XF5U-1: истребитель, раздавленный бабой

Мы завершаем августовский мини-цикл (1,  2) об американских самолётах с крылом малого удлинения 1930–40-х гг. Талантливый инженер-аэродинамик Чарльз Циммерман придумал оригинальную концепцию вертикально взлетающего «блинчика» и долго её «пробивал», сумев заинтересовать ей руководство фирмы «Чанс-Воут» и Военно-морского флота. Казалось, уже скоро на американских транспортах, линкорах, а то и крейсерах появятся маленькие полётные палубы, с коих на перехват «Кондорам» и «Бетти» взовьются истребители, удивительные как своим внешним видом, так и характеристиками. Но рождалась невиданная машина куда медленнее, чем требовал прогресс авиации того времени.

Созданию одного из самых необычных истребителей Второй Мировой войны предшествовали долгие теоретические исследования и полёты легкомоторного прототипа V-173.

Конвэр XFY-1 - классический «теилситтер». Их время настало уже в 50-е годыКонвэр XFY-1 — классический «теилситтер». Их время настало уже в 50-е годы

Прежде чем переходить к долгожданному боевому самолёту, давайте подумаем, как же всё-таки Циммерман собирался взлетать совсем без разбега. Первое, что приходит на ум — «теилситтер» — аппарат, который взлетает и садится при вертикальном положении фюзеляжа. Никаких тебе сложных поворотных узлов, и даже переходный режим довольно прост (хотя спецы по динамике полёта могут громко и матерно не согласиться), но испытания таких машин, как Х-13, XFV-1 и XFY-1 показали, что в этой простоте хватает подводных камней.

Рассмотрим случай неподвижного висения «блинчика» в вертикальном положении, т. е. при угле тангажа

© Habrahabr.ru