Yota Team Rescue Rangers! или Один день из жизни тестировщика Yota
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, я сотрудник технической команды Yota. Как вы уже, надеюсь, знаете (), Yota совместно с радиостанцией «Эхо Москвы» совсем недавно провела автопробег по маршруту Москва — Казань — Киров — Пермь — Екатеринбург — Уфа — Оренбург — Самара — Саратов — Москва. В нем участвовали журналисты и мы, технические специалисты Yota. Мы присоединились к экспедиции, чтобы помочь коллегам «Эха Москвы» с любыми возникающими вопросами и «в полевых условиях» протестировать услуги четвертого федерального мобильного оператора Yota перед ее запуском в широкую коммерческую эксплуатацию. Оператора, который совсем скоро будет предоставлять не только безлимитный мобильный Интернет, но и голосовую связь — причем, по всей стране и без роуминга.
В целом о данном проекте можно найти довольно много информации в соцсетях по хэштегам #echoroad и #yotamobile.
Техническая информация: Пару слов о голосовой связи в сети Yota, которая реализована в том числе и поверх сетей LTE (или 4G), которые, как известно, передают только данные. Если голос и сети 3G — давно повсеместно решенная проблема, то в случае с 4G Yota выступила пионером. Фактически сейчас используются две технологии поддержки голоса в LTE — VoLTE и CSFB.
VoLTE (Voice over LTE) — предполагает, что голосовой трафик передается через пакетную радиосеть, с гарантированным обеспечением этого трафика радио ресурсами. Однако использование VoLTE, для операторов, которые давно эксплуатируют 2G/3G и начали внедрять LTE, довольно революционная и дорогая штука. Поэтому на данном этапе подавляющее большинство операторов внедряют «более эволюционную» технологию CSFB.
CSFB (CS Fall Back) предполагает, что для устройства (UE), подключенного к сети LTE, при возникновении необходимости выполнить входящий или исходящий голосовой звонок, сеть выполняет процедуры, перемещающие устройство в сеть 2G/3G, где этот звонок и обслуживается. После завершения звонка, сеть перемещает устройство назад в LTE. Эта технология не требует дополнительного оборудования (к тому, что у оператора уже установлено для своих сетей 3G и 4G) и сравнительно просто реализуется существующим оборудованием (с доработанным ПО)
Я же хочу рассказать об одном дне из нашего настоящего путешествия. Почему настоящего? Потому что это были классические «пыль, дороги», ранние подъемы, короткие перерывы на сон и отдых, множество знакомств («Эхо Москвы» проводило встречи со своими слушателями в городах вещания), множество интересных мест (чего стоит одна ферма со свиньями и… павлинами под городом оренбургских платков!) — и тесты, тесты, тесты, а также помощь журналистам, которые во время путешествия пользовались исключительно услугами Yota.
Мы путешествовали на черном Land Cruiser 200 с фирменными наклейками — конечно же, не из-за «понтов», а потому что это подходящая машина для длительных поездок по российскому местами бездорожью! И она нас не подвела!
Итак, наиболее знаменательный день… Это каждый день путешествия! Он начинался с тестов и заканчивался ими: в новом городе, за его пределами, на трассе — перед нами стояла задача провести их стандартный набор, а именно: — тестирование услуг мобильной передачи данных и голосовой связи как в сетях 2/3G, так и сетях 4G (в режиме раздельной работы и совместной); — голосовые вызовы — как входящие, так и исходящие, внутри сети Yota, на сети других мобильных операторов и с них («МегаФон», «Билайн», МТС, Tele2, местные сотовые компании), а также голосовые вызовы с местной телефонной сети.
Техническая информация: По поводу тестирования в режиме совместной и раздельной работ в сетях 2/3G и 4G. Как уже говорилось, Yota работает фактически в двух сетях — исторически своих — 4G, и на базе «МегаФона» как виртуальный оператор — сетях 2/3G. При этом, когда мобильный телефон подключается к сотовой сети, происходит его регистрация в двух подсетях: CS-домене (Circuit switch, голосовая связь) и PS-домене (Packet switch, передача данных). Это необходимо для осуществления голосовых вызовов и передачи данных. Но в сетях 4G подключение к CS-домену не производится, и для получения голосовых сервисов абонентское устройство переводится в CS-домен сетей 2/3G.
Один день в знаковом городе Оренбурге во многих смыслах стал серединой нашей экспедиции, — не только с точки зрения маршрута движения, но и с географической — город стоит сразу в двух частях света — и в Европе, и в Азии. Прямо как Стамбул.
Итак, после раннего завтрака мы отправились утром на нашей машине в местный сквер Ю.А. Гагарина, чтобы поработать — в 9 утра мы уже были на месте.
Несмотря на столь ранее время, в городе уже стояла жара, верно подбирающаяся к отметке 30 градусов. Она пугала только меня –, но не моих коллег, которые, судя по всему, привыкли к жаркой погоде — она сопровождала нас на протяжении всего пути. Исключение составил только Саратов, который встретил нас дождями. Местных детей погода тоже не пугала — они развлекались тем, что заворачивались в ковры (интересно, может это местный обычай или игра на выживание?).
По итогам тестирования скорость была достигнута в максимальных объемах, то есть 20 Мбит/с на скачивание и 6 Мбит/с на отдачу (на модеме и телефоне одинаково). Тесты голосовой связи заняли около трех часов и прошли успешно. В сквере мы мужественно продержались до 11 часов утра, но когда нас совсем уже «допекло», мы перебазировались в сторону ближайшего кафе. Мы были довольны тем, что тесты удалось пройти полностью — не в каждом городе на пути нашего автопробега была такая возможность.
Техническая информация: Верхние параметры сети Yota в плане передачи данных составляют, как уже говорилось, 20 Мбит/с на скачивание и 6 Мбит/с — на отдачу. Эти параметры устанавливаются оператором на сети. Причина — не в ее ограничениях, а в том, что Yota, как известно, ориентирована на предоставление безлимитного интернет-трафика. Таким образом, избегается ситуация перенагрузки (в эпоху WiMAX у Yota — еще в самом начале существования — предельная скорость на скачивание была установлена на уровне 10 Мбит/с). Скорости 20 Мбит/с с избытком хватает для любых действий в онлайне: от серфинга и социальных сетей до видеосвязи по Skype (см. ниже) и просмотра видео.
По поводу скорости на отдачу — если посмотреть на тарифы Yota, то ее соотношение к скорости скачивания составляет в среднем 1:3, соответственно, в данном случае — 6 Мбит/с. Но это уже связано не с сетью, а с абонентскими устройствами — их передатчики не рассчитаны на очень высокие скорости отдачи (вы же не хотите, чтобы модем был размером, например, с кирпич?)
О достаточности скоростей — для примера — вот некоторые из технических требований к видеосвязи у Skype:
— видеосвязь/демонстрация экрана, минимальные скорость загрузки и отправки — 128 Кбит/с / 128 Кбит/с, рекомендуемые — 300 Кбит/с / 300 Кбит/с; — видеосвязь (в формате HD), минимальные скорость загрузки и отправки — 1,2 Мбит/с / 1,2 Мбит/с, рекомендуемые -1,5 Мбит/с / 1,5 Мбит/с; — групповая видеосвязь (5 участников), минимальные скорость загрузки и отправки 2 Мбит/с / 128 Кбит/с, рекомендуемые — 4 Мбит/с / 512 Кбит/с.(Источник — support.skype.com)
Далее была продолжительная встреча «Эха Москвы» в мемориальном музее-гауптвахте Тараса Шевченко.
После встречи нас пригласили в гости к одному из поклонников радиостанции на ферму. Она стала глотком чистого воздуха после сотен километров дороги.
Зверюшек было много, ферма же:)
Но больше всего удивило присутствие павлина.
Ужин на ферме мы провели в уютной компании представителей «Эха Москвы».
Без дела не остались даже после ужина — освоили управление трактором.
Глубокой ночью было принято решение вновь протестировать работу сети — сначала в Европе, потом в Азии. В Азии связь была.
Да и в Европе тоже.
Вот такой вот день! :)
Как итог На моем телефоне (я пользовался LG Nexus 5) за все время поездки накопилось около 50 скриншотов спидтестов (использовались Speedtest + G-NetTrack). Замеренные скорости — от нулей в чистом поле до уже упомянутых максимальных 20/6 Мбит/с. При этом скорости могли быть разными и на одном месте. Это один из наиболее часто задаваемых вопросов — почему так разнится скорость? Ответ прост — скорость доступа в конкретном месте зависит от мощности сигнала (в бункере она будет минимальной) и загрузки сети — если вы один в соте, то весь Интернет — ваш ;) Техническая информация: Скорость доступа также зависит и от дальности нахождения абонента относительно базовой станции — чем он дальше, тем скорость ниже. Однако здесь у технологии 4G есть свои преимущества по сравнению с 3G сетями. У последних сота имеет так называемый «дышащий эффект» — то есть если нагрузка на сеть большая, то базовая станция (БС) просто сокращает радиус своего действия, и удаленный абонент может просто выпасть за его пределы (если, например, к той же БС подключилось еще несколько клиентов, которые ее загрузили). В 4G такого эффекта нет — за счет того, что сама сеть более мощная и может обслужить абонента в дальнем радиусе, — хотя для того чтобы предоставить ему услугу, придется потратить в 3–4 раза больше ресурсов сети. Но они, как говорится, есть у нее.
Спасение утопающих… Не обошлось и без спасателей. Наши сопутешественники — журналисты «Эха Москвы» — тоже не оставались в стороне и, пользуясь каждый день мобильным интернетом от Yota и делая звонки, фактически тоже участвовали в тестах. Кроме того, они высылали нам замеры скоростей мобильного доступа в Интернет. В целом, картина тут была ровная. Если возникали небольшие проблемы, то журналисты довольно часто решали их самостоятельно. Несколько раз пришлось приезжать на «место событий», когда у коллег возникали более серьезные проблемы. Как я уже упоминал, «Эхо Москвы» проводило встречи со своими слушателями, причем вещание с этих встреч шло в прямом эфире и через устройства, подключенные к нашей сети. И вот, несколько раз она пропадала…, но проблема в итоге, как оказывалось, была связана именно с гаджетами. Вопрос решался в основном с помощью перезагрузки, после чего сеть снова находилась.
Техническая информация: Кстати, о телефонах. В распоряжении команды на время всей поездки были не только «Нексусы», но и другие смартфоны, включая iPhone 5C, Samsung Galaxy, YotaPhone, Nokia — все с уникальными SIM-картами Yota. Все они работают в сетях 4G, за исключением «яблочного» продукта. Но это ситуация «пока», — как известно, пятые iPhone поддерживают LTE (4G), но чтобы она заработала, вопрос должен быть решен на уровне «прошивки» аппарата, над чем сейчас ведется работа с Apple. В экспедиции же все смартфоны были настроены вручную заранее.
Путевые заметки Десять дней путешествия в таком режиме, конечно же, не обошлись без интересных наблюдений по дороге — это и байкеры, встречающие нас в городах…
…царские самовары, и самогонные аппараты, продающиеся на обочинах дорог
…и виды стелл…
…рек…
…и городов…
Слава богам, никаких критических ситуаций не возникало, но запомнился случай, когда очень тревожно подрезала проезжающая мимо фура… А еще один раз нам дорогу на пути в Пермь стремительно перебежал кот, но обошлось без жертв.
Качество российских дорог известно, но «местами — ремонт»
Видели несколько крупных аварий на широких и прямых, казалось бы, участках трассы… Вид за окнами разбавляло аудиосопровождение дальнобойщиков — у нас была рация, и мы заранее могли знать, где возник какой затор и т.д. На одном из перегонов нас догнал слушатель «Эха Москвы» — радиостанция проводила специальный конкурс.
Интересная ситуация была при выезде из Екатеринбурга — всего у экспедиции было пять навигаторов, и все они показали разные дороги. Пришлось прокладывать путь самостоятельно. Мы заехали в Карабаш — известный экологически депрессивный город, попали в мрачное будущее, где вода в озерах странного цвета, а вокруг — черные шлаковые отвалы.
На дорогах мы избегали придорожных кафе и т.д. во избежание проблем — хотя было видно, что некоторые из них пользуются популярностью и около них скопилось много машин. В этом плане запомнилась деревня Умет, где мангалов, харчевен и кафе было больше чем домов.
Но мы не могли рисковать ни одним днем автопробега!
Подводя итог Итак, сводная статистика по тестам сети Yota в течение 14 дней путешествия нашей технической уберкоманды: — более 150 замеров скоростей мобильной передачи с использованием тестов; — более 10 Гбайт скачанной информации; — более 1500 минут голосовых вызовов; — более 20 часов тестов.
В качестве эпилога Что же показали эти 10 дней дорожного тестирования услуг Yota в режиме реальных «боевых» действий? Помимо того, что команда технических специалистов отработала тщательно и слаженно (а именно так мы всегда стремимся работать на благо наших клиентов), мы на местах убедились в готовности сети Yota к полноценному запуску по всей стране. Специфика проекта — не только работа на базе инфраструктуры «Скартела» и «МегаФона», причем сразу в нескольких сетях — 4G и 2 / 3G, но и создание единого безроумингового пространства в нашей стране — как для Интернета, так и для голоса. Реализовать такой высокотехнологичный проект на всей территории России — отнюдь не тривиальная и амбициозная задача, учитывая и размеры страны, и технологическую специфику, и отсутствие как аналогов, так и опыта построения подобного рода операторов на российском рынке. И на этом наши приключения не заканчиваются. Самое интересное еще впереди!