Yandex Retro Games Battle 2019 — разрабатываем игры для ZX Spectrum

Привет! Меня зовут Дмитрий Пугачев, я помогаю развивать музей Яндекса, в котором наша команда собирает редкие и интересные экземпляры вычислительной техники. Недавно мы приглашали читателей Хабра посетить наш музей в рамках акции «Ночь музеев». Честно говоря, мы не ожидали, что из желающих зайти к нам в гости выстроится очередь «как за новым айфоном», а два геймпада и вовсе отправятся на ремонт после турнира по Mortal Kombat. И это вдохновило нас!

Сегодня я расскажу о нашей новой инициативе, ориентированной на сообщество любителей ретро-игр, — о конкурсе по разработке игр для легендарного ZX Spectrum. Насколько это актуально? В чём особенности именно этого устройства? Предлагаю вспомнить и обсудить.

-pl3z3x_svnghfucvg_aorqxrrw.png
Компания Sinclair Research, где была разработана серия компьютеров ZX, принадлежала сэру Клайву Синклеру — известному британскому предпринимателю и филантропу. Он происходит из семьи потомственных инженеров-судостроителей и в детстве сам мечтал строить подводные лодки. Карьеру свою, однако, сделал в сфере производства радиодеталей и электроники.

Первый ZX Spectrum вышел в начале 1980-х, что стало звёздным часом Синклера как изобретателя и предпринимателя. Слово Spectrum («спектр») в названии должно было говорить покупателям, что компьютер поддерживает работу с цветом. На то же намекал и цветной значок на корпусе клавиатуры.

Собственно, клавиатура и была компьютером. Синклер был одержим миниатюризацией, поэтому все ключевые микросхемы, необходимые для работы компьютера, были встроены в один относительно маленький корпус.

g2hehdkrxhqnjou4vy7mfhwjbbu.jpeg

На фото выше — рабочий экземпляр ZX Spectrum +2 из музея Яндекса. Он отличался от первой модели 128 килобайтами оперативной памяти, поддерживал формат RGB, трёхканальный звук, а ещё в него встроили кассетный магнитофон.

Оригинальный ZX Spectrum приобрёл высокую популярность благодаря лучшему на рынке соотношению цены и характеристик. Как следствие, под платформу создавалось множество игр, что в свою очередь опять же помогало продажам. Причём у Spectrum особая изюминка в работе с графикой: цвет выдаётся не на пиксель, а на знакоместо, то есть 8×8 пикселей. Талантливые художники грамотно использовали это, и получались очень даже красивые арты.

Примеры игр для ZX Spectrum (из коллекции Old Love Games):

l655hy28rztf-tisra1_gq5c_mq.png

В Советском Союзе ZX Spectrum тоже стал популярен. И тому было две причины. Во-первых, под Спектрум было много качественных игр. Во-вторых, он был относительно доступен. Причём я говорю не столько об оригинальном английском варианте, сколько о многочисленных клонах, собрать которые было легко благодаря простой архитектуре. Разве что с процессором было не просто — его аналог в нашей стране научились выпускать только в 90-х.

Неудивительно, что у нас не только играли, но и создавали игры. Например, как тут не вспомнить про популярные игры «Черный ворон» и «Приключения Буратино» Вячеслава Медноногова.

Казалось бы, всё это было давно, сейчас в моде PlayStation, Xbox, Steam и, простите, Fortnite. Возможно. Но интерес к разработке игр под ZX Spectrum сохраняется и сейчас силами сообщества. И это я знаю на своём опыте.

В 2014 году я организовал неформальный турнир Retro Games Battle. Его официальный сайт не сохранился, но есть страничка в тематической базе данных и два упоминания на Хабре. У нас был бюджет на вознаграждения. Серьёзное жюри. И, конечно же, лучшие в мире участники, которые соревновались ради фана, а не призов. Поверьте, энтузиазма с тех пор нисколько не убавилось!

Retro Games Battle 2019


Теперь я работаю в музее Яндекса, и в этом году мы с коллегами решили возродить конкурс. Суть осталась та же. Необходимо разработать свободную от авторских прав игру для платформы ZX Spectrum до 3 декабря этого года. Присланные на конкурс игры будут публиковаться на сайте, где любой желающий сможет в них сыграть. Победителей определят жюри и зрители.

Жюри оценивает каждую игру по 10-балльной шкале по трём параметрам — графике, звуку и геймплею. Все три оценки складываются в общий балл, по которому определится тройка лидеров.

«Приз зрительских симпатий» получит победитель народного голосования, которое откроется 4 декабря 2019 года на сайте конкурса.

Более подробно о составе жюри и об условиях конкурса можно прочитать на нашем сайте: https://yandex.ru/museum/yrgb-2019

Кстати, не обязательно иметь реальное устройство для разработки и отладки. Можно найти кросс-компилятор и эмулятор и создать игру по документации и прочим материалам в сети. Это не так сложно, как может показаться. Более того, ZX Spectrum в музее Яндекса также всегда открыт для ваших проектов.

Вместо заключения


Кому-то может показаться странным, что разработке ретро-игр до сих пор уделяют внимание. Лично я не вижу в этом ничего необычного. И дело не только в ностальгии. Лучшие разработки прошлого повлияли на наше настоящее, проявлять к ним интерес — это естественно. А ещё совершенно не важно, когда вышло устройство, если лично вам интересно разрабатывать под него игры и делиться ими со своими знакомыми. Интерес — это то, на чём держится сообщество. И я верю, что новый конкурс будет интересен. Желаю удачи участникам!

© Habrahabr.ru