Вопрос про CAN FD
Добрый день!
Читаю с интересом ваши статьи и хотел бы задать вопрос, как компетентным людям в автомобильной отрасли — периодически сталкиваюсь с шиной CAN и в процессе изучения встречал информацию о перспективах перехода на CAN FD. Википедия говорит о переходе на FD большинства производителей авто к 2020 году, однако реальных статей о применении в наши дни я не нашёл, как на ваш взгляд выглядит практика применения CAN FD на рынке сейчас?Заранее благодарю, Алексей.
Ответ
automotive body SW development
Задержка с внедрением CAN FD в автоиндустрии связана с несколькими причинами:
- цикл разработки электронных блоков управления довольно не маленький и составляет несколько лет в зависимости от сложности и добросовестности к подходу к процессу разработки
- электронная элементная база, которая поддерживает CAN FD была выпущена относительно недавно и ещё до конца не испытана и не внедрена
- современные протоколы передачи данных (CAN-матрицы и т.д.) современных автомобилей пока не адаптированы к новому длинному формату сообщений CAN FD, есть некоторые нюансы. Перевод сетевой электронной архитектуры автомобилей занимает большое количество времени и средств и обычно привязан к пункту номер 1
- по ряду причин (как технических, так и финансовых) в протоколе CAN FD нуждаются лишь автомобили класса среднего и выше, у которых электронная архитектура широко развита. Какой смысл в CAN FD, высокопропускной шине, когда на борту всего 5 блоков управления? Лоукост до сих пор является лидером рынка.
- экономическая ситуация на рынке личного транспорта, снижение спроса из-за переполненности рынка и замедления мировой экономики в целом.
По этим причинам CAN FD до сих пор массово не внедрён. Но, тем не менее, из-за отсутствия более подходящей альтернативы в качестве протокола передачи данных на борту автомобильной техники, из-за реальной необходимости повышения пропускной способности шины, данный стандарт всё равно неизбежно будет внедрён в ближайшие несколько лет (1–3 года). Кроме того, остальные перспективные протоколы потерпели поражение (FlexRay, Most).
С технической точки зрения, к протоколу тоже есть некоторые вопросы. Самый главный с моей точки зрения следующий: производители сетевого автомобильного оборудования заинтересованы в увеличении пропускной способности шины. Но по факту частота передачи сообщений при переходе с классического CAN на CAN FD не изменится никак, поскольку практически никаких изменений в структуре кадра не произошло. Фактически, лишь количество данных в одном кадре увеличилось. Но, учитывая, что сеть делится на сообщения по функциональному назначению, увеличение количества передаваемых данных в одном сообщении не столь важно, сколько важно увеличение пропускной способности шины (увеличение баудрейта) с целью увеличения количества блоков управления на одной шине, то есть именно ёмкости шины. При переходе на CAN FD ёмкость шины, конечно, увеличится, но косвенно. Тут уже будет спасать сегментация сети и использование других интерфейсов (LIN, Ethernet) в соответствии с их применением.
Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.