Троллейбусы из хлеба: мышь за 200+ долларов и GTX 950 в SLI
Привет, GT! В этот раз у меня не так много интересных железок, чтобы сделать огромный пост, но есть кое-что актуальное. Так что хочу поделиться с вами мыслями и впечатлениями от двух вещей. Во-первых, о новой мышке от Mad Catz. Mad в ней буквально всё: от цены до кастомизации. А во-вторых — о том, что многие не стали бы делать, но сам факт возможности подобного заставил меня проверить… В общем, я взял две GTX 950 и объединил их в SLI.
Mad Catz R.A. T. Pro X — чудовище Франкенштейна и венец эволюции
Парни из Mad Catz давно показывали мышей-франкеншейнов — заменяемые части конструкции навешивались на скелет, и грызун преображался до неузнаваемости — из супер-компактной мыши для любителей пальцевого хвата в огромного монстра, на который с комфортом поместится вся ладонь. Казалось, что можно улучшить?
Да, в старых линейках были проблемы со, кхм-кхм, скажем так, странноватым приложением-компаньоном. Но новые линейки мышей работают с новым ПО, в котором все функции исправно работают, и из «косяков» остался только несколько запутанный и странноватый интерфейс. Но интерфейс — дело наживное.
В общем, думали-думали в Mad Catz, и решили, что сменяемые панельки и форма мыши — это не по хардкору. Что надо вообще всё дать настраивать. И дали.
Дали по полной!
Кажется, у Pro X не меняется только количество нулей на ценнике. Сам модуль с сенсором — съёмный. На выбор сейчас доступны три варианта, «из коробки» в комплекте только один. В моём случае Pixart ADNS-9800, популярный «флагманский» глазок, используемый во многих игровых мышах топового уровня. Дополнительные модули стоят всего по 30 баксов (при цене за мышку ~200). Один из них — не менее популярный Philips PLN2037 TwinEyeLaser, второй — для любителей «олдскула» — качественный оптический Pixart PMW3310.
Форма колеса и его «чувствительность» — настраиваются. Поднимаете вынос, где закреплено колесо, встроенными винтиками затягиваете или расслабляете свободный ход.
Боковая панель с кнопками вперёд/назад — заменяется. Хотите простые маленькие кнопки без излишеств — пожалуйста. Высокую панель и площадку под большой палец? Готово.
Ещё одна боковая панель? Есть. Спинка мыши, изменяющая размер? Ладно бы только размер, здесь вы можете и наклон / поворот под свою руку подогнать.
Ну и самый кайф — магнитное крепление для лап-скользяшек и два набора таких лап в комплекте. По-умолчанию установлены классические «чёрные» наклейки: среднее скольжение, средняя или низкая устойчивость к истиранию. Второй набор — «белые» керамические лапы. Они имеют очень низкое сопротивление, мышь буквально скользит, словно смазанная. Несмотря на ощутимый вес, перемещения удивительно лёгкие, ощущения очень напоминают… наверное, трекбол. Одновременно чувствуется и масса, и отсутствие какого-либо сопротивления, только лёгкая инерция.
Внешность
В плане дизайна — типичный Mad Catz, возведённый в абсолют. Чувствуется преемсвенность, понятно, что и как изменили для поддержки новых возможностей, в целом — нет ощущения чужеродности. Если вы уже использовали какую-нибудь R.A. T номерной серии — вы найдёте для себя комфортные значения конструкции-трансформера и модули, которые подойдут именно вашему персональному хвату. Всё остальное, думаю, видно на фото:
Внутренний мир и впечатления
Лично у меня появилось желание купить мышь чисто из-за вот этого чувства потрясающей лёгкости перемещения. Однако не спешите, есть у девайса и минусы, куда ж без них.
Колёсико имеет регулировку усилия, но клики при прокрутке слабовыраженные, уменьшаются с расслаблением колеса, но полностью инерциального скролла нет. Здесь хотелось бы как раз возможности простого переключения таких режимов, как у какой-нибудь Logitech MX Revo.
Поверхность маркая и собирает отпечатки, пыль, грязь буквально за минуты:
Боковая панель с заменяемыми кнопками — это круто. Желая удешевить конструкцию, разработчики сделали её со штангами-толкателями внутри (сами кликеры стоят в основании мыши), а не полноценным модулем со своими особенностями. Понимаю, почему так сделано, но если уж играть на все деньги (а мышь стоит нескромных $200–250), можно было поставить и полноценный заменяемый блок. Хочешь удобства в графическом пакете — покупай себе второе колесо и кнопки вперёд-назад. Играешь в какой-нибудь WOW — MMO-блок с десятком программируемых клавиш. Не любишь излишества, купил мышь в качестве игровой для шутеров — простая панель с одной/двумя/тремя кнопками.
Ну и ещё на момент выхода и тестирования ПО явно было сырым — сейчас, уверен, его уже привели в чувство и оно видит все возможности мыши как надо. По крайней мере никто из знакомых, кто общался с Pro X после меня, на ПО не жаловался.
Грусть-печаль
Цена на этого чудо-грызуна начинается с неприличных 12.5 тысяч рублей, а заканчивается на совсем уж матерных цифрах. Впрочем, если рассматривать это маленькое произведение искусства, как авангардное и потрясающее решение, аналогов которому лично я не знаю, то 13 килорублей — вполне приемлемая цена за такую игрушку.
У модели есть младший брат, R.A. T. Pro S —, но пусть вас не обманывает схожесть названия. Pro S — это турнирное решение. Минимум кастомизации, комфортный и универсальный оптический сенсор и приемлемая цена в 70 баксов (и около 5–6 тысяч рублей у нас). Это, скорее, замена не самой удачной линейке R.A. T TE, а не «упрощённый флагман».
GTX 950 SLI на примере Palit GTX 950 StormX Dual
На рынок вышло новое поколение видеокарт, многие ломанулись продавать за бесценок прошлое, чтобы купить железо посвежее. 950-е — это младшие видеокарты NVIDIA, которые можно объединить в SLI.
Сама по себе NVIDIA GTX 950 — это немного «обрезанная» 960, которая используем в качестве ядра «младшую» линейку чипов архитектуры Maxwell: GM206. Если говорить простым языком — все видеокарты на базе Maxwell (да и любые другие, с некоторой абстракцией) состоят из одинаковых блоков-кластеров (GPC — Graphics Processor Cluster). Внутри эти GPC подержать унифицированные блоки SMM, связанные с блоком растеризации и контроллером памяти. Во флагманском TitanX и GTX 980 (чип GM200) таких блоков — шесть, у GTX 970 и 980 (GM204) — 4, ну, а у младших решений — GTX 950 и 960 — всего два:
Так как каждый кластер содержит свой контроллер памяти, который равномерно «распределяет» шину памяти по SMM-блокам, у видеокарт фиксирована общая шина памяти (348bit для GM200, 256bit — GM204, 128bit — GM206)
В 950-й используется всё тот же GM206, но из 16 блоков SMM рабочими осталось только 12.
Что это даёт нам по факту? С такой шиной памяти и всего двумя контроллерами памяти на видеокарте будет только 2 ГБ видеопамяти — больше она тупо не будет успевать обрабатывать. Пропускная способность памяти в GTX 950 на уровне ~ 112 Gbit/s. То есть даже если бы гипотетически вышла GTX 950 с 3 или 4 ГБ памяти, разница в производительности была бы намного меньше, чем разница в цене. Примерно то же самое, кстати, сейчас творится с GTX 960 — под FullHD брать 4ГБ-вариант, доплачивая $50 (почти ⅕ цены видеокарты) — глупость, а на более высоких разрешениях видеокарта упрётся уже в более скромные возможности вычислительного блока. Да, в данном случае есть редкие исключения в виде пары-тройки игр, и если видеокарта берётся именно под них… Но мы сюда не за этим пришли.
Итак, две 950 можно объединить SLI-мостом и заставить трудиться вместе. Если грубо «сложить» их вычислительные мощности, то получится почти GTX 970, но, к сожалению, у нас SLI, а не Crossfire, и получить хотя бы 80% прирост уже было бы неплохо. Вот, кстати, вам для сравнения GTX 950 рядом с HD7970. Две штуки 950 как раз должны по производительности быть на уровне этого тяжеловеса.
Как работает SLI
Если очень коротко, то SLI (по крайней мере до семейства Kepler, там ввели кое-что новое) работает на основе legacy-костылей. Одна видеокарта считается «главной», остальные ей подчиняются. Нагрузку можно распредеять двумя способами. Вариант первый — отдавать одной видеокарте рендерить от 30 до 70% верхней части кадра (пропорция изменяется динамически от сложности сцены), другой — нижней части. Вариант второй — видеокарты по очереди рисуют кадры (одна — чётные, другая — нечётные).
Оба варианта имеют свои недостатки. В первом случае могут возникать «разрывы» в производительности, да и накладные ресурсы по синхронизации работы выше, во втором — требуется полное дублирование данных в памяти видеокарт, и есть некоторый шанс того, что нагрузка от кадра к кадру будет неравномерной. Впрочем, в современных ААА-тайтлах нагрузка такая, что её с лихвой хватит обеим карточкам.
Чего можно достичь на двух 950 в SLI
Итак, допустим, у вас есть 2 штуки GTX 950, SLI-мост и желание экспериментировать. Я проводил тесты на трёх играх в четырёх вариантах, остальное — взял из открытых источников. Желание использовать две 950-е в SLI может возникнуть при использовании монитора, поддерживающего высокое разрешение — 2560×1440 или 3820×2160. В случае с 4k2k хочу сказать спасибо ребятам из MMD Monitors&Displays за предоставленный на время Philips 288P6LJEB. Отличный средняк на неплохой TN-матрице. После калибровки выдаёт приемлемые цвета, глаза не устают, к эргономике особых претензий нет.
Если одной видеокарты для работы на нативном разрешении явно мало, то у двух вполне появляются убедительные шансы показать достойный результат.
Для наглядного примера возьмём игру, которая до сих пор выдаёт потрясающую картинку, при том что сама она далеко не нова. GTA V — это огромный открытый мир, потрясающе проработанный, детализованный и стильный. Игра жадная до ресурсов, однако весьма неплохо идёт даже на средних конфигурациях — естественно, с понижением настроек. А ещё она отлично переваривает любое количество доступных ей ресурсов.
Так вот, одна GTX 950 в нативном разрешении 2560×1440 с настройками «всё на «высоко» выдаёт от 18.5 до 22–24 кадров, в зависимости от сцены. Основная проблема — нехватка памяти. Резкая смена окружения, быстрое перемещение (особенно полёт) приводят к просадкам FPS и фризам / подгрузкам. На 4k2k ситуация ещё печальней — там 20 FPS предел мечтаний.
Две видеокарты позволяют получить играбельные 30 FPS на 4k2k и… ~те же 31 FPS в среднем на 2560×1440.
Внимательный читатель, наверное, уже догадаелся, что если с ростом разрешения производительность практически не меняется, то мы упираемся не в вычислительные возможности видеокарт. Правильно! Весь косяк — в количестве доступной памяти. Не смотря на то что играм виден суммарный объём в 4 GB видеопамяти, в реальности для каждого из кадров используется максимум 2 GB и подключены они по 128-битной шине. Снижаем главную «грузящую» память настройку — разрешение текстур — до «средних», и в 4k2k максимальный FPS вырастает до 39.1, в 2560×1440 — до 51. FullHD со «средними» текстурами даёт уже уверенные 60+ FPS (и упирается в Vsync обычных мониторов), а большее нам и не интересно — без вертикальной синхронизации играть и наблюдать разрывы — удовольствие то ещё.
Что интересно, с «высокими» настройками текстур даже FullHD периодически начинает проседать —, а значит самое слабое место спарки — как раз пропускная способность (и объёмы) памяти. Осталось проверить, чего не хватает конкретно — количества или качества. Память GDDR5 отлично откликается на разгон. Каждый мегагерц в панели управления даст нам 4 реальных (для данных, а не инструкций), «с завода» видеокарта работает с памятью на частоте 6.6–6.7 GHz, лучшие экземпляры легко прибавляют к этим результатам 1 эффективный гигагерц.
Мои видеокарты смогли взять 7.4 Ghz без особых проблем. Посмотрим, что изменилось в разрешении 2560×1440 и 4к2к со «средними» текстурами. Средний FPS вырос почти на 7%.
В данном случае мы получили неплохой прирост производительности от второй видеокарты, но GTA в целом написана так, что ей сколько ни дай… А вот, например, в том же Dark Souls III на релизе поддержки SLI просто не было (вернее, была, но не у всех работала — в моём случае вторая видеокарта пинала болт и была загружена на 5–7%), в некоторых (кривых, по моему мнению) картофельных движках наличие второй видеокарты — это лотерея, и может приводить не к улучшению, а к ухудшению среднего FPS. Так что здесь палка о двух концах.
2 штуки GTX 950 дают «приемлемые» >30 FPS на разрешении вплоть до 4k2k во многих современных играх (BF Hardline, Thief, GTA V, Crysis, LotR: BFME HQ, WarThunder, Dark Souls III), и даже в таких горячих новинках, как Doom или Forza Motorsport 6 Apex). Правда, с 4k2k монитором и его плотностью пикселей можно смело играть на «неполном» разрешении, со сглаживанием, и наслаждаться куда более плавной картинкой — главное, помнить, что у вас в запасе скромных 2 GB видеопамяти.
Ну, а для FullHD это отличный вариант, правда… скорее всего, если вы собирали / апгрейдили компьютер и взяли себе GTX 950, вряд ли у вас есть запас по мощности БП и процессору для установки второй такой.
Подводим итоги
SLI из 950-х имеет право на жизнь, если у вас была одна видеокарта, а вторую вы нашли на улице / забрали у знакомого за пиво / отняли у детсадовцев или просто урвали нахаляву. Вы получите отличные результаты на FullHD-разрешении в тех играх, где SLI хорошо работает (особенно если не будете перегибать палку с настройками, зависимыми от объёмов памяти). Более того, вам станут доступны разрешения 2560×1440 и даже 4к2к (с определёнными издержками, конечно), правда, на «консольной» графике и показателях FPS.
Осознанная же покупка второй видеокарты (новой!) для SLI будет менее рациональным поступком, чем продажа имеющейся на вторичке и покупка одной мощной — например, GTX 970. (А в идеале — ждать официальных цен на RX 480 и сравнивать с GTX 970). Разница в цене между GTX 970 и GTX 950 почти в два раза — и купив две (или докупив ещё одну) 950 вы потратите примерно столько же (учитывая отдельную покупку SLI-моста), а вот средний прирост производительности будет не так велик, как при прямом апгрейде. Добавьте к этому в требования подходящую материнскую плату (с двумя полноскоростными PCI-E x16), неплохой блок питания, более высокие, чем в случае с одной видеокартой накладные расходы на ресурсы CPU… К тому же сейчас вышло новое поколение топовых NVIDIA, и цены на старшие карточки прошлого резко пойдут вниз. В общем, овчинка стоит выделки, если вторая видеокарта по стечению обстоятельств досталась вам за копейки, а остальное железо позволяет воспользоваться SLI.
P.S.: Передают привет тем кретинам, что придумали вот это:
Спасибо, ребята, было просто очешуеть как весело пытаться открыть замок.