В Томской области создали акустический отпугиватель птиц для аэропорта

image

Учёные Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН в сотрудничестве с орнитологической службой ООО «Аэропорт Томск» разработали автоматическую адаптивную установку акустического отпугивания птиц. Проект реализуется при поддержке Российского научного фонда. Новая система работает на основе технического зрения — искусственный интеллект сам определяет, каких птиц отпугивать, сообщила пресс-служба администрации области.

В своей работе учёные исходили из того, что в столкновениях с воздушными судами участвуют лишь некоторые из видов птиц, поэтому работа именно с этими видами будет более эффективной. В районе томского аэропорта наиболее часто встречаются врановые — серая ворона, сорока и чёрный ворон.

«Как правило, акустические отпугиватели не направлены на какой-то конкретный вид птиц, что приводит к нежелательному воздействию на другие биологические объекты. При этом птицы могут просто-напросто привыкать к длительному звуковому воздействию и воспринимать его как некий фоновый шум», — пояснил главный научный сотрудник ИМКЭС СО РАН и руководитель проекта по гранту РНФ Николай Красненко.
Программный комплекс способен в автоматическом режиме обрабатывать данные видеонаблюдения и принимать необходимые решения. Предварительно система проходила специальное обучение на специально сформированной базе изображений птиц и продолжает постоянно обучаться.

Проблема орнитологического обеспечения безопасности полётов является одной из самых актуальных для авиации. Согласно статистическим данным, столкновения самолётов с птицами происходят на протяжении всего года, больше всего с мая по сентябрь, меньше в зимние месяцы.

С весны до начала осени этого года учёным предстоит провести испытания усовершенствованного варианта установки и отладить систему видеонаблюдения. Большой интерес к разработке томичей проявляют и представители других аэропортов.

Сотрудничество ИМКЭС СО РАН с воздушной гаванью Томска началось летом 2017 года. Разработанное учёными оборудование уже несколько лет находится на страже безопасности полётов.

© Habrahabr.ru