Троллейбусы из хлеба: мышь за 200+ долларов и GTX 950 в SLI

Привет, GT! В этот раз у меня не так много интересных железок, чтобы сделать огромный пост, но есть кое-что актуальное. Так что хочу поделиться с вами мыслями и впечатлениями от двух вещей. Во-первых, о новой мышке от Mad Catz. Mad в ней буквально всё: от цены до кастомизации. А во-вторых — о том, что многие не стали бы делать, но сам факт возможности подобного заставил меня проверить… В общем, я взял две GTX 950 и объединил их в SLI.

Примерно так:
b2dfef7880ba120833e71fd9e55c56c0.png


bb0e21c53b85f23740c2dde4172b9f58.jpg

Mad Catz R.A. T. Pro X — чудовище Франкенштейна и венец эволюции


Парни из Mad Catz давно показывали мышей-франкеншейнов — заменяемые части конструкции навешивались на скелет, и грызун преображался до неузнаваемости — из супер-компактной мыши для любителей пальцевого хвата в огромного монстра, на который с комфортом поместится вся ладонь. Казалось, что можно улучшить?

Да, в старых линейках были проблемы со, кхм-кхм, скажем так, странноватым приложением-компаньоном. Но новые линейки мышей работают с новым ПО, в котором все функции исправно работают, и из «косяков» остался только несколько запутанный и странноватый интерфейс. Но интерфейс — дело наживное.

В общем, думали-думали в Mad Catz, и решили, что сменяемые панельки и форма мыши — это не по хардкору. Что надо вообще всё дать настраивать. И дали.

Дали по полной!


Кажется, у Pro X не меняется только количество нулей на ценнике. Сам модуль с сенсором — съёмный. На выбор сейчас доступны три варианта, «из коробки» в комплекте только один. В моём случае Pixart ADNS-9800, популярный «флагманский» глазок, используемый во многих игровых мышах топового уровня. Дополнительные модули стоят всего по 30 баксов (при цене за мышку ~200). Один из них — не менее популярный Philips PLN2037 TwinEyeLaser, второй — для любителей «олдскула» — качественный оптический Pixart PMW3310.

1a0c29c6b583f0da105f100bc0d52bec.jpg

Форма колеса и его «чувствительность» — настраиваются. Поднимаете вынос, где закреплено колесо, встроенными винтиками затягиваете или расслабляете свободный ход.

bb72f3bdedde6e2432e88010e45cc7dc.jpg

Боковая панель с кнопками вперёд/назад — заменяется. Хотите простые маленькие кнопки без излишеств — пожалуйста. Высокую панель и площадку под большой палец? Готово.

Ещё одна боковая панель? Есть. Спинка мыши, изменяющая размер? Ладно бы только размер, здесь вы можете и наклон / поворот под свою руку подогнать.

6f38f257f87ee6a41c441312fd5802cb.jpg

Ну и самый кайф — магнитное крепление для лап-скользяшек и два набора таких лап в комплекте. По-умолчанию установлены классические «чёрные» наклейки: среднее скольжение, средняя или низкая устойчивость к истиранию. Второй набор — «белые» керамические лапы. Они имеют очень низкое сопротивление, мышь буквально скользит, словно смазанная. Несмотря на ощутимый вес, перемещения удивительно лёгкие, ощущения очень напоминают… наверное, трекбол. Одновременно чувствуется и масса, и отсутствие какого-либо сопротивления, только лёгкая инерция.

1e07e3a2f7db629621036bb1803009fa.jpg

Внешность


В плане дизайна — типичный Mad Catz, возведённый в абсолют. Чувствуется преемсвенность, понятно, что и как изменили для поддержки новых возможностей, в целом — нет ощущения чужеродности. Если вы уже использовали какую-нибудь R.A. T номерной серии — вы найдёте для себя комфортные значения конструкции-трансформера и модули, которые подойдут именно вашему персональному хвату. Всё остальное, думаю, видно на фото:

b8988fd7c65127414e5ad54dac74c8a8.jpg

Внутренний мир и впечатления


Лично у меня появилось желание купить мышь чисто из-за вот этого чувства потрясающей лёгкости перемещения. Однако не спешите, есть у девайса и минусы, куда ж без них.

Колёсико имеет регулировку усилия, но клики при прокрутке слабовыраженные, уменьшаются с расслаблением колеса, но полностью инерциального скролла нет. Здесь хотелось бы как раз возможности простого переключения таких режимов, как у какой-нибудь Logitech MX Revo.

Поверхность маркая и собирает отпечатки, пыль, грязь буквально за минуты:

9264defbc9b47cd421f9cdaf1d3b39d6.jpg

Боковая панель с заменяемыми кнопками — это круто. Желая удешевить конструкцию, разработчики сделали её со штангами-толкателями внутри (сами кликеры стоят в основании мыши), а не полноценным модулем со своими особенностями. Понимаю, почему так сделано, но если уж играть на все деньги (а мышь стоит нескромных $200–250), можно было поставить и полноценный заменяемый блок. Хочешь удобства в графическом пакете — покупай себе второе колесо и кнопки вперёд-назад. Играешь в какой-нибудь WOW — MMO-блок с десятком программируемых клавиш. Не любишь излишества, купил мышь в качестве игровой для шутеров — простая панель с одной/двумя/тремя кнопками.

Ну и ещё на момент выхода и тестирования ПО явно было сырым — сейчас, уверен, его уже привели в чувство и оно видит все возможности мыши как надо. По крайней мере никто из знакомых, кто общался с Pro X после меня, на ПО не жаловался.

Грусть-печаль


Цена на этого чудо-грызуна начинается с неприличных 12.5 тысяч рублей, а заканчивается на совсем уж матерных цифрах. Впрочем, если рассматривать это маленькое произведение искусства, как авангардное и потрясающее решение, аналогов которому лично я не знаю, то 13 килорублей — вполне приемлемая цена за такую игрушку.

270fa52f5205eb5683f9f8d37f9311d3.jpg

У модели есть младший брат, R.A. T. Pro S —, но пусть вас не обманывает схожесть названия. Pro S — это турнирное решение. Минимум кастомизации, комфортный и универсальный оптический сенсор и приемлемая цена в 70 баксов (и около 5–6 тысяч рублей у нас). Это, скорее, замена не самой удачной линейке R.A. T TE, а не «упрощённый флагман».

GTX 950 SLI на примере Palit GTX 950 StormX Dual


На рынок вышло новое поколение видеокарт, многие ломанулись продавать за бесценок прошлое, чтобы купить железо посвежее. 950-е — это младшие видеокарты NVIDIA, которые можно объединить в SLI.

4c1ad14c63f3dfbc1aee44791b2201c0.jpg

Сама по себе NVIDIA GTX 950 — это немного «обрезанная» 960, которая используем в качестве ядра «младшую» линейку чипов архитектуры Maxwell: GM206. Если говорить простым языком — все видеокарты на базе Maxwell (да и любые другие, с некоторой абстракцией) состоят из одинаковых блоков-кластеров (GPC — Graphics Processor Cluster). Внутри эти GPC подержать унифицированные блоки SMM, связанные с блоком растеризации и контроллером памяти. Во флагманском TitanX и GTX 980 (чип GM200) таких блоков — шесть, у GTX 970 и 980 (GM204) — 4, ну, а у младших решений — GTX 950 и 960 — всего два:

327e90971f3f76904bca8294e9dfb109.png

Так как каждый кластер содержит свой контроллер памяти, который равномерно «распределяет» шину памяти по SMM-блокам, у видеокарт фиксирована общая шина памяти (348bit для GM200, 256bit — GM204, 128bit — GM206)

В 950-й используется всё тот же GM206, но из 16 блоков SMM рабочими осталось только 12.

d85224ff4686d67d20a2e6c90c667b31.png

Что это даёт нам по факту? С такой шиной памяти и всего двумя контроллерами памяти на видеокарте будет только 2 ГБ видеопамяти — больше она тупо не будет успевать обрабатывать. Пропускная способность памяти в GTX 950 на уровне ~ 112 Gbit/s. То есть даже если бы гипотетически вышла GTX 950 с 3 или 4 ГБ памяти, разница в производительности была бы намного меньше, чем разница в цене. Примерно то же самое, кстати, сейчас творится с GTX 960 — под FullHD брать 4ГБ-вариант, доплачивая $50 (почти ⅕ цены видеокарты) — глупость, а на более высоких разрешениях видеокарта упрётся уже в более скромные возможности вычислительного блока. Да, в данном случае есть редкие исключения в виде пары-тройки игр, и если видеокарта берётся именно под них… Но мы сюда не за этим пришли.

Итак, две 950 можно объединить SLI-мостом и заставить трудиться вместе. Если грубо «сложить» их вычислительные мощности, то получится почти GTX 970, но, к сожалению, у нас SLI, а не Crossfire, и получить хотя бы 80% прирост уже было бы неплохо. Вот, кстати, вам для сравнения GTX 950 рядом с HD7970. Две штуки 950 как раз должны по производительности быть на уровне этого тяжеловеса.

dbd33e34e2b6b354ae07197c10e466d1.jpg

Как работает SLI


Если очень коротко, то SLI (по крайней мере до семейства Kepler, там ввели кое-что новое) работает на основе legacy-костылей. Одна видеокарта считается «главной», остальные ей подчиняются. Нагрузку можно распредеять двумя способами. Вариант первый — отдавать одной видеокарте рендерить от 30 до 70% верхней части кадра (пропорция изменяется динамически от сложности сцены), другой — нижней части. Вариант второй — видеокарты по очереди рисуют кадры (одна — чётные, другая — нечётные).

Оба варианта имеют свои недостатки. В первом случае могут возникать «разрывы» в производительности, да и накладные ресурсы по синхронизации работы выше, во втором — требуется полное дублирование данных в памяти видеокарт, и есть некоторый шанс того, что нагрузка от кадра к кадру будет неравномерной. Впрочем, в современных ААА-тайтлах нагрузка такая, что её с лихвой хватит обеим карточкам.

Чего можно достичь на двух 950 в SLI


Итак, допустим, у вас есть 2 штуки GTX 950, SLI-мост и желание экспериментировать. Я проводил тесты на трёх играх в четырёх вариантах, остальное — взял из открытых источников. Желание использовать две 950-е в SLI может возникнуть при использовании монитора, поддерживающего высокое разрешение — 2560×1440 или 3820×2160. В случае с 4k2k хочу сказать спасибо ребятам из MMD Monitors&Displays за предоставленный на время Philips 288P6LJEB. Отличный средняк на неплохой TN-матрице. После калибровки выдаёт приемлемые цвета, глаза не устают, к эргономике особых претензий нет.

Если одной видеокарты для работы на нативном разрешении явно мало, то у двух вполне появляются убедительные шансы показать достойный результат.

c0305df616a7fdf2b44859c43b14ac14.jpg

Для наглядного примера возьмём игру, которая до сих пор выдаёт потрясающую картинку, при том что сама она далеко не нова. GTA V — это огромный открытый мир, потрясающе проработанный, детализованный и стильный. Игра жадная до ресурсов, однако весьма неплохо идёт даже на средних конфигурациях — естественно, с понижением настроек. А ещё она отлично переваривает любое количество доступных ей ресурсов.

Так вот, одна GTX 950 в нативном разрешении 2560×1440 с настройками «всё на «высоко» выдаёт от 18.5 до 22–24 кадров, в зависимости от сцены. Основная проблема — нехватка памяти. Резкая смена окружения, быстрое перемещение (особенно полёт) приводят к просадкам FPS и фризам / подгрузкам. На 4k2k ситуация ещё печальней — там 20 FPS предел мечтаний.

a5b9e77ef6806406cee74f048da5b918.jpg

Две видеокарты позволяют получить играбельные 30 FPS на 4k2k и… ~те же 31 FPS в среднем на 2560×1440.

f031b96d67c80c80fbce961738046008.jpg

Внимательный читатель, наверное, уже догадаелся, что если с ростом разрешения производительность практически не меняется, то мы упираемся не в вычислительные возможности видеокарт. Правильно! Весь косяк — в количестве доступной памяти. Не смотря на то что играм виден суммарный объём в 4 GB видеопамяти, в реальности для каждого из кадров используется максимум 2 GB и подключены они по 128-битной шине. Снижаем главную «грузящую» память настройку — разрешение текстур — до «средних», и в 4k2k максимальный FPS вырастает до 39.1, в 2560×1440 — до 51. FullHD со «средними» текстурами даёт уже уверенные 60+ FPS (и упирается в Vsync обычных мониторов), а большее нам и не интересно — без вертикальной синхронизации играть и наблюдать разрывы — удовольствие то ещё.

b776ea90ac0838cb9682e1f5c377a301.jpg

Что интересно, с «высокими» настройками текстур даже FullHD периодически начинает проседать —, а значит самое слабое место спарки — как раз пропускная способность (и объёмы) памяти. Осталось проверить, чего не хватает конкретно — количества или качества. Память GDDR5 отлично откликается на разгон. Каждый мегагерц в панели управления даст нам 4 реальных (для данных, а не инструкций), «с завода» видеокарта работает с памятью на частоте 6.6–6.7 GHz, лучшие экземпляры легко прибавляют к этим результатам 1 эффективный гигагерц.

Мои видеокарты смогли взять 7.4 Ghz без особых проблем. Посмотрим, что изменилось в разрешении 2560×1440 и 4к2к со «средними» текстурами. Средний FPS вырос почти на 7%.

В данном случае мы получили неплохой прирост производительности от второй видеокарты, но GTA в целом написана так, что ей сколько ни дай… А вот, например, в том же Dark Souls III на релизе поддержки SLI просто не было (вернее, была, но не у всех работала — в моём случае вторая видеокарта пинала болт и была загружена на 5–7%), в некоторых (кривых, по моему мнению) картофельных движках наличие второй видеокарты — это лотерея, и может приводить не к улучшению, а к ухудшению среднего FPS. Так что здесь палка о двух концах.

2 штуки GTX 950 дают «приемлемые» >30 FPS на разрешении вплоть до 4k2k во многих современных играх (BF Hardline, Thief, GTA V, Crysis, LotR: BFME HQ, WarThunder, Dark Souls III), и даже в таких горячих новинках, как Doom или Forza Motorsport 6 Apex). Правда, с 4k2k монитором и его плотностью пикселей можно смело играть на «неполном» разрешении, со сглаживанием, и наслаждаться куда более плавной картинкой — главное, помнить, что у вас в запасе скромных 2 GB видеопамяти.

cc0fc6ae5122c48dbaa226652c83fc3e.jpg

Ну, а для FullHD это отличный вариант, правда… скорее всего, если вы собирали / апгрейдили компьютер и взяли себе GTX 950, вряд ли у вас есть запас по мощности БП и процессору для установки второй такой.

Подводим итоги


SLI из 950-х имеет право на жизнь, если у вас была одна видеокарта, а вторую вы нашли на улице / забрали у знакомого за пиво / отняли у детсадовцев или просто урвали нахаляву. Вы получите отличные результаты на FullHD-разрешении в тех играх, где SLI хорошо работает (особенно если не будете перегибать палку с настройками, зависимыми от объёмов памяти). Более того, вам станут доступны разрешения 2560×1440 и даже 4к2к (с определёнными издержками, конечно), правда, на «консольной» графике и показателях FPS.

Осознанная же покупка второй видеокарты (новой!) для SLI будет менее рациональным поступком, чем продажа имеющейся на вторичке и покупка одной мощной — например, GTX 970. (А в идеале — ждать официальных цен на RX 480 и сравнивать с GTX 970). Разница в цене между GTX 970 и GTX 950 почти в два раза — и купив две (или докупив ещё одну) 950 вы потратите примерно столько же (учитывая отдельную покупку SLI-моста), а вот средний прирост производительности будет не так велик, как при прямом апгрейде. Добавьте к этому в требования подходящую материнскую плату (с двумя полноскоростными PCI-E x16), неплохой блок питания, более высокие, чем в случае с одной видеокартой накладные расходы на ресурсы CPU… К тому же сейчас вышло новое поколение топовых NVIDIA, и цены на старшие карточки прошлого резко пойдут вниз. В общем, овчинка стоит выделки, если вторая видеокарта по стечению обстоятельств досталась вам за копейки, а остальное железо позволяет воспользоваться SLI.

P.S.: Передают привет тем кретинам, что придумали вот это:

add75042e8579658a5817ca6f41bb92e.jpg

Спасибо, ребята, было просто очешуеть как весело пытаться открыть замок.

© Geektimes