В МАИ работают над беспилотником для Марса
Фото: пресс-служба МАИ
Учёные Московского авиационного института (МАИ) работают над беспилотным самолётом для исследования Марса, сообщили в пресс-службе института. Работы ведут специалисты института № 1 «Авиационная техника» вместе с коллегами из Индии. Как указали в МАИ, беспилотный самолёт для Марса по ряду причин лучше, чем вертолёт. Как минимум, самолёт с фиксированным крылом можно оснастить более лёгкой силовой установкой, благодаря чему он будет иметь большую грузоподъёмность и дальность полёта.
«Идею создания аппарата предложил доцент кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ Джахид Гуереш. Она появилась после того, как первый полёт американского вертолёта Ingenuity на Марсе открыл совершенно новую эпоху в исследовании других планет. Летом 2021 года мы подали заявку на грант Российского научного фонда вместе со специалистами по вычислительной гидроаэродинамике из университета технологий города Харагпур. Нашими конкурентами были более чем 300 команд из России и Индии. Одобрение получили проекты 25 из них, и мы оказались среди счастливчиков», — рассказывает соавтор проекта, старший преподаватель института № 1 «Авиационная техника» МАИ Елена Карпович.
Специалисты уже произвели расчёт самолёта нормальной схемы с силовой установкой, состоящей из воздушного винта и электродвигателя, заявили в МАИ. Беспилотник способен осуществить однократный полёт продолжительностью около 8 часов и дальностью около 1200–1400 км. Размах крыла составит 3,2 м, масса — 4,3 кг, крейсерская скорость — не менее 42 м/с. По плану, беспилотник сможет взять на борт около 1 кг полезной нагрузки. Алгоритм спуска капсулы с беспилотником в атмосфере Марса пока разрабатывается.
Также учёные обдумывают схему конвертоплана, при которой аппарат сможет взлетать вертикально и осуществить несколько полётов. Для этого исследователи рассматривают коробчатую схему крыла и распределённую силовую установку на базе четырёх небольших винтов для создания тяги и управления. Испытания весовой модели с коробчатым крылом уже проводятся в дозвуковой аэродинамической трубе МАИ.
«В настоящий момент я могу дать ориентировочные данные. Ракета подлетает к орбите Марса, капсула высвобождается из головного обтекателя на высоте примерно 500 км над поверхностью и начинает спуск. На высоте 120 км скорость капсулы составляет 21 тыс. км/ч! Капсула спускается до высоты примерно 11 км, где срабатывает система, выпускающая тормозные парашюты. Они уменьшают скорость капсулы до 60 м/с, и наш аппарат выскальзывает из неё в определённом положении», — говорит Елена Карпович.
На конец 2024 года запланированы испытания демонстратора самолёта в условиях, приближенных к эксплуатационным. МАИ ведёт переговоры для тестирования аппарата на 30 км над землёй.