Высшее образование и IT (мнение)

Всем привет! Случайно наткнулся на данную статью, где автор рассказывает своё мнение о текущем состоянии IT и отсутствием необходимости высшего образования для него. И, на мой взгляд, подобные статьи часто пользуются популярностью и опасны для людей, только выбирающих свой карьерный путь.

Часто мы делаем неосознанный выбор, за который всё равно отвечать только нам, только потомЧасто мы делаем неосознанный выбор, за который всё равно отвечать только нам, только потом

Зачем я пишу?

Почему я решил написать, потому что в своё время (накануне универа) тоже зачитывался подобными статьями на Хабре и VC. И вот какие установки я сформировал себе на базе их прочтения.

  1. Нет разницы, в какой ВУЗ ты пойдешь. Всё равно все работают не по специальности, а знания все устаревшие. Да и вообще может надо сразу идти работать, что уж там время терять. Все успешные люди с 16 лет же работают.

  2. В России все ВУЗы на низких международных рейтингах, так что образование стопроц будет некачественное. Если нет денег на европейский/американский диплом, то считай, что ничего и не добился.

  3. Преподаватели вообще какие-то неудачники, которые работают за жалкие 500$ с высшим образованием. Вон в Маке и то больше получают.

  4. * Вообще надо как можно раньше свой бузинес мутить и ехать в Силиконовую Кремниевую долину.

Может быть я немного передергиваю, но сейчас примерно так я вижу свой образ мышления в 18 лет. И я думаю, наверняка и сейчас много моих собратьев по разуму поступает в универы с такими же установками. Поэтому хочу расписать, к чему они меня привели) Извините, пишу анонимно, поскольку пока это точно не история успеха))0)

Коротко обо мне

В общем, сам я из Питера, учился в хороших технических школах, но тогда этого не понимал, думал, что в обычных. Когда заканчивал школу, руководствовался приведенными выше установками, поэтому даже практически не чекал специальности, не думал, чем я хочу заниматься. Решил, что хочу пойти туда, где дадут возможность сразу работать и учиться на практике.

Так что по итогу пошёл учиться на машиностроительную специальность в престижный питерский технический универ, где обещали меньше напрягать и возможность работать с 3-го курса. А, ну ещё стажировку в Немеции, но её так и не было.

Но какое же моё было удивление, когда выяснилось, что у нас будет шестидневка, полностью забитая различными парами, смысл большинства которых я вообще не понимаю. Я-то думал, что сейчас приду в универ, там всё уже будет не как в школе, будем наукой заниматься и т.д.

А на самом деле нет, продолжится та же учеба, только будет больше степень самостоятельности, а людей на потоке много, поэтому вполне нормальная ситуация, что до конца доживает половина, а где-то и того меньше.

При этом, на мой взгляд, люди довольно часто уходили не потому, что они прям не тянут, а потому что просто становилось лень дальше разбираться и приходить сдавать. Многие разочаровывались. Но далеко не все потом смогли найти специальность по душе и доучиться при перепоступлении.

В общем, вернемся к моей истории. По итогу я так и учился на своей любимой специальности до 4 курса. После первого курса я уже разочаровался, думал изучать программирование, но там всё равно отвлекался на текущие задачи по учёбе, да и любил тогда в комп поиграть. Затем по стандарту военная кафедра, и поступить ты успеваешь опять же только на свою специальность, поскольку в июле, когда сдают экзамены в магистратуру, ты маршируешь по плацу.

Там я тоже думал перепоступить, но когда уже начал, было жаль бросать, да и шел на красный диплом. Поэтому решил остаться. Конечно же, дипломы были не такие, как я ожидал. Требования к ним были довольно слабые. Но я для себя постарался хоть какую-то осмысленную работу выдать, которой был в целом доволен.

И вот наконец-то я могу спокойно идти работать и всему учиться. Но не тут-то было. Мне повезло пройти на интересную стажировку, но в процессе я обнаружил, что мб это совсем не то, что мне бы было интересно. Я пообщался с людьми, которые там 10–15 лет работают. И не сказать, чтобы у них сильно менялись задачи. Меня это стало разочаровывать. И в итоге я ушёл, чтобы какое-то время подумать и переучиться. И что я могу сказать, этот опыт был очень полезным для меня с точки зрения самоанализа.

Я начал изучать программирование, но понял, что на этапе массивов я уже упираюсь относительно непонятную мне абстракцию. Потом стал копать дальше. И понял, что у меня не хватает именно понимания многих базовых вещей. Т.е. всю жизнь я учился только запоминать и сдавать информацию. А потом я практически её не использовал, поэтому мой КПД во время учёбы был довольно низкий. Сейчас уже наверстываю самостоятельно по различным курсам и книгам.

Какие выводы я сделал

В общем, думайте своей головой (да здравствует Капитан Очевидность). Я очень много ориентировался разные такие разгромные статьи, а по итогу они для меня лишь стали оправданием моего относительно праздного времяпрепровождения во время учёбы. Ведь, правда, зачем учить предмет на отлично и разбираться, если всё равно не пойду работать по специальности и не буду использовать? Или зачем идти на сложную специальность на матмех, ведь всё равно в IT зарплаты не зависят от наличия высшего образования. И так можно продолжать до бесконечности. Но суть в чём, в том, какие у вас цели и ожидания от этой жизни.

Безусловно есть много вакансий, особенно управленческих, где нет необходимости иметь обширные фундаментальные знания, достаточно шарить за межличностные отношения и можно долго работать на хорошей зарплате. Но часто эти вакансии довольно нервные из-за высокого уровня ответственности и конкуренции. Либо ещё можно быть коачем и зарабатывать на мечтах других людей. Можно клепать формочки со stuckoverflow. Да вообще можно аккаунт на Onlyfans завести и получать больше, чем инженеры))0)

И я не хочу в чём-то обвинить этих людей, они делятся лишь своими мыслями, к которым пришли, как и я. Но часто люди пишут очень уверенно, особенно ссылаясь выборочно на статистику. А ведь статистика может нас вводить в заблуждение из-за неверно выстроенных причинно-следственных связей. Но какую часто ошибку мы делаем в молодом возрасте — мы не смотрим на бэкграунд человека. Ведь у каждого свои ценности и свой взгляд на жизнь, а из этого уже и вытекают его советы.

Но если вы хотите заниматься действительно интересными задачами и повышать каждый раз уровень сложности, то для этого нужна база, которую может дать высшее образование, если к нему правильно подходить. Не просто вызубривать предмет, потом сдавать и забывать после экзамена, как часто делал автор этой статьи. А сидеть прямо во время семестра и изучать все непонятные темы. Ведь чтобы знания остались, их необходимо уложить себе в голову, уметь по-разному интепретировать, применять, только потом это уже будет всё на интуитивном уровне. Не бойтесь возвращаться к школьной программе. У нас есть много гэпов. И это нормально. Хуже, если мы будем уверены, что диплом о высшем образовании = высшему образованию. Тогда и получается, что многие из нас не понимают: «Как так выходит, что я универ закончил, а работу найти не могу». Вообще на эту тему недавно прочитал небольшое эссе Канта «Что такое Просвещение?», которое меня заставило задуматься на многие вещи взглянуть по-новому.

Вернёмся к начальным установкам

Так что если вернуться к тем установкам, с которых я начал, то можно так ответить на них:

  1. Очень часто все эти истории об успешном успехе являются «ошибками выжившего». Поэтому если у вас есть возможность пойти в хороший университет, то не стоит этого стыдиться и считать, что тогда не будет красивой истории про то, как человек сам с нуля всего добился. Надо просто заниматься любимым делом, чтобы было интересно. И не забывайте, что когда пойдёте на работу — времени на самообразование станет гораздо меньше, особенно если добавятся задачи ещё по другим аспектам жизни.

  2. Рейтинги очень часто могут отражать тот объём средств, что университет вложил в рекламу. В России действительно очень сильное физмат образование: МГУ, МФТИ, СПбГУ и т.д. Когда я общался на международных программах с европейскими студентами, то я бы не сказал, что они сильно от нас отличаются по уровню знаний. Но в чём они сильно отличаются российских студентов, дак это в уровне осознанности своего выбора. Они чётко могут рассказать, зачем они выбрали конкретно эту специальность и кем хотят стать. У нас, конечно, ещё наслоилась перестройка экономики в 90-х, ну что поделать.

  3. Для многих людей деньги действительно могут быть не главным критерием жизни, а могут быть и интересные задачи, поэтому лучше уважать преподавателей и стараться брать от них как можно больше полезной информации, даже если вам кажется, что они знают меньше вас.

  4. Замутить бизнес можно всегда успеть, но для этого тоже важно обилие знаний и понимания разных аспектов как технологий, так и общественного развития. Например, Гейтс когда бросил универ — уже был очень прокаченным в области программирования благодаря школьным увлечениям.

Вместо заключения

Постарайтесь честно оценить свой уровень и свои желания, только так вы поймёте, чего дальше хотите. Сомневайтесь в любом мнении, в том числе и в изложенном в этой статье. Фильтруйте источники информации. И думайте, чего вы вообще хотите сделать в этой жизни и что для вас важно.

А главное: не забывайте, что высшее образование — это не 4–6 лет в университете, а понимание устройства текущего мира и возможность работать полностью самостоятельно и брать на себя ответственность за решение задач.

P.S. И хочу завершить выступлением основателя Khan Academy Сала Хана о том, как правильно стоит учиться. Я это выступление, к сожалению, увидел только после окончания университета, но меня тогда поразило, насколько наши гэпы в знаниях могут наслаиваться друг на друга, давая кумулятивный эффект, а потом нам мешать развиваться в дальнейшей жизни.

© Habrahabr.ru