Вслед за Титаником. Трагичная судьба батискафа OceanGate Expeditions
Судно Titan весом 50 тонн, принадлежащее OceanGate Expeditions, пропало с радаров утром 19 июня примерно через час и 45 минут после спуска у побережья Кейп-Код, штат Массачусетс. 22 июня 2023 года были обнаружены обломки туристического подводного аппарата с пятью пассажирами, направлявшихся к месту крушения корабля «Титаник» (обломки знаменитого корабля находятся на глубине 4 км под Атлантическим океаном, в 60 км от Ньюфаундленда, Канада). После того как спасатели связали обломки с пропавшим судном, OceanGate объявил, что пассажиры на борту корабля считаются мёртвыми. В состав экипажа входили генеральный директор экспедиций OceanGate, британский бизнесмен, французский дайвер и исследователь, а также отец и сын из Пакистана.
OceanGate Expeditions — единственная компания, которая предлагает подводные туры по цене 250 000 долларов. Когда стало известно, что судно пропало, в Интернете началось бурное обсуждение новости. И как всегда это бывает, с каждыми новыми подробностями, начали появляться мемы: про сам батискаф, про туристов, про проклятие Титаника. На самом деле никакого проклятия нет, и не Титаник виноват в катастрофе. Виновато банальное пренебрежение мерами безопасности, и частично, невезение. Ведь, как стало известно, батискаф не проходил должные испытания и проверки техники безопасности.
Эта история ещё одно важное напоминание, что никогда не стоит пренебрегать мерами безопасности. Особенно, при экстремальных погружениях на глубину.
OceanGate
Стоктон Раш был генеральным директором OceanGate Inc, основанного в 2009 году. Согласно веб-сайту компании, OceanGate является частной компанией со штаб-квартирой в Эверетте, штат Вашингтон. OpenGate занимается »расширением доступа к океанским глубинам за счёт инноваций следующего поколения подводных аппаратов с экипажем и стартовых платформ». Компания заявляет:»Наш флот из пяти подводных аппаратов способен погружаться на глубину до 4000 метров и является уникальной платформой для исследования океанских глубин». OceanGate планировала добраться до места крушения в 2018 году, но отложила операции из-за плохих метеоусловий.
OceanGate предпринимает попытки миссий по крайней мере с 2017 года и впервые успешно достигла места крушения Титаника в 2021 году, а затем снова в 2022 году. Согласно веб-сайту компании, на лето 2023 года было запланировано 18 экспедиций. Миссии занимают до 10 дней, восемь из которых находятся в море, и стоят пассажирам 250 000 долларов каждая. Экспедиции из пяти человек обычно включают трёх платных пассажиров, а также двух членов экипажа, возглавляющих группу. Единственный известный пассажир среди пяти пропавших без вести — Хэмиш Хардинг, британский бизнесмен и лётчик, семья которого подтвердила, что он был в экспедиции в понедельник. В сообщениях в социальных сетях в воскресенье Хардинг сообщил, что группа достигла места над «Титаником» и планировала погрузиться в 4 часа утра в понедельник.»Экспедиция на этой неделе вероятно, станет первой и единственной пилотируемой миссией на Титаник в 2023 году, потому что Ньюфаундленд пережил исторически суровую зиму», — сказал Хардинг в Instagram. Поисково-спасательная команда была отправлена в понедельник утром после того, как группа была объявлена пропавшей без вести.
Затонувшие пассажиры Титана: Хамиш Хардинг, Поль-Анри Наржоле, Стоктон Раш, Шахзада Давуд и его сын Сулеман Давуд
Титан
»Титан — единственный в мире подводный аппарат из углеродного волокна, способный погрузить пять человек на глубину 4000 метров (13 123 фута). Это подводный аппарат, который компания использует для исследования затонувшего корабля RMS Titanic во время ежегодных экспедиций. Уникальная способность Титана перевозить пять человек позволяет нескольким специалистам миссии, учёным и экспертам по контенту поделиться уникальным опытом погружения в глубоком океане.
Современное судно, спроектированное OceanGate Inc. в сотрудничестве с экспертами из НАСА, Boeing и Вашингтонского университета, дебютировало под водой в 2018 году. Благодаря инновационному использованию современных материалов Титан стал легче и прочнее. Просторная и более удобная, чем любая другая глубоководная подводная лодка, исследующая океан сегодня
» — говорится на сайте компании.
Внутри подводного аппарата хорошо освещено и комфортно для пяти человек. Внутреннее давление остаётся постоянным, поэтому туристам не нужно проходить процесс декомпрессии в конце погружения. Воздух внутри подводной лодки перерабатывается так же, как воздух внутри космического корабля. Внутренняя температура обычно всего на несколько градусов выше, чем температура воды снаружи, поэтому во время погружения рекомендуется надевать несколько слоев одежды.
Помимо Титана компания также располагает другим видом батискафа — Cyclops-1. Подводный аппарат Cyclops-1 компании OceanGate Inc. может перевозить до пяти человек на глубину до 500 метров (1640 футов).
Титан, судно которое затонуло, один из пилотируемых подводных аппаратов, которыми компания хвастается. По заявлению компании, Титан »легче по весу и более экономичен в мобилизации, чем любой другой глубоководный аппарат». Он используется для обследования объектов, инспекционных исследований и сбора данных. С его »новаторской инженерией» и »стандартными технологиями» Титан имеет »уникальное преимущество» перед другими глубоководными подводными лодками и более прост в эксплуатации. Кроме того, он также имеет мониторинг состояния корпуса в реальном времени (real-time hull health monitoring, RTM), который, по словам компании, является непревзойдённой функцией безопасности, которая оценивает целостность корпуса во время каждого погружения. Это также обеспечивает раннее предупреждение.
Титан, согласно веб-сайту компании, совершил успешные рейсы в 2021 и 2022 годах. В 2022 году репортёр CBS Дэвид Пог рискнул погрузиться на Титане, чтобы посмотреть на Титаник. Перед погружением ему пришлось подписать документ, в котором говорилось, что подводный аппарат является »экспериментальным» и »не был одобрен каким-либо регулирующим органом».
В видео Раш указывает на трубопроводы внутри судна, говоря, что он купил их у поставщика жилых автодомов Camping World, и говорит, что »мы управляем всем этим» с помощью геймпада. Судно использует строительные трубы в качестве балласта. Раш поясняет, что сосуд высокого давления, который поддерживает давление и качество воздуха для поддержания человеческой жизни на много миль под водой, «совсем не является кустарным» и разработан с помощью Boeing и NASA.
Для своих морских коммуникаций компания использует Starlink. «Титан — единственная подводная лодка с пятью пассажирами, способная погрузиться на глубину Титаника, которая составляет половину глубины Атлантического океана», — говорил Раш CBC в прошлом году.»Нет никаких переключателей и предметов, на которые можно наткнуться, у нас есть только одна кнопка, чтобы включить аппарат. Это не должно требовать много навыков. Всё остальное делается с помощью сенсорных экранов и компьютеров, так что вы действительно становитесь частью машины».
Непредсказуемая Атлантика
OceanGate не единственная компания, занимающаяся подводным туризмом. Сообщается, что Bluefish также предлагает туры на Титаник. Ещё в 2015 году говорилось, что компания взимает 60 000 долларов за поездку на Титаник в период 2019–2020-гг. Директор Bluefish Стив Симс в то время говорил:»Титаник действительно захватывает умы широкой толпы. И в космосе побывало больше людей, чем видело Титаник».
Экспедиция OceanGate предлагала туристам попробовать себя в качестве разных специалистов миссии. Роли могут различаться в зависимости от экспедиции:
- Специалист сонара и лазерного сканирования
- Гидролокационное и лазерное сканирование кораблекрушений и затонувших артефактов
- Фотография и видеосъёмка
- Управление бортовыми камерами
- Связь и отслеживание
- Наблюдение и документация артефактов или морских обитателей
- Погружная подготовка
- Обслуживание подводного аппарата после водолазных работ
- Дайвинг
- Медиа
- Помощь в оперативном планировании погружений
Катастрофический взрыв
Пилот подводной лодки, нанятый для оценки подводного аппарата «Титаник», в 2018 году предупреждал, что его система мониторинга корпуса будет обнаруживать отказ только «часто за миллисекунды до взрыва».
Обломки Титана были найдены примерно в 500 м от места крушения Титаника. Представители береговой охраны заявили, что они всё ещё расследуют то, что же произошло с аппаратом. Береговая охрана США подтвердила в среду, что они уловили подозрительные подводные звуки с помощью гидроакустических буев, чувствительных микрофонов, привязанных к буям, сброшенным с самолётов, пролетающих над районом поиска.
Ранее журнал Rolling Stone сообщал, что поисковики на канадском самолёте обнаружили «хлопки» с 30-минутными интервалами, исходящие из района, где пропал подводный аппарат. Эксперт по поиску и спасению подводных лодок сказал, что звуки могут свидетельствовать о том, что судно находится ближе к поверхности, чем первоначально опасались. Но четверг береговая охрана заявила, что »похоже, нет никакой связи между шумами и местоположением на морском дне».
Если бы спасательным командам удалось найти корабль, им всё равно пришлось бы придумывать стратегию, чтобы вытащить батискаф из такой глубины, чего раньше никто не делал. Очень немногие суда могут погрузиться на такую глубину, и уж точно не водолазы.
Ранее эксперты предполагали, что запасы кислорода у экипажа закончатся примерно в четверг утром. Тем не менее, Береговая охрана США сообщила в четверг, что поиски будут продолжаться как минимум до конца дня.
Вероятно, с подлодкой «Титан» произошел какой-то сбой, из-за чего корпус был повреждён, что привело к «катастрофическому взрыву». Причиной могла быть утечка или сбой питания. Существует также вероятность того, что небольшой пожар из-за короткого замыкания в электросети мог повредить электронные системы корабля, которые используются для навигации и управления судном. Шансов выжить при таком взрыве, практически, никаких.