Топовые КПК из нулевых — что могли тогда и что могут сейчас?
Прошло уже целых 16 лет с момента выхода первого «Сталкера» — игры, которая получила статус культовой на территории пост-советского пространства. Одним из самых важных геймплейных атрибутов сталкера всегда был карманный персональный компьютер, или кратко — КПК. Этот класс устройств был очень популярен в середине нулевых среди тех, кому было мало функционала обычного кнопочного телефона или даже Symbian-смартфона. Недавно мне подарили целых два таких гаджета, да ещё и с аксессуарами, которыми потенциально могли пользоваться сталкеры — SDIO GPS-модуль и карточка MMC. Давайте посмотрим на эти крутейшие штуки спустя почти 20 лет после выхода!
Зачем вообще нужны были КПК?
Сейчас многие школьники и студенты слышать не слышали о таком классе устройств, как КПК. Их функции уже давно выполняет любой дешевый смартфон за пару тысяч рублей, да и сами портативные гаджеты стали в разы мощнее. Однако, так было не всегда: ещё в начале-середине двухтысячных, телефоны уже стали достаточно функциональными для того, чтобы через них можно было чатиться в аське, играть в 3D игры и даже сёрфить в примитивном WAP-интернете.
Однако некоторому проценту пользователей и этого было мало. Кто-то предпочитал иметь почти полноценный компьютер в кармане, с которого можно было и вордовский документ подправить, и в топике на linux.org.ru отписать и почитать книгу на большом экране высокого разрешения — целых 240×320! Кроме того, портативные девайсы сами по себе хранили некоторую часть личности хозяина, что для гиков было очень важно: кто-то делал свои темы на сименс, а кто-то разрабатывал свои виджеты для экрана «Сегодня» на своем КПК.
Именно поэтому в нулевых было не редкостью встретить человека, который имел при себе сразу два устройства — простой кнопочник для связи/СМС и КПК для всех остальных задач, включая развлечения. Со временем, производители объединили два разных устройство в одно, которое называлось коммуникатор.
В ноутбуках тех лет часто можно было встретить слоты расширений — PCMCIA, которые позволяли расширять функционал устройства не только за счёт уже набравшего популярность USB, но и подключая настоящие карты расширений напрямую в шину PCI ноутбука. Не обошла эта тенденция и КПК, которые также поддерживали возможность расширения функционала устройств за счёт карточек SDIO. Эти карты вставляются в слот для SD-флэшек и дополняют функционал устройства, например, GPS-модулями, FM-тюнерами, ТВ-тюнерами и даже цифровыми камерами! У некоторых владельцев КПК было несколько подобных модулей на все случаи жизни, а поскольку Flash-памяти на устройствах было мало, частенько можно было видеть 2–3 карточки в бумажнике + SDIO модули. Одна флешка для музыки, другая для видео, третья для программ.
На чём работали?
Строго говоря, КПК далеко не ограничивались известными моделями от HP и Dell. За рубежом также были популярны модели Palm Tungsten на базе собственной операционной системы PalmOS. Кроме того, отчасти КПК (они всё же ближе к коммуникаторам) можно было назвать ранние устройства от BlackBerry, которые отличались наличием физической QWERTY-клавиатуры и бизнес направленностью.
КПК от Palm же отличались тем, что их система была однозадачной, но при этом весьма стабильной, шустрой и под неё было относительно легко программировать. Благодаря этому, под Palm начали появляться программы, в том числе и платные шаровары, а для их распространения служили различные сайты — например, таковым является hpc.ru. В РФ же, вообще частенько на развалах с дисками продавали не только игры/программы, но и различный контент, как для телефонов, так и для КПК!
Но сегодня речь пойдет о КПК на базе ОС Windows Mobile — адаптации встраиваемой системы Windows CE под управление стилусом. В своё время, именно WinCE занимала ту нишу, которую занимает сейчас Android — полностью кастомизируемая, открытая (исходники можно было посмотреть и скомпилировать в Platform Builder, но система не свободная) ОС, на которую можно деплоить любой код и под которую достаточно легко программировать.
Сегодняшние герои
Сегодня мы с вами рассмотрим два КПК от компании HP, настоящего мастодонта мира портативных компьютеров тех лет, с которым серьезно конкурировал только Dell с серией Axim и в какой-то степени Samsung с серией SCH. Оба гаджета мне подарили читатели!
Первым станет iPaq rx3715, поступивший в продажу в 2004 году по цене 499$, или около 13.500 рублей по тому курсу. Это было дорогое High-End устройство, которое было нацелено не столько на бизнес-сектор (как это обычно бывает с таким ценовым сегментом), а на мультимедийные возможности и развлечения. И действительно: помимо стандартных фич типа проигрывания музыки и просмотра сконвертированного AVI видео, у устройства появилась камера аж на целых 1.2 мп, с соответствующей программной поддержкой в виде фоторедактора.
Характеристики:
- Процессор: Samsung S3C2440 на частоте 400 мгц. Один из первых ARM-процессоров, сравнившийся по производительности с Intel XScale. Его продолжали использовать вплоть до 2008–2009 года в бюджетных RoverPC.
- ОЗУ: 64 мб SDRAM — стандартный «джентльменский» набор. Довольно часто, моддеры практиковали операцию замены двух банок по 32 мб, на две банки по 64, получая удвоенный объём оперативной памяти! Такую услугу оказывали даже в Москве когда-то.
- Память: 128 мб Flash памяти. По тем временам это было действительно довольно много.
- Дисплей: 3.5» 240×320 матрица, выполненная по технологии TN.
- Камера: модуль на 1.2 мпкс, плюс «зеркальце» для съёмки селфи.
- ОС: Windows Mobile 2003
- Внешние интерфейсы: разъём для крэдлом для возможности синхронизации с ПК, 3.5 мм джек, SD
Весьма нехило, да?
Вторым устройством станет легендарный КПК iPaq hx2490, вышедший в 2005 году по цене 399$. Несмотря на несколько меньший ценник, чем у rx3715, hx2490 тоже был High-End устройством, в котором заметно улучшили часть аспектов, по сравнению с предшественником! Помимо стандартных возможностей КПК, он выделяется наличием сразу двух слотов под флэшки — CF (CompactFlash) и SD, оба которые можно использовать для подключения внешних аксессуаров. Кроме того, HP поставили свежий процессор XScale, в котором подняли частоту более чем на 100 мгц. Для мобильного процессора, это очень достойный результат!
Характеристики:
- Процессор: Intel PXA270, работающий на частоте 520 мгц. Несмотря на то, что Intel в даташите заявляет о возможности разгона до 624 мгц, многие устройства продолжают работать на частоте 400 мгц (для меньшего энергопотребления).
- ОЗУ: 64 мегабайта SDRAM памяти. Где-то пишут что 128, возможно, в каких-то других ревизиях устройства (у меня hx2490b).
- Память: 192 мб Flash памяти — это очень хороший объем по тем годам! А учитывая возможность установить CF и SD флэшку одновременно, можно было получить что-то близкое к тому, что мы сейчас ощущаем с айфонами на 1тб. Не зря ведь Стив Джобс в свое время рассказывал про 1.000 песен в кармане!
- Дисплей: Всё та же 3.5» TN матрица с разрешением 240×320. Конечно, маловероятно что она взаимозаменяема с матрицей rx3715 (это вообще беда с поиском дисплеев на коммуникаторы), но выполнена по той же технологии.
- ОС: Windows Mobile 5
- Внешние интерфейсы: док-станция, CF (PCMCIA), SD, ИК-порт, Bluetooth.
Смотрим на систему
Лично у меня, WinMobile в любых его проявлениях до сих пор вызывает умиление и приятные ностальгические чувства. Думаю, многие помнят то ощущение (особенно будучи детьми-подростками), когда ты берешь в руки КПК и видишь, что визуально он очень похож на обычную десктопную винду с классической темой оформления. Подобные попытки перенести интерфейс Windows на мобильные рельсы были даже в начале 10'ых, с всякими Windows Vista Launcher и.т.п :)
В отличии от большинства кнопочников тех лет, у WM была самая настоящая многозадачность, а с специальным виджетом, который реализовывал подобие панели задач, можно было моментально переключаться между приложениями. При этом, в WM не система управляет, какое приложение когда должно работать, а именно пользователь. Запустил порт «героев» и оставил на недельку в памяти висеть? Развернешь — и ничего абсолютно не изменится, никаких «скриншотов», которые показываются пока приложение перезапускается, как на айфоне пользователь не увидит.
И конечно же, у WM были два самых известных атрибута Windows в СНГ: сборки и зависания. И если зависания заканчивались максимум артефактами на экране и последующим зажатием кнопки RESET, то сборки — это отдельная тема. И если у сборок десктопной «винды» обычно репутация не очень хорошая, то сборки WM наоборот стремились серьезно улучшить аппарат и привнести в него новый функционал. На HTC Kaiser, например, люди вручную ставили драйвер на GPU, который там не был задействован, а на многих устройствах люди портировали новые версии системы, даже на КПК 5–6 летней давности!
Для разработки своих прошивок были т.н «кухни» — наборы программ, позволяющие распаковывать архив с системой (nb0) и модифицировать ядро (nk), менять программы, подменять драйверы — в общем, делать всё что угодно с устройством. Довольно много людей было вовлечено в эту моддерскую кухню, поэтому найти «стоковый» КПК было достаточно сложно.
Какие возможности были доступны людям? Вообще, на самом деле практически такие-же, как и современному пользователю смартфонов. Чего стоит хотя-бы полноценный интернет через Pocket IE, и не менее полноценный, но экономичный через Opera Mini:
Естественно, в любом мультимедийном гаджете должен быть продвинутый аудио и видеоплеер. С первым отлично справляется Windows Media Player, интерфейс которого, даже сейчас наводит приятные флешбеки со времен использования WinXP. Кроме WMP, под WinMobile был порт WinAMP, который, тем не менее, был довольно сырым. С музыкальной точки зрения, тут есть и 3.5 мм разъём. С видео WMP справлялся так себе: там был только софтовый декодер, который вытягивал 3gp и специально сконвертированный avi. Негусто, но нам хватало для потребления контента!
Гораздо круче были устройства с видеоускорителем, поскольку у них была возможность декодировать h263 видео в реальном времени и необходимость в конвертации отпадала. Когда-то, с таких гаджетов можно было даже YouTube смотреть!
Легендарный Portege G900 имел встроенный GPU GoForce 5500… без поддержки 3D графики! В зависимости от модели лицензирования, Nvidia предлагали GPU с поддержкой 3D ускорения и видео или… только видео? Какие мощи пропадали!
Кроме того, КПК использовали как читалки электронных книг. По тем временам, 3.5» считался большим дисплеем, а в отличии от CSTN матриц обычных телефонов, на их яркой и цветастой матрице хорошо читался текст. Немудрено, что под WM было кучу программ для чтения книг — от FB2, до PDF. Кто-то даже использовал КПК (хотя скорее всё же коммуникаторы с QWERTY-клавиатурами) для подготовки диссертаций и Pocket Word или подготовки таблиц в экселе.
Ну и конечно-же игры, много и разных! Из-за простоты программирования под WinMobile и предоставления Microsoft специального API, довольно многие разработчики шароварок быстро перешли на КПК и делали свои игрушки. Даже PopCap, разработчики Plants Vs Zombies, портировали Bejeweled на КПК. Microsoft предоставляла два API для разработчиков: GAPI (GameAPI) — позволял получить прямой указатель на буфер кадра (фреймбуффер) поверх всего остального интерфейса системы и писать картинку в него напрямую, в обход медленного GDI, а также D3D Mobile — эдакую упрощенную реализацию Direct3D 9, которая в основном работала в режиме программного рендеринга.
Одними из самых известных и отчасти даже эксклюзивными стали порты «героев» и Fallout. Несмотря на требовательность этих игр, их весьма часто можно встретить на чужих КПК даже сейчас…
Кроме того, есть конечно-же и 3D игры от Gameloft — тот же Asphalt Urban GT 3 например
Библиотека игр под КПК расширяется благодаря JBlend — реализации J2ME на Windows Mobile, которая позволяет играть в игры с обычных кнопочников и эмуляторам всех сортов. Тут и NES, и SEGA, и иные старые платформы. Про PS1, конечно же, можно сразу забыть.
Ну, а ещё у hx2490 есть ИК-порт, который позволяет ему быть пультом для многих устройств. Софта для ИК-порта под WM достаточно, поэтому даже в роли пульта, КПКшник может пригодится!
Сталкерские страсти
Одной из самых известных игр, где КПК был неотъемлемой частью был конечно же Сталкер! У каждого сталкера был свой личный PDA, подключённый к общей сталкерской сети, которая учитывает ранг, группировку и геолокацию владельца, а также содержит в себе карты зоны и разделы с информацией о фауне/локациях и.т.п. Кроме того, сталкерам был доступен радиоканал с текстовыми и звуковыми сообщениями. Как такое могло бы работать в реальном мире? Например, с помощью SDIO RF-трансмиттера, который вставлялся бы в КПК и ловил сигнал с эдакой базовой станции, которая была бы на каждой заселенной локации.
Теоретически, для коммуникаций мог использовать и Wi-Fi модуль: уже тогда были возможности покрытия достаточно больших территорий одной Wi-Fi сетью. Организовали себе эдакую «локалку» и сидим все вместе, парой сотен человек. Но что делать с геолокацией? Здесь к нам на помощь приходят внешние GPS-модули, коих было много-много самых разных. И Bluetooth:
Этот у нас от RoverPC N7
И SDIO:
И даже CF (PCMCIA):
Конечно в то время уже были настоящие тру-Linux КПК от Nokia, которые они называли интернет-планшетами. Но обычные WM PDA уже успели достаточно подешеветь к 2007 году и сильно-БУ модели стоили довольно небольших денег, поэтому выбор разработчиков КПК как устройства для коммуникаций очевиден. И какой же вайб ловил человек, который купил себе в 2007 году диск с игрой, вставил, а там КПК, очень похожий на iPaq/Samsung SCH? :)
Логическое заключение
КПК есть за что ценить и любить. В конце концов, именно они стали ближайшими предками таких знакомых нам смартфонов и планшетов. И если внимательнее присмотреться, то действительно приходишь к выводу:, а ведь не так уж и много и изменилось за всё это время! Да, подросли мощности, интерфейс стал шустрее и симпатичнее, но возможности, по сути, остались те же!
Цените гаджеты из молодости и не выкидывайте их! Это же память, которую можно и нужно хранить! :)