашей технической уберкоманды: — более 150 замеров скоростей мобильной передачи с использованием тестов; — более 10 Гбайт скачанной информации; — более 1500 минут голосовых вызовов; — более 20 часов тестов.

a9b978787bf7b8f5094862c676b7b2bd.png

340c4e176152abbf339092e94fc5ab89.png

В качестве эпилога Что же показали эти 10 дней дорожного тестирования услуг Yota в режиме реальных «боевых» действий? Помимо того, что команда технических специалистов отработала тщательно и слаженно (а именно так мы всегда стремимся работать на благо наших клиентов), мы на местах убедились в готовности сети Yota к полноценному запуску по всей стране. Специфика проекта — не только работа на базе инфраструктуры «Скартела» и «МегаФона», причем сразу в нескольких сетях — 4G и 2 / 3G, но и создание единого безроумингового пространства в нашей стране — как для Интернета, так и для голоса. Реализовать такой высокотехнологичный проект на всей территории России — отнюдь не тривиальная и амбициозная задача, учитывая и размеры страны, и технологическую специфику, и отсутствие как аналогов, так и опыта построения подобного рода операторов на российском рынке. И на этом наши приключения не заканчиваются. Самое интересное еще впереди!

© Habrahabr.ru