VK Open: зачем разработчику открытые платформы
Привет, Хабр! Современный IT-ландшафт трудно представить без открытых платформ, где разработчики создают, размещают и продвигают свои продукты. Айтишники могут свободно обращаться к наработкам и ресурсам больших компаний, чтобы меньшими средствами реализовывать свои идеи.
Тому, как грамотно использовать эти ресурсы, посвящена конференция VK Open для разработчиков открытых платформ. 3 июня создатели игр и мини-приложений поделятся историями успеха и набитыми шишками, а спикеры от VK расскажут о возможностях и инструментах открытых платформ с активной аудиторией более 45 млн человек в месяц.
Если ваша тропинка ведёт в сторону открытых платформ VK, по пути вам неизбежно встретятся несколько «дорожных камней», указывающих верное направление. В этой статье мы расскажем, что это за дорожные камни, у которых стоит остановиться и задуматься. Ну и заодно — о наших открытых платформах в целом.
1. Перспективные ниши для разработчиков
VK — компания, объединяющая множество контентных и сервисных направлений. Она естественным образом накапливает большой объём данных и о потребностях пользователей, и о том, насколько хорошо те или иные потребности покрываются существующими продуктами.
Где между потребностями и продуктами разрыв — там и есть перспективная ниша.
Живой пример — приложение «Где Шаверма», агрегирующее полезное знание о том, где можно съесть шаурму и насколько она там хороша. В 2020 году приложение сходу набрало шестизначную аудиторию, затем вышло на плато. Однако с тех пор каждую весну любители шавермы оттаивают из-под снега и делают приложению ещё 100K новых установок.
Почему команда VK не закроет разрыв между потребностями и продуктами собственными руками? Дело в том, что в компании ограниченное количество разработчиков и у каждого — не более двух рук. На все полезные и интересные проекты разработчиков не хватит. Конечно, можно нанять больше, но это не гибкое решение.
Гибкое решение — делать добро чужими руками: дать независимым разработчикам доступ к открытым платформам VK, инструментам и рабочей среде.
Римляне знали: главное — проложить дороги, а дальше уже найдётся, что по ним возить
Платформа VK Mini Apps позволяет встраивать ВКонтакте небольшие (а иногда и довольно большие) веб-приложения, которые могут использовать API-соцсети. Впрочем, не только ВКонтакте — также «мини-аппы» доступны в Одноклассниках, почте Mail.Ru и прямо в браузере Atom. Преимущества VK Mini Apps — простота входа, возможность использования социальных механик, а самое главное — многомиллионная пользовательская база, которую от приложения разработчика отделяет один клик. Платформа быстро растёт: за последний год число приложений увеличилось на 83%, всего же их более 76,6 тысяч. Рекламная монетизация за тот же период выросла на 145%, так что дело не только в количестве.
По секретной информации от спикера VK Open, сейчас наиболее перспективные и свободные ниши на этой платформе — киберспорт, туризм, авто.
Это непаханое поле. Большой спрос, очень мало качественных предложений, причём не только в VK, а в целом по Рунету (за редкими исключениями — как, например, Дром, АвтоРу). Используя преимущества платформы, можно получить сотни тысяч пользователей в разумные сроки и без нечеловеческих усилий. Например, несложная игра «Угадай, что нарисовано» набрала почти миллион пользователей за счёт социальных механик
Впрочем, миллион пользователей — это хорошо, но вовсе не обязательно. Вполне успешно существует, например, приложение с расписанием одного конкретного лицея. Трудно придумать что-то более нишевое — однако и для таких «микроприложений» находится уютное местечко на открытых платформах.
Что касается игр, то в веб-сегменте популярнее всего головоломки, например триврядки.
В вебе головоломки — лидеры по доходности, а в сегменте Direct Games (игры, запускаемые из мобильного приложения ВКонтакте) с большим отрывом лидирует общение, например знакомства (пример: Анонимный мессенджер). Экономические (а-ля «Весёлая ферма») и ролевые игры тоже делают кассу. Сложнее в монетизации, но при этом популярнее приключения и аркады.
Число мобильных игр в каталоге VK за последний год выросло почти вдвое. Что более важно с прагматической точки зрения: доход от внутриигровых покупок за этот период увеличился на 75%. Платёжеспособная аудитория активно идёт в отечественные сервисы, а VK предоставляет игроделам широкие и разнообразные возможности. На конференции VK Open несколько продуктов — VK Play, ОК Games и «Игры ВКонтакте» — будут обсуждать особенности аудитории разных игр: от ААА до HTML5-проектов.
2. Технологии: с каким стеком работают на открытых платформах
Интерфейс как мини-приложений, так и игр основан на стеке веб-разработки. Это обычные веб-приложения, встраиваемые через iframe или WebView, которые взаимодействуют с ВКонтакте через API. Мало-мальски опытный веб-разработчик может пару дней почитать документацию VK API — и начать разрабатывать мини-приложения. Есть для этого и вспомогательные библиотеки. VKUI — набор реактовских компонентов для создания адаптивных интерфейсов в стиле VK. VK Bridge — для упрощения взаимодействия с API.
Что касается бэкенда, ВКонтакте не предоставляет готовых решений, но и не ограничивает разработчиков в выборе технологий. Самые популярные — PHP (с фреймворками типа Laravel), NodeJS, с недавних пор — Go.
В плане хостинга ограничений тоже нет, однако для желающих VK даёт разместиться в VK Cloud, и разработчикам мини-приложений там полагаются плюшки: 2500 ₽ в месяц на счёт в личном кабинете. Кстати, на конференции будет выступать евангелист-архитектор VK Cloud и Tarantool — на реальном мини-приложении покажет, какие облачные системы могут быть полезны.
3. Бизнес-инструменты и возможности привлечения трафика
Открытые платформы VK — это не только ценный мех социальные механики, но и многомиллионная аудитория. Создать приложение или игру ВКонтакте — лишь первый шаг, самое интересное начинается после добавления в каталог.
Для этого вначале надо пройти модерацию. Продукт проверяется на соответствие правилам платформы (на отсутствие порнографии, разжигания и прочего УК РФ). Также он проверяется на функциональность. Приложение должно выполнять заявленные функции, игровые сценарии должны работать корректно. Модерация может занять порядка трёх дней; если модераторы найдут ошибки, они напишут об этом подробно и предметно. Спорные моменты можно обсудить с ними непосредственно: на открытой платформе VK Mini Apps действует «политика открытой лички». Вместо бюрократических проволочек всегда можно просто написать в ЛС.
Дальше разработчик получает доступ к инструментам продвижения.
Большой набор инструментов можно использовать совершенно бесплатно, нет необходимости закладывать отдельный рекламный бюджет на его использование.
ВКонтакте работает по бизнес-модели Revenue Share, он не берёт плату с разработчиков — только долю прибыли.
Вначале инструментов доступно немного. Но для проектов, которые демонстрируют хорошую динамику (например, набирают определённое количество установок) или «навскидку» кажутся перспективными, VK Mini Apps предоставляет дополнительные возможности — особое место в игровом каталоге, большие баннеры, выдачу в рекомендациях и т. п.
«Политика открытой лички» здесь также работает. Если вам кажется, что ваше приложение незаслуженно прозябает в безвестности — можно просто написать специальному сотруднику и спросить, что добавить, чтобы получить дополнительное продвижение.
Разумеется, такую просьбу удовлетворят не всегда. Иногда вам скажут, что нужно изменить или улучшить в приложении, чтобы оно стало более перспективным с точки зрения удобства пользователя. С одной стороны, это ограничение. Но, с другой стороны, это возможность. Подобные рекомендации даются не из самодурства, а из опыта и знания аудитории. То есть это возможность действительно улучшить свой продукт. Собственно, многие разработчики начинают ею пользоваться ещё до публикации. Показывают альфа- и бета-версии, спрашивают совета — например, как улучшить игровой баланс, как ловчее прикрутить монетизацию. Для новичков такая помощь особенно актуальна.
Социальные механики впишутся не в любое приложение, но могут принести вагон пользы, если пришлись к месту.
Приложение, построенное вокруг социальных механик, имеет шанс стать виральным. Тут можно вспомнить нашумевший «Тест на дружбу», который стал популярен настолько, что ВКонтакте даже стали поступать жалобы и требования его запретить — якобы он разрушил чьи-то отношения, показав, что человек совсем не знает своего партнёра.
Наконец, ещё одна возможность продвижения связана с тем, что сейчас ВКонтакте — это, по сути, «суперприложение», то есть — приложение, объединяющее множество сервисов внутри себя. И они не просто лежат рядом, а могут как-то между собой взаимодействовать. Например, есть приложение «Шаги ВКонтакте», и в нём регулярно запускаются марафоны — пройдя определённое количество шагов, можно получить бонусы в играх, паки стикеров, прокачать vmoji — такая интеграция сервисов друг в друга.
4. Поддержка профессионального сообщества
Никто не напишет вашу игру или коммунальный сервис за вас. Никто не проведёт вас за ручку по всем этапам процесса разработки, объясняя, где открыть, а где закрыть фигурную скобку. Однако дружелюбное комьюнити и открытость представителей платформы могут значительно облегчить этот процесс ещё до того, как написана первая строчка кода.
VK Mini Apps знает потребности и предпочтения своей аудитории.
На регулярных питчингах, конкурсах и хакатонах разработчики предлагают идеи, а команда оценивает, даёт полезные советы и иногда вручает грант на развитие.
Единой «школы разработчика мини-приложений VK Mini Apps» не существует, но есть постоянные мероприятия от платформы. Десятки, если не сотни возможностей получить знания и опыт. Никаких специальных приглашений туда не требуется, нужно просто следить за новостями на дев-портале или подписаться на группу VK Mini Apps.
В VK любят чаты, куда с удовольствием добавляют заинтересованного разработчика. Чаты есть разных уровней — от общеразрабовских до специализированных, посвящённых конкретным жанрам или проектам. Чаты модерируются от флуда, и в них присутствуют сотрудники VK, готовые ответить на вопросы, — хотя зачастую ответы находятся силами других разработчиков.
Человека встречают по одёжке, а платформу для разработчиков — по документации. Хороший признак, если документация обширна, подробна и регулярно обновляется. У VK с этим порядок: целая отдельная команда занимается дев-порталом — поддерживает, развивает, актуализирует. Там расписаны все основные аспекты работы с платформой — от создания первого helloworld-приложения до нюансов использования API. Информации достаточно, чтобы вдумчивый джуниор-девелопер научился всему с нуля.
5. Монетизация
Для разработчиков игр и мини-приложений есть две основных возможности монетизации — реклама и внутриигровые покупки. Реклама — самый простой вариант, идеальный для начинающего: встраивается в три строчки кода. Можно показывать рекламу просто так, при запуске приложения или между уровнями. Можно предлагать просмотр рекламы за внутриигровое вознаграждение: ресурсы и подсказки. Недавно платформа VK Mini Apps утроила выплаты за просмотры рекламы.
Внутриигровые покупки — это ресурсы, предметы, «ускорители», дополнительные уровни и тому подобное, приобретаемые за голоса. Разработчик получает 3 рубля с каждого голоса, потраченного пользователем на внутриигровые покупки. Оставшаяся часть голоса — не чистая прибыль платформы: из этих денег формируется рекламный бюджет самой игры. На других платформах он оплачивается отдельно, здесь же всё включено: стоимость рекламы заложена в процент, отчисляемый ВКонтакте.
В мини-приложениях, занимающихся продажей реальных товаров или услуг, есть третий вариант — монетизация «собственными силами». Всё, как в случае отдельного сайта: подключаешь любимую платёжную систему — и вперёд. ВКонтакте не берёт процент за покупки через сторонние платёжные системы, однако в качестве удобной альтернативы предлагает своё готовое решение — сервис VK Pay. Один нюанс: оплата «виртуальных» ценностей возможна только голосами — использование для этого сторонних платёжных систем запрещено правилами платформы.
Если, пройдясь по чек-листу, вы заподозрили, что работа с открытой платформой VK Mini Apps может быть вам интересна, — приходите на конференцию VK Open, которая пройдёт 3 июня в БЦ Skylight по адресу: Москва, Ленинградский проспект, 39. Или подключайтесь к трансляции на сайте и в сообществе VK Mini Apps.