Трейлер «Салюта-7» разбил надежды на хорошее кино

Вчера вышел первый трейлер фильма «Салют-7», рассказывающего об аварии на одноименной станции.

Фильм ожидается осенью, но уже по коротким сценам можно сказать, что ради зрелищной картинки создатели выбросили реализм, и итоговый результат скорее всего получится разочаровывающим.

6a14567b80e941bd84338078a3fb72f0.jpg

Уже на первых секундах трейлера станцию повреждают метеориты. Сразу становится понятно, что создатели фильма собираются цитировать «Гравитацию». Увы, делать это в 2017 году можно только в каком-нибудь абсурдном треше, потому что зрители уже на это посмотрели и вряд ли будут обрадованы снова.

В реальности электропитание станции отключилось из-за неверных действий ЦУПа. На «Салюте-7» было два передатчика командной радиолинии, при помощи которых управляли станцией. На одном сработала защита — «выбило пробки». Это было неудивительно, он работал давно и почти выработал ресурс. Но, вместо того, чтобы перейти на второй передатчик, ЦУП решил попробовать включить первый еще раз. В итоге короткое замыкание вывело из строя оба передатчика и разрядило батареи. Станция без управления и электричества стала дрейфовать в космосе. Я понимаю, что метеориты выглядят лучше, чем «мы сами ошиблись», но, во-первых, истина важнее, а во-вторых, обучение молодежи на старых ошибках — верная и полезная вещь. Мы же хотим, чтобы кто-нибудь из детей, увидевших этот фильм, потом пошел работать в ЦУП?

98e56b5a98fc4fa2ba637a9cef0df4a2.jpg

«Американский шаттл «Челленджер» действительно имел грузовой отсек похожего размера. Но, как в известном анекдоте, наличие некоторого агрегата не означает его непременного использования в преступных целях. Кто-нибудь в СССР мог испугаться потенциального похищения станции, но в реальности нет никаких документальных свидетельств подготовки к такой операции.

824d43b766b64c269caee8c1b601753c.jpg

Стыковка в том виде, в котором она показана в трейлере, ужасна. Даже с поправкой на киношное сокращение расстояний и увеличение скоростей для большего драматизма, так стыковаться нельзя. Если режиссеры не могут показать истинный драматизм задачи «нам надо быстро разработать алгоритм стыковки», а потом, работая в команде, реализовать его в космосе, то это проблема режиссеров, а не истории.

df20147fb6684e5f960a0409540df772.jpg

Шапочки, кстати, были в реальности. Вот оригинальное фото с орбиты.

4064ff1462384546a81c6e9ccc17a015.jpg

Увы, улыбка от действительно милой детали мгновенно стирается начинающимся трешем.

3edc221323d04254bb5e2812da0e58e4.jpg

Типичная киношная передраматизация. Но, кроме этого, еще и неточность — на станции было холодно, и, когда космонавты эксперимента ради (ЦУП одобрил) плюнули на оказавшийся рядом блок, плевок замерз секунды за три.

Ну, а дальше полет фантазии сценаристов вообще ничто не ограничивает.

e633679e9f8346099af8a56fe446b935.jpg

Потоп на станции. В реальности самое близкое к этому было несколько лет назад, когда астронавт Лука Пармитано имел реальные шансы утонуть в скафандре при выходе в открытый космос. А на «Салюте-7», наоборот, был дефицит воды, которую прислали первым же грузовым «Прогрессом». В воспоминаниях есть рассказ об обнаружении воды за панелями и поиске ткани, чтобы ее убрать, но в показанном виде потоп — это, конечно, перебор.

949b85af8307403391b8f9d8bb12ff0a.jpg

Выдуманных аварий все еще мало, и наводнение сменяется пожаром, разгерметизацией и отказом системы регенерации кислорода. Реальный пожар был на «Мире», но даже там в худшем случае космонавты просто покинули бы станцию. Сценарный вывих, из-за которого «можно спасти только одного» не показан, но, боюсь, что ничего толкового там не будет — выдуманные аварии выглядят хуже реальных.

7ee3fb2ab5eb45abaffded06a0bec434.jpg

В ЦУПе тем временем вместо профессиональной работы дерутся и ломают мебель какие-то неврастеники. Понятно, что хотели показать напряжение в стиле «Аполлона-13» (да, там один раз не сдержались и пнули перила), но то, как это выглядит в трейлере, отвратительно. Возглавлявший тогда реальный Совет главных конструкторов Валентин Петрович Глушко был очень интеллигентным человеком, и, даже отчитывая подчиненных, не повышал голос. Почему эта интеллигентность недостойна быть в кадре?

9f7d4e6e6e40476190fde1186fd6af9d.jpg

Опять цитируем «Гравитацию», наплевав на реальные события. Неужели непонятно, что у публики это уже в зубах навязло?

3b6217790855400aa59f7bd920c9b501.jpg

«Скажи, что там такого, в этом проклятом космосе». На этом будем воспитывать подрастающее поколение? Вместо того, чтобы рассказать, какая это интересная работа? На фоне идущего в этом году набора в космонавты?

aa354e2c846f40c197ab785fd571e5e3.jpg

На орбите тоже драка? Институту медико-биологических проблем РАН не обидно смотреть на то, как плохо их работу по отсеву неподходящих для космоса людей показывают в кино?

46b6c5308f5d44daa040492e7607f41c.jpg

9b6400715d484cdfa012ab38ccb54545.jpg

Когда в американском «Армагеддоне» российского космонавта показали в шапке-ушанке, с кувалдой и пьяным, это вызывало возмущение. А теперь уже наши режиссеры показывают ровно то же самое — шапки, кувалды и спиртное, и предлагают гордиться историей нашей космонавтики. Да, я сам в лекции «космические байки» рассказываю про контрабанду спиртного. Но есть ведь вопрос уместности! Одно дело — рассказать об этом в легкой и непринужденной атмосфере, с обязательным комментарием, что это не отражалось на работоспособности, и дозы были минимальными. И совсем другое — добавить это в драму как норму.

И венчает все это жуткий кавер «Травы у дома». Я понимаю, что сложно придумать новую песню про космос, которую бы пели потом десятилетиями. Но, может, стоило хотя бы попытаться? Вместе с тем, что во «Времени первых» используется кавер из «Москвы-Кассиопеи», возникает ощущение, что кроме старых песен у нас больше ничего не осталось.

Я надеялся на хороший фильм, и мои надежды разбиты. Очень обидно и очень хочется в итоге оказаться неправым. Почему-то у нас редко получается снимать фильмы про космонавтику, которые хочется смотреть много раз — в «Укрощении огня» странная любовная линия и ненужная смерть главного героя, «Возвращение с орбиты» смотреть невозможно, «Бумажный солдат» является артхаусом в стиле «Зеленого слоника». Разве что «Гагарин: Первый в космосе» и «Корабль пришельцев» можно пересматривать. И это на фоне того, что на западе как-то ухитряются снимать драмы («Аполлон-13»), биографии («Парни, что надо»), семейные фильмы («Октябрьское небо») и просто спокойные с отличным юмором («Тарелка»), которые радуют, вдохновляют и заставляют сопереживать даже при просмотре в десятый раз.

© Geektimes