Воплощённые типы

6009ebf25d28f57271428c84a5702df4

Всем привет!

Хочу представить вам подход к определению типов, позволяющий сделать ваш код чище и понятнее. Я называю это «Воплощённые типы» («Embodied types»).

Воплощённый тип — тип, для которого определена переменная с одинаковым именем и в которой содержится объект с утилитами для этого типа.

Начнём с практического примера. Он искусственный, но так будет короче и понятнее.

Допустим, в ответе от сервера в поле decision мы получаем значение типа string или null.

В зависимости от некоторых условий, это будет либо произвольный текст, либо значение, имеющее только три формы: 'foo', 'bar' и null.
«Истинные» значения: 'foo' и null.

Типизировать это можно вот так:

// types.ts

export type StrBool = 'foo' | 'bar' | null;
export type Response = { decision: string | null };
// Можно написать и decision: string | StrBool,
// но typescript все равно сведет это к типу string | null

Значение из поля decision может использоваться много где в проекте, но нас интересуют несколько предполагаемых функций:

// run.ts

export function runFoo(): void {
  /* ... */
}

export function runBar(): void {
  /* ... */
}

export function runNull(): void {
  /* ... */
}

// utils.ts

export function log(value: boolean) {
  /* ... */
}

Исходный код в репозитории, шаг 0.

Если значение decision является типом StrBool, то в зависимости от того, какое значение в поле decision, мы должны запустить одну из функций run*, а также вызвать log, передав в него decision, преобразованный в boolean.

Начнём с очевидного и прямолинейного варианта:

// index.ts
import { handle } from './handle';

/* ...получаем decision */

if (decision === 'foo' || decision === 'bar' || decision === null) {
  handle(decision);
}

// handle.ts
import { StrBool } from './types';
import { runFoo, runBar, runNull } from './run';
import { log } from './utils';

export function handle(decision: StrBool): void {
  if (decision === 'foo') {
    runFoo();
  } else if (decision === 'bar') {
    runBar();
  } else {
    runNull();
  }
  log(decision === 'foo' || decision === null);
}

Исходный код в репозитории, шаг 1.

Выглядит не очень, вам не кажется?

Помочь нам может type guard. Напишем его для типа StrBool:

// utils.ts

import { StrBool } from './types';

export function isStrBool(value: unknown): value is StrBool {
  return value === 'foo' || value === 'bar' || value === null;
}

export function log(value: boolean) {
  /* ... */
}

Решение принимает вид:

// index.ts
import { handle } from './handle';
import { isStrBool } from './utils';

/* ...получаем decision */

if (isStrBool(decision)) {
  handle(decision);
}

Исходный код в репозитории, шаг 2.

Уже чуть лучше, но что если однажды бэк вместо 'foo' станет присылать 'fooo'? Будем по всему коду исправлять сравнения? Литералы стоит поместить в константы, а ещё лучше написать функции, выполняющие сравнение и заодно являющиеся type guard-ами. Так и сделаем:

// utils.ts
import { StrBool } from './types';

const STR_BOOL_FOO: StrBool = 'foo';
const STR_BOOL_BAR: StrBool = 'bar';

export function isStrBool(value: unknown): value is StrBool {
  return isStrBoolFoo(value) || isStrBoolBar(value) || isStrBoolNull(value);
}

export function isStrBoolFoo(value: unknown): value is StrBool {
  return value === STR_BOOL_FOO;
}

export function isStrBoolBar(value: unknown): value is StrBool {
  return value === STR_BOOL_BAR;
}

export function isStrBoolNull(value: unknown): value is StrBool {
  return value === null;
}

export function log(value: boolean) {
  /* ... */
}
// handle.ts
import { StrBool } from './types';
import { runFoo, runBar, runNull } from './run';
import { isStrBoolBar, isStrBoolFoo, isStrBoolNull, log } from './utils';

export function handle(decision: StrBool): void {
  if (isStrBoolFoo(decision)) {
    runFoo();
  } else if (isStrBoolBar(decision)) {
    runBar();
  } else {
    runNull();
  }
  log(isStrBoolFoo(decision) || isStrBoolNull(decision));
}

Исходный код в репозитории, шаг 3.

Теперь со стороны будет несколько проще понять, что происходит у нас в коде, а также мы облегчили себе будущие доработки выносом литералов в константы и сравнений в утилиты. Хотя и несколько многословно получилось.

Но появилась иная проблема. Узнает ли другой/новый разработчик в вашей команде об этих константах и утилитах? Будет ли их использовать? Насколько вам самим будет легко вспомнить их названия через некоторое время?

Именно эти проблемы я предлагаю решить с использованием воплощённых типов.

Взгляните-ка на этот код:

// StrBool.ts

// 1
export type StrBool = 'foo' | 'bar' | null;

// 2
export const StrBool = {
  // 2.1
  Foo: 'foo',
  Bar: 'bar',
  Null: null,
  // 2.1
  is,
  isFoo,
  isBar,
  isNull,
  intoBoolean,
};

// 3
function is(value: unknown): value is StrBool {
  return isFoo(value) || isBar(value) || isNull(value);
}

// 4
function isFoo(value: unknown): value is StrBool {
  return value === StrBool.Foo;
}

function isBar(value: unknown): value is StrBool {
  return value === StrBool.Bar;
}

function isNull(value: unknown): value is StrBool {
  return value === StrBool.Null;
}

// 5
function intoBoolean(value: StrBool): boolean {
  return isFoo(value) || isNull(value);
}
  1. type StrBool — определение типа, являющегося объединением трёх литералов.

  2. const StrBool — объект, являющийся «воплощением» типа StrBool. Состоит из:

    2.1) литералов, составляющих тип StrBool;
    2.2) функций-утилит для типа StrBool.

  3. Функция is является type guard-ом для типа StrBool.

  4. Функции isFoo, isBar, isNull являются type guard-ами для типа StrBool, кроме того позволяют одновременно с выведением типа значения выполнить проверку его соответствия одному из литералов.

  5. Функция intoBoolean выполняет приведение значения типа StrBool к типу boolean.

Теперь наше решение может выглядеть так:

// index.ts
import { StrBool } from './StrBool';
import { handle } from './handle';

const decision = '' as string | null;

if (StrBool.is(decision)) {
  handle(decision);
}

// handle.ts
import { StrBool } from './StrBool';
import { runFoo, runBar, runNull } from './run';
import { log } from './utils';

export function handle(decision: StrBool): void {
  if (StrBool.isFoo(decision)) {
    runFoo();
  } else if (StrBool.isBar(decision)) {
    runBar();
  } else {
    runNull();
  }
  log(StrBool.intoBoolean(decision));
}

Исходный код в репозитории, шаг 4.

Таким образом, мы заменили разрозненный ворох функций и констант, существующих в отрыве от связанного с ними типа, на один объект с тем же именем что и у типа. Это — воплощённый тип.

По моему мнению, воплощённые типы позволяют улучшить читаемость кода, быстрее отлавливать ошибки и качественнее структурировать проект.

Кроме того, такой подход открывает ещё больше возможностей. Утилиты можно неограниченно добавлять в объект, связанный с типом, не засоряя импорты. Можно внутри проекта выработать контракт о том, для каких разновидностей типов, какой набор утилит и с какими именами является стандартом (переменной, содержащей объект, можно присвоить любой тип) и так далее.

На этом всё, рад буду почитать ваше мнение о таком подходе в комментариях.

Также пишите в комментариях, если вам будет интересно почитать статью про реализацию воплощённого типа — дженерика. Будут некоторые нюансы, и каррированные type guard-ы.

© Habrahabr.ru