Учите матчасть: почему стоит изучать туториалы перед работой с облаками и кому это особенно важно

rgoshss_bpqyrbs8kmtg9oekklw.jpeg

Миграция компаний в российские облака набирает активные обороты — по итогам 2023 года объем рынка облачных услуг в России показал прирост около 34% и достиг отметки в 121 млрд рублей. Такой спрос на облачные сервисы отчасти обусловлен погоней за преимуществами облаков: снижение порога входа в ИТ, повышение доступности современных инструментов и вычислительных ресурсов, упрощение задач администрирования и управления. Вместе с тем на пути к корректной миграции и желанным преимуществам компании нередко сталкиваются с непониманием принципов и особенностей работы в облачной среде.

Рассказываем, как эту проблему стараются решить облачные провайдеры, зачем нужны туториалы и кому важно их изучать. 

Гайды, инструкции и туториалы: зачем провайдеры учат пользователей


Каждый провайдер стремится, чтобы пользователи смогли начать работать со своим облаком нативно — с минимумом проблем, вопросов и «темных пятен». Чтобы достичь этого, поставщики услуг зачастую не ограничиваются проведением консультаций, а разрабатывают материалы для самостоятельного обучения, которые позволяют на примере реальных задач разобраться с возможностями и особенностями облака. 

Такие обучающие материалы могут содержать:

  • описание основных функций и возможностей облачного решения;
  • инструкции по настройке и использованию различных сервисов и ресурсов;
  • примеры использования облачных ресурсов для решения конкретных задач и проблем;
  • советы по оптимизации работы с облачными ресурсами;
  • руководства по безопасности и защите данных в облаке;
  • рекомендации по безопасной и максимально бесшовной миграции в облако с другой платформы.


Такие обучающие материалы могут быть оформлены в разных форматах. Например, в виде:

  • статей;
  • видеоуроков;
  • интерактивных обучающих курсов;
  • документации.


Например, обучающие материалы по работе с облачными сервисами на платформе VK Cloud представлены в виде бесплатного туториала. Они состоят из статей, видео, материалов для самостоятельного изучения, практических заданий и чат-бота в Telegram, к которым у пользователя есть доступ в любое время. При необходимости, ответы на вопросы также можно получить в рамках персональной консультации от специалистов технической поддержки.

Зачем пользователям «знакомиться» с облаком перед работой


Каждое облако уникально как архитектурно, так и с точки зрения доступных функций. Поэтому единых паттернов работы, применимых ко всем облакам, зачастую нет — даже условный опытный специалист, который 10 лет без проблем работал в Azure, может прийти в российское облако и столкнуться с непривычной функциональностью уже на этапе миграции. Дело в том, что принципы и особенности работы с каждой облачной платформой различаются.

По сути, изучение туториалов провайдеров — возможность избежать подводных камней, которые возможны в конкретном облаке. Причин изучать подобные материалы много. Вот основные из них:

  • Знание нюансов. Изучение туториала — возможность получить не абстрактные общие знания, а компетенции в работе с конкретной платформой. Например, в таких туториалах нередко можно найти информацию, как лучше настраивать сервисы, как обеспечить безопасность, какие конфигурации лучше выстраивать под конкретные задачи.
  • Полнота информации. Зачастую провайдеры стремятся вынести в туториалы максимум информации о наиболее востребованных сервисах. У каждого поставщика услуг они свои. Например, туториал VK Cloud охватывает полный цикл работы в облаке — от IaaS и PaaS (в том числе Kubernetes, инструменты для BigData, ML) до миграции и безопасности. Наличие таких комплексных материалов исключает необходимость в поиске «информации на форумах» или глубоко зарываться в техническую документацию — все самое важное собрано в одном месте и в удобном формате.
  • Экспертность. К разработке туториалов, как правило, привлекают топ-специалистов с большим опытом. Например, экспертами туториала по работе с облачными сервисами на платформе VK Cloud выступают архитекторы, инженеры, технические менеджеры продуктов, представители команды технической поддержки и не только. Изучение их рекомендаций — возможность перенимать знания у носителей экспертности.
  • Практические навыки. Часто в рамках обучающих программ провайдеров можно не только изучить теорию, но и закрепить полученные знания на практике. Таким образом, пользователь может провести полный тест-драйв платформы, хоть и в пределах заданных сценариев, и окончательно понять, подходит ли облако для работы. Практические задания есть и в туториале Cloud Native DIY.
  • Подтверждение знаний. По итогам прохождения туториалов многие провайдеры выдают сертификаты. Например, сертификат выдается после прохождения Cloud Native DIY от VK Cloud. Такой документ — подтверждение экспертности. Это особенно полезно специалистам, которые стремятся к карьерному росту или работают в компаниях-интеграторах и впоследствии будут оказывать услуги по миграции компаний в конкретное облако.


Не только новым пользователям: кому полезно изучение туториалов


Изучение обучающих материалов по работе с облачными сервисами на платформе конкретного провайдера полезно широкому кругу специалистов, независимо от их роли в команде. Например:

  • разработчики могут оценить возможности облачной платформы и доступный стек инструментов;
  • архитекторы — понять, насколько платформа подходит для выстраивания нужной ИТ-инфраструктуры;
  • ИБ-специалисты — насколько облако безопасно и надежно.


Условно всех бенефициаров такого обучения можно разделить на несколько больших групп.

  • Компании. Делегируя своим сотрудникам изучение особенностей облачной платформы, руководитель бизнеса получает возможность безопасно и без больших инвестиций (часто вообще без них) понять, подходит ли конкретная площадка для развертывания ИТ-инфраструктуры или запуска отдельных решений с учетом всех имеющихся критериев.
  • Действующие пользователи облака. Часто даже в процессе работы пользователи сталкиваются с типичными блокерами, проблемами или неясностями. В итоге такие «бреши в знаниях» могут приводить к нерациональному использованию облачных ресурсов, выстраиванию недостаточно надежной системы безопасности или сбоям на уровне взаимодействия между сервисами. Изучение облака, в котором работаешь, помогает исключить такие бреши и использовать возможности облака по максимуму.
  • Специалисты компаний, планирующих миграцию. Айтишникам, планирующим переход на новую платформу, гайд упрощает изучение ее нюансов и возможностей, позволяет разобраться с особенностями работы разных сервисов, например балансировщика, S3-хранилища, инструментов для управления IaC и ML. Для специалистов, у которых гайд является «первым контактом с новым облаком», изучение материалов, собранных провайдером, — практически единственная альтернатива «вгрызанию в официальную документацию».
  • Интеграторы. Специалисты, предоставляющие услуги по интеграции в облако, должны хорошо разбираться во всех «глубинных» нюансах. Причем это важно не только «технарям», которые будут «руками» выстраивать инфраструктуру, переносить данные и выполнять все настройки, но и пресейлер-архитекторам, которые должны понимать все возможности облака, чтобы доносить их конечным пользователям и говорить с ними на одном языке.


Офтоп: что важно понимать


Цели пользователей, изучающих обучающие материалы или даже выполняющих практические задания в рамках туториала, могут быть разными. Соответственно, справедливо, что их требования к содержанию и подаче материалов могут различаться. Вместе с тем и к самим «получателям» гайдов могут быть определенные требования. Наиболее распространенное из них — наличие базовых знаний. Логика довольно проста — провайдеру важно не рассказать, что такое Kubernetes, а объяснить, как именно выстроена работа с сервисами и инструментами на конкретной платформе. Например, для комфортного прохождения туториала Сloud Native DIY пользователям желательно знать основные принципы виртуализации инфраструктуры и работы баз данных.

Саммари


Облачные провайдеры стремятся сделать свои платформы максимально функциональными, а работу с ними — интуитивно понятной. Но даже в таких ситуациях без знания многих нюансов можно скатиться в хождение по лабиринту из ошибок. Причем даже значительный опыт работы с облаками других провайдеров может оказаться неприменимым. Поэтому не стоит пренебрегать изучением туториалов, которые провайдеры кропотливо собирали. Здесь стоит придерживаться правила: лучше потратить время на изучение гайда, чем на последующее устранение ошибок и самостоятельное копание в документации.

© Habrahabr.ru