Top 7 (+) самых невероятных приключений, когда-либо происходивших

Недавно я заметил кое-что. Раньше мне было все равно, теперь я это знаю — и это мне не понравилось. Во всяких этих ваших корпоративных тренингах, а также начиная с младших классов в школе нам рассказывают много всего, где, как правило, нет находится достаточно места авантюризму, безрассудству и торжеству человеческого духа в его чистом, сублимированном виде. Снимаются фильмы всякие разные, документальные и художественные, но лишь немногие из них повествуют о событиях столь выдающихся, что в них трудно поверить. А те, которые снимаются, имеют низкий бюджет и редко собирают много зрителей. Считается, что никому не интересно. И никому не надо лишний раз напоминать. Кто знает, вдруг кто-то вдохновится не к месту и… тоже захочет. А потом убытки и сплошное расстройство. Сидит анонимус в своем уютненьком офисе без вентиляции, потом приходит к себе домой в панельную хрущевку на окраине спального района, где его ждет пересоленный борщ на ужин. В это время, быть может, где-то в мире разворачивается драма, которая попадет в историю, и о которой тут же почти все забудут. Но мы об этом не знаем. Зато знаем о некоторых — и, разумеется, не всех — историях о невероятных приключениях, случавшихся с людьми в прошлом. Я хочу рассказать о некоторых из них, впечатливших больше всего. Я расскажу не обо всех, которые знаю, при том, что мне, конечно же, известно не обо всех. Список составлен субъективно, здесь лишь то, что, на мой взгляд, особенно достойно упоминания. Итак, 7 самых невероятных историй. Не все они закончились благополучно, но я обещаю, что не будет ни одной, которую можно было бы назвать нелепой.

7. Мятеж Баунти


Своим величием Британия, вне всякого сомнения, обязана своему флоту и проводимой колониальной политике. В прошлом она веками снаряжала экспедиции за чем-нибудь полезным, сформировав целую эпоху великих географических открытий. Одной из таких заурядных, но важных экспедиция должен был стать морской поход за хлебным деревом. Саженцы дерева предполагалось взять на острове Таити, а потом доставить в южные владения Англии, где внедрить и одолеть голод. В общем, государственная задача не была выполнена, а события стали куда более интересными, чем предполагалось.

Королевский флот выделил новый трехмачтовый корабль Bounty, на всякий случай оснащенный 14ю (!) орудиями, командовать которым доверили капитану Вильяму Блаю.

9wbj1x3rkjzgskk1_sfr6ldntne.jpeg

Команду набрали добровольно-принудительно — как и положено на военном флоте. Помощником капитана стал некто Флетчер Кристиан — яркая персона грядущих событий. 3 сентября 1788 года dream team подняла якорь и выдвинулась в сторону Таити.

Изнурительное плаванье длиной в 250 суток с тяготами в виде цинги и сурового капитана Блая, который, в частности, для поднятия духа заставлял команду каждый день петь и плясать под аккомпанемент скрипки, успешно прибыл в пункт назначения. Блай уже бывал на Таити ранее, и был принят туземцами дружелюбно. Пользуясь своим положением, и для надежности подкупив местных влиятельных лиц, он получил разрешение расположиться на острове лагерем и собирать саженцы хлебного дерева, водившегося в здешних местах. Полгода команда собирала саженцы и готовилась к плаванию домой. Корабль имел подходящую грузоподъемность, поэтому саженцев было заготовлено много, чем и объясняется длительное пребывание на острове, а также тем, что команде просто хотелось отдохнуть.

Разумеется, вольная жизнь в тропиках была намного лучше плавания на корабле в условиях, типичных для 18 века. У членов команды завязались отношения с местным населением, в том числе романтические. Поэтому несколько человек незадолго до отплытия 4 апреля 1789 года сбежали. Капитан при помощи аборигенов нашел их и подверг наказанию. Короче говоря, от вновь свалившихся испытаний и суровости капитана команда начала роптать. Особенно всех возмущало то обстоятельство, что капитан экономил на воде для людей в пользу требовавших полива растений. Вряд ли можно осуждать Блая за это: его задача была доставить деревья, и он выполнял ее. А расход людских ресурсов был издержками решения.

28 апреля 1789 года терпение большей части экипажа иссякло. Мятеж возглавил первый человек после капитана — тот самый помощник Флетчер Кристиан. Утром мятежники взяли капитана в его каюте и прямо в постели связали его, а затем вывели на палубу и устроили суд под председательством Кристиана. К чести мятежников, они не стали творить беспредел и поступили сравнительно мягко: Блая и 18 человек, отказавшихся поддержать мятеж, посадили на баркас, дали им немного провизии, воды, несколько ржавых сабель и отпустили. Из навигационного оборудования Блай располагал только секстантом и карманными часами. Они высадились на острове Тофуа, находившегося в 30 милях. Судьба была благосклонна не ко всем — одного человека убили местные на острове, но зато остальные уплыли и, преодолев 6701 км (!!!), добрались целыми до острова Тимора за 47 дней, что является невероятным приключением само по себе. Но речь не о них. Капитана потом судили, но он был оправдан. С этого момента и начинается собственно приключение, а все что ранее — это присказка.

На борту корабля осталось 24 человека: 20 заговорщиков и еще 4 лояльных к бывшему капитану члена команды, которым не хватило места на баркасе (напомню, мятежники не были беспредельщиками). Плыть обратно на Таити они, само собой, не решились, опасаясь кары со стороны родного государства. Что же делать? Правильно… основать свое государство с хлебным деревом и таитянками. Но это тоже было легко лишь сказать. Для начала борцы с системой подались на остров Тубуаи и попробовали жить там, но не ужились с аборигенами, из-за чего все же вынужденно вернулись на Таити спустя 3 месяца. На вопрос, куда делся капитан, аборигенам сказали, что тот встретился с Куком, с которым дружил. Ирония заключалась в том, что Блай успел поведать местным о смерти Кука, поэтому они больше вопросов не имели. Хотя на самом деле горе-капитан прожил еще много лет и умер в своей постели от естественных причин.

На Таити Кристиан сразу же приступил к планированию дальнейшего сценария мятежа, дабы закрепить успех и не попасть под суд — за ними уже выехали представители карательного отряда на корабле «Пандора» под командованием Эдварда Эдвардса. 8 англичан вместе с Кристианом приняли решение покинуть дружелюбный остров на «Баунти» в поисках более спокойного места, в то время как остальные, руководствуясь соображениями о своей невиновности (им так виделось) приняли решение остаться. За оставшимися через некоторое время действительно приехали и взяли под стражу (к моменту ареста двое уже умерло самостоятельно, затем четверо погибли при крушении «Пандоры», еще четверых — тех самых, кому не хватило места на баркасе — оправдали, одного помиловали, еще пятерых повесили — из них двоих за несопротивление мятежу, а троих за участие в нем). А «Баунти» с более расторопными гражданами, которые благоразумно прихватили лояльных к ним 12 местных женщин и 6 мужчин, ушел скитаться по просторам Тихого океана.

Спустя время корабль пристал к необитаемому острову, на котором росло пресловутое хлебное дерево и бананы, была вода, пляж, джунгли — короче говоря, все, что полагается иметь на необитаемом острове. Это был остров Питкэрн, который относительно недавно, в 1767 году, был открыт мореплавателем Филиппом Картеретом. На этом острове беглецам невероятно повезло: его координаты были нанесены на карту с ошибкой в 350 километров, а потому поисковая экспедиция королевского флота так и не смогла их обнаружить, хотя исправно обыскивала каждый остров. Так возникло и поныне существует новое карликовое государство на острове Питкэрн. «Баунти» пришлось сжечь, дабы не оставлять улик и не иметь соблазна куда-то уплыть. Говорят, что балластные камни корабля до сих пор можно увидеть в лагуне острова.

Далее судьба вольных переселенцев развивалась следующим образом. Спустя несколько лет свободной жизни, в 1793 году, вспыхнул конфликт между таитянскими мужчинами и англичанами, в результате чего первых больше не осталось, а Кристиан тоже был убит. Предположительно, причинами конфликта были нехватка женщин и притеснение таитян, к которым белые (ставшие, впрочем, уже не белыми) относились как к рабам. Еще двое англичан вскоре умерли от алкоголизма — спирт они научились добывать из корней местного растения. Один скончался от астмы. Трое таитянок тоже умерли. Итого к 1800 году, спустя примерно 10 лет после мятежа, в живых остался лишь один его участник, все еще способный как следует воспользоваться результатами своего демарша. Это был Джон Адамс (также известный как Александр Смит). Его окружали 9 женщин и 10 несовершеннолетних детей. Затем детей стало 25: Адамс не терял время зря. К тому же он навел в общине порядок, приучил жителей к христианству и организовал воспитание молодежи. В таком виде спустя еще 8 лет «государство» обнаружило случайно проходящее мимо американское китобойное судно «Топаз». Капитан этого судна рассказал миру о райском острове на краю Тихого океана, на что британское правительство отреагировало на удивление мягко и простило Адамсу преступление за истечением срока давности. Умер Адамс в 1829 году, в возрасте 62 лет, в окружении многочисленных и горячо любящих его детей и женщин. Его именем называется единственный населенный пункт на острове — Адамстаун.

3h2tavenmcrnmt8ctrafl_j0vss.png

Сегодня в государстве Питкэрн проживает около 100 человек, что не так уж мало для острова площадью в 4.6 квадратных километра. Пик населенности в 233 человека был достигнут в 1937 году, после чего население сокращалось из-за эмиграции в Новую Зеландию и Австралию, но, с другой стороны, были и те, кто приезжал жить на остров. Формально Питкэрн считается заморской территорией Великобритании. Есть свой парламент, школа, интернет-канал в 128 kbps и даже свой домен .pn, телефонный код с красивым значением +64. Основа экономики — туризм с небольшой долей сельского хозяйства. Для россиян требуется британская виза, но по согласованию с местными властями могут пустить и без на срок до 2 недель.

6. Красная палатка


Об этой истории я узнал из одноименного фильма. Тот редкий случай, когда фильм хороший. Хорош он по многим причинам. Во-первых, там снимается очень красивая Клаудия Кардинале (она до сих пор жива, ей более 80 лет). Во-вторых, фильм цветной (название обязывает), что для 1969 года не само собой разумеющееся, и снят при совместном участии СССР и Великобритании, что тоже необычно и положительно повлияло на картину. В-третьих, подача истории в фильме бесподобна. Чего только стоит финальный диалог героев. В-четвертых, фильм имеет историческую ценность, и история эта требует отдельного внимания.

До космической гонки и до второй мировой войны в мире была гонка воздухоплавания. Строились стратостаты самых разных форм и размеров, достигались все новые рекорды высоты. СССР, конечно, тоже отличился. Это было делом государственной важности, все хотели быть первыми и рисковали жизнями ради этого не меньше, чем эпоху начала освоения космоса. СМИ очень подробно описывали достижения в воздухоплавании, поэтому в интернете можно без труда найти множество статей на эту тему. Так вот, одним из таких громких проектов стала экспедиция дирижабля «Италия». Итальянское (что очевидно) воздушное судно прибыло на Шпицберген, чтобы 23 мая 1928 года вылететь в сторону северного полюса.
byk9w2gofn2nom5ky-522jynfva.jpeg
Целью было достигнуть полюса и вернуться обратно, а задачи ставились научные: исследовать Землю Франца-Иосифа, Северную Землю, области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага, окончательно решить вопрос о существовании гипотетической Земли Крокера, которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири, а также выполнить наблюдения в области атмосферного электричества, океанографии и земного магнетизма. Хайп затеи трудно переоценить. Римский Папа выдал команде деревянный крест, который предполагалось установить на полюсе.

Дирижабль под командованием Умберто Нобиле успешно достиг полюса. Ранее он уже участвовал в подобном под руководством Руаля Амундсена, но потом, вроде бы, их отношения разладились. В фильме упоминается об интервью Амундсена, который он дал газетчикам, вот некоторые отрывки:

— Какое значение для науки может иметь экспедиция генерала Нобиле, если она окажется успешной?
— Огромное значение, — ответил Амундсен.
— Почему Вы не возглавляете экспедицию?
— Она уже не для меня. К тому же, меня не приглашали.
— Но Нобиле не является специалистом по Арктике, не так ли?
— Он берет их с собой. Некоторых я знаю. На них можно положиться. А сам Нобиле — великолепный дирижаблестроитель. Я убедился в этом во время нашего полета
к Северному полюсу на построенном им дирижабле «Норвегия». Но в этом раз он не только построил дирижабль, но и возглавляет экспедицию.
— Каковы их шансы на успех?
— Шансы хорошие. Я знаю Нобиле — это отличный командир.

Технически дирижабль представлял собой тканевый полужесткий аэростат, наполненный взрывоопасным водородом — типичный дирижабль того времени. Впрочем, не это его погубило. На обратном пути судно из-за ветра сбилось с курса, поэтому провело в полете больше времени, чем было запланировано. На третий день, утром, дирижабль летел на высоте 200–300 метров и неожиданно начал снижаться. Причинами названы погодные условия. Непосредственная причина достоверно неизвестна, но скорее всего это было обледенение. Другая версия рассматривает разрыв оболочки и последующую утечку водорода. Действия команды не смогли предотвратить снижение дирижабля, в результате чего через примерно 3 минуты он ударился о лед. Моторист погиб при столкновении. Корабль тащило ветром около 50 метров, во время чего на поверхности оказалась часть экипажа, включая Нобеле, вместе с некоторым снаряжением. Другие 6 человек остались внутри гондолы (равно как и основной груз), которых на сломанном дирижабле дальше понесло ветром — дальнейшая их судьба неизвестна, лишь был замечен столб дыма, но вспышки и звука взрыва не было, что не позволяет предположить воспламенение водорода.

На льду в Северном Ледовитом океане таким образом оказалась группа из 9 человек во главе с капитаном Нобеле, который, правда, был ранен. Также была собака Нобеле по кличке Титина. Группе в целом сильно повезло: в мешках и контейнерах, выпавших на лед, было продовольствие (в том числе 71 кг мясных консервов, 41 кг шоколада), радиостанция, пистолет с патронами, секстант и хронометры, спальный мешок и палатка. Палатка, правда, лишь четырехместная. Красной ее для заметности сделали путем обливания краской из маркерных шаров, которые тоже выпали из дирижабля (именно она имеется ввиду в фильме).

a0gvt5gksp3ny8ap9q2hzws6how.jpeg

Радист (Бьяджи) сразу же приступил к настройке радиостанции и начал попытки выйти на связь с кораблем поддержки экспедиции «Читта де Милано». Несколько дней были безуспешными. Как потом утверждал Нобиле, радисты «Читта де Милано» вместо того, чтобы пытаться поймать сигнал передатчика экспедиции, занимались отправкой личных телеграмм. Пароход выходил в море в поисках пропавших, но без координат места крушения не имел серьёзных шансов на успех. 29 мая радист «Читта де Милано» услышал сигнал Бьяджи, но он принял его за позывной станции в Могадишо и не стал ничего предпринимать. В этот же день один из членов группы, Мальмгрен, застрелил белого медведя, мясо которого было пущено в пищу. Он же, а также еще двое (Мариано и Цаппи), на следующий день отделились (Нобеле был против, но разрешил разделение) от основной группы и самостоятельно выдвинулись в сторону базы. В процессе перехода Мальмгрен погиб, двое выжило, правда, один из них (штурман Адальберто Мариано) отморозил ногу. Тем временем о судьбе дирижабля еще ничего не было известно. Так в общей сложности прошло около недели, в течение которой группа Нобеле ждала, что ее обнаружат.

3 июня крупно повезло еще раз. Советский радист-любитель Николай Шмидт из глубинки (деревня Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии) на самодельный приемник поймал сигнал «Italie Nobile Fran Uosof Sos Sos Sos Sos Tirri teno EhH» радиостанции Бьяджи. Он направил телеграмму своим друзьям в Москву, на следующий день информация была передана на официальный уровень. При Осоавиахиме (том самом, который активно занимался воздухоплавательными мероприятиями) был создан штаб помощи, возглавил его замнаркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт. В этот же день о сигнале бедствия сообщили итальянскому правительству, но только через 4 дня (8 июня) пароход «Читта де Милано» наконец установил связь с Бьяджи и получил точные координаты.

На самом деле это еще ничего не значило. До лагеря нужно было еще добраться. В спасоперации участвовали разные страны и сообщества. 17 июня два самолета, зафрахтованные Италией, пролетели над лагерем, но не заметили его из-за плохой видимости. В поисках погиб и Амундсен. Он не мог остаться без участия и 18 июня на выделенном ему французском гидросамолете вылетел на поиски, после чего вместе с экипажем пропал без вести (позднее в море был найден поплавок от его самолета, а затем пустой топливный бак — вероятно, самолет заблудился, и у него кончилось горючее). Лишь 20 июня на самолете удалось обнаружить лагерь и через 2 дня доставить грузы. 23 июня на легком самолете из лагеря эвакуировали генерала Нобеле — предполагалось, что он окажет помощь, координируя действия по спасению оставшихся. Позднее это будет использовано против него, общественность обвиняла генерала в крушении дирижабля. В фильме есть такой диалог:

— У меня было 50 причин улететь, и 50 чтобы остаться.
— Нет. 50 за то, чтобы остаться и 51, чтобы улететь. Ты улетел. Какая же 51-я?
— Я не знаю.
— Вспомни, о чем ты думал тогда, в момент отлета? Ты сидишь в кабине, самолет в воздухе. Ты думал о тех, кто остался на льдине?
— Да.
— И о тех, кого унесло в дирижабле?
— Да.
— О Мальмгрене, Дзаппи и Мариано? О «Красине»?
— Да.
— О Романье?
— Обо мне?
— Да.
— О дочери?
— Да.
— О горячей ванне?
— Да. Боже мой! Я думал и о горячей ванне в Кингсбее.

В спасработах также принимал участие советский ледокол «Красин», доставивший в район поисков небольшой самолет в разобранном виде — его собрали уже на месте, на льду. 10 июля его экипаж обнаружил группу, сбросил еду и одежду. Днем позже нашли группу Мальмгрена. Один из них лежал на льду (предположительно это был погибший Мальмгрен, но потом выяснилось, что это, скорее всего, были вещи, а сам Мальмгрен не смог идти намного раньше и поэтому попросил его бросить). Летчик не смог из-за плохой видимости вернуться к ледоколу, поэтому совершил вынужденную посадку, повредив самолет, и передал по радио, что экипаж в полной безопасности и просит сначала спасти итальянцев, а потом уже их. «Красин» забрал Мариано и Цаппи 12 июля. На Цаппи были тёплые вещи Мальмгрена, в целом он был очень хорошо одет и находился в хорошем физическом состоянии. Напротив, Мариано был полураздет и сильно истощен, ему ампутировали ногу. Цаппи обвинили, но весомых доказательств против него не нашлось. Вечером того же дня ледокол забрал 5 человек из основного лагеря, после чего передал всех вместе на борт «Читта де Милано». Нобиле настаивал на поисках дирижабля с шестью членами экспедиции, остававшимися в оболочке. Однако капитан «Красина» Самойлович сказал, что не имеет возможности вести поиски из-за нехватки угля и отсутствия самолётов, поэтому снял летчиков и самолёт со льдины 16 июля и собирался отправился домой. А капитан «Читта ди Милано» Романья сослался на приказ из Рима немедленно вернуться в Италию. Однако, «Красин» все же принял участие в поисках оболочки, которые завершились ничем (4 октября он прибыл в Ленинград). 29 сентября разбился еще один поисковый самолет, после чего спасоперация была прекращена.

В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС, а в 1931 году уехал в Советский Союз, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей. После победы над фашизмом в 1945 году с него были сняты все обвинения. Нобиле был восстановлен в звании генерал-майора и умер спустя много лет, в возрасте 93 года.

Экспедиция Нобиле была одной из самых трагичных и необычных экспедиций подобного рода. Большой разброс в оценках вызывает то, что ради спасения группы было подвергнуто риску слишком много людей, из которых погибло больше, чем было спасено в результате поисковой операции. В то время, видимо, к этому относились иначе. Сама идея лететь на неуклюжем дирижабле черт знает куда достойна уважения. Она символична для эпохи стимпанка. В начале двадцатого века человечеству казалось, что уже возможно почти все, и нет границ техническому прогрессу, был свой безбашенный авантюризм в проверке предела прочности технических решений. Примитивных? Да и наплевать! В поисках приключений многие потеряли жизнь и подвергли других необоснованному риску, поэтому данная история самая неоднозначная из всех, хотя, конечно, очень интересная. Ну и фильм хороший.

5. Кон Тики


История про Кон Тики известна, в основном, благодаря фильму (признаю, хорошие фильмы про приключения все же снимаются несколько чаще, чем мне сначала казалось). На самом деле Кон Тики это не только название фильма. Это название плота на котором норвежский путешественник Тур Хейердал в 1947 году переплыл Тихий океан (ну, не совсем, и тем не менее). А назван плот, в свою очередь, по имени какого-то полинезийского божества.

Дело заключается в том, что Тур разработал теорию, согласно которой люди из Южной Америки на примитивных судах, предположительно плотах, добрались до островов Тихого океана и таким образом заселили их. Плот был выбран по той причине, что это самое надежное из простейших плавательных средств. Туру мало кто верил (согласно фильму, настолько мало, что, в общем-то, никто), и он решил делом доказать возможность такого морского перехода, а заодно проверить свою теорию. Для этого он набрал несколько сомнительную команду себе в группу поддержки. Ну, а кто еще согласится на такое? С некоторыми Тур был хорошо знаком, с некоторыми — не очень. Подробнее о наборе команды лучше всего посмотреть фильм. Есть, кстати, книга, и не одна, но я их не читал.

ynjzcmn0gw7yhexkujbab-isipa.jpeg

Начать надо с того, что Тур был в принципе гражданином авантюрным, в чем его поддерживала жена. Вместе с ней он как-то в молодости прожил некоторое время в полудиких условиях на острове Фату-Хива. Это небольшой вулканический остров, который Тур называл «раем» (в раю, правда, с климатом и медициной оказалось не очень хорошо, и у жены на ноге образовалась незаживающая рана, из-за чего остров пришлось экстренно покинуть). Иными словами, он был готов и способен отважиться на что-нибудь эдакое.

Участники экспедиции не знали друг друга. У всех были разные характеры. Поэтому очень не скоро надоедят нам на плоту те истории, которые мы будем рассказывать друг другу. Никакие штормовые облака и никакое давление, сулящее ненастье, не были для нас так опасны, как подавленное моральное состояние. Ведь мы, шестеро, в течение многих месяцев будем совершенно одни на плоту, и при таких условиях хорошая шутка зачастую не менее ценна, чем спасательный пояс.


В общем, я не буду долго описывать путешествие, лучше всего действительно посмотреть фильм. Не просто так он награжден Оскаром. История очень необычная, я просто не мог про нее забыть, но вряд ли смогу добавить что-то ценное. Плавание завершилось успешно. Как и предполагал Тур, океанские течения вынесли плот в направлении островов Полинезии. Они благополучно высадились на одном из островов. Попутно провели наблюдения, собрав научные данные. А вот с женой в итоге не сложилось — ей надоели похождения мужа, она его бросила. Дядька провел весьма активную жизнь и прожил до 87 лет.

4. Касаясь пустоты


Дело было не так давно, в 1985 году. Альпинистская двойка делала восхождение на вершину Сиула-Гранде (6344) в Андах в Южной Америке. Там красивые и необычные горы: несмотря на большую крутизну склонов, снежный фирн держится, что, разумеется, упрощало восхождение. На вершину зашли. А дальше, по классике, должны начаться трудности. Спуск всегда сложнее и опаснее подъема. Все шло тихо-мирно, как обычно и бывает в таких случаях. Например, вечерело — что вполне естественно. Как обычно, портилась погода, накапливалась усталость. Двойка (Джо Симпсон и Саймон Йейтс) шла в районе предвершинного гребня, чтобы использовать более логичный маршрут. Короче говоря, все было так, как должно быть на стандартном, хотя и технически сложном, восхождении: тяжелая работа, но ничего такого.

q4_vl1lumihzwcjvexnryusiygk.jpeg

Но тут случилось то, что, в общем-то, вполне могло случиться: Джо падает. Это плохо, но по-прежнему не представляет опасности. Партнеры, конечно же, должны, и были готовы к этому. Саймон задержал Джо. И пошли бы они дальше, да только Джо упал неудачно. Его нога попала между камней, тело по инерции продолжило движение и сломало ногу. Хождение двойкой штука сама по себе неоднозначаная, потому что вдвоем все идет хорошо до тех пор, пока что-то не начинает идти плохо. В этих случаях поход может распасться на два соло-похода, а это уже совсем другой разговор (то же самое, впрочем, можно сказать про любую группу). И к нему они уже были не совсем готовы. Точнее, Джо таки был. Он тогда подумал что-то вроде: «Сейчас Саймон скажет, что пойдет за помощью, постарается успокоить меня. Я пойму его, он должен так сделать. А он поймет, что я понял, мы оба это поймем. Но по-другому никак». Потому что на подобных вершинах проводить спасработы означает лишь увеличить число спасаемых, а это совсем не то, для чего они проводятся. Однако Саймон так не сказал. Он предложил спускаться прямо отсюда, прямо сейчас кратчайшим путем, пользуясь большой крутизной склона. Пусть рельеф незнакомый, главное побыстрее сброить высоту и выйти на пологий участок, а там дальше, дескать, разберемся.

При помощи спусковых устройств напарники начали снижение. Джо был по большей части в роли балласта: его спускал на веревке Саймон. Спускается Джо, закрепяется, затем Саймон проходит одну веревку, снимает, повторяем. Тут надо признать относительно высокую эффективность задумки, равно как и хорошую подготовку участников. Спуск действительно проходил нормально, непреодолимых сложностей на рельефе не попадалось. Какое-то количество выполненных итераций позволило заметно продвинуться вниз. К этому моменту уже почти стемнело. Но вот Джо уграздило второй раз подряд — он опять срывается во время очередного спуска с веревкой. Во время падения он прилетает на снежный мост спиной, проламывает его и летит дальше в трещину. Саймон тем временем пытается задержаться, и, надо отдать должное его подготовке, у него это получается. Ровно до этого момента ситуация была не то чтобы нормальной, но отнюдь не катастрофической: спуск контролировался, травма была естественным для такого рода мероприятий риском, а то что темно и погода испортилась, так в горах это обычное дело. Но теперь Саймон сидел враскорячку на склоне, удерживая Джо, который улетел за перегиб, и о котором ничего не было известно. Саймон кричал, но ответа не слышал. Встать и спуститься он тоже не мог, боясь не удержать Джо. Так он просидел часа два.

Джо тем временем висел в трещине. Стандартная веревка имеет длину 50 метров, я не знаю, какая была у них, но скорее всего примерно такой длины. Это не так уж много, но в условиях непогоды, за перегибом, в расщелине, вполне вероятно, действительно не было слышно. Саймон начал замерзать и, не видя никакой перспективы для улучшения ситуации, обрезал веревку. Джо пролетел еще какое-то растояние, и только теперь невезение сменилось несказанным везением, в котором и заключается смысл истории. Он попал на очередной снежный мост внутри трещины и случайно задержался на нем. Следом прилетел обрезок веревки.

Саймон тем временем спустился за перегиб и разглядел сломанный мост и трещину. Она была такая темная и бездонная, что и мысли не могло быть о том, чтобы в ней мог быть живой человек. Саймон «похоронил» друга и самостоятельно спустился в лагерь. Это вменяют ему в вину — не проверил, не убедился, не оказал помощь… Однако это сравнимо с тем, как если вы сбиваете пешехода и в зеркало видите, как голова и туловище летят в разные стороны. Вы должны остановиться, но есть ли в этом смысл? Вот Саймон и решил, что смысла нет. Даже если предположить, что Джо все еще жив, его надо оттуда еще достать. А в трещинах долго не живут. И бесконечно без еды и отдыха на высоте тоже нельзя работать.

Джо сидел на маленьком мостике в середине трещины. У него, среди прочего, был рюкзак, фонарь, система, спусковое устройство и веревка. Он просидел так довольно долго и пришел к выводу, что выбраться наверх никак не представляется возможным. Что случилось с Сайсоном, тоже неизвестно, быть может сейчас он не в лучшем положении. Джо мог либо продолжать сидеть, либо что-то делать, и это что-то заключалось в том, чтобы посмотреть, что внизу. Он решил так и сделать. Организовал базу и медленно спустился на дно трещины. Дно оказалось проходимым, в добавок, к этому времени уже рассвело. Джо удалось найти выход из трещины на ледник.

На леднике Джо тоже пришлось несладко. Это было лишь начало его долгого пути. Передвигался ползком, волоча сломанную ногу. Сложным было найти путь среди лабиринта трещин и кусков льда. Ему приходилось ползти, поднимать переднюю часть тела на руках, осматриваться, выбирать ориентир и ползти дальше. С другой стороны, ползучесть обеспечивали уклон и снежный покров. Поэтому к моменту, когда Джо, обессилевший, достиг основания ледника, его ждали две новости. Хорошая заключалась в том, что наконец он смог попить воды — мутной жижи с частицами породы, вымываемой из-под ледника. А плохая, конечно же, в том, что местность стала более пологая, еще менее гладкая и, самое главное, не такая скользкая. Теперь ему стоило гораздо больших трудов волочить свое тело.

Несколько суток Джо полз к лагерю. Саймон в это время все еще был там вместе с еще одним членом группы, который на гору не пошел. Наступала ночь, она должна была стать последней, наутро лагерь собирались сворачивать и уходить. Начинался обычный вечерний дождь. Джо к этому моменту был в нескольких сотнях метра от лагеря. Его уже не ждали, одежду и вещи сожгли. У Джо не было больше сил, чтобы ползти по горизонтальной поверхности, и он начал кричать — единственное, что еще мог делать. Из-за дождя его не расслышали. Потом сидящим в палатке людям почудился крик, но мало ли что принесет ветер? Когда сидишь в палатке у реки, можно и разговоры услышать, которых нет. Решили, что это дух Джо пришел. И все же Саймон вышел посмотреть с фонарем. И тут он нашел Джо. Обессиленного, голодного, обгадившегося, но живого. Его быстро доставили в палатку, где оказали первую помощь. Ходить он уже не мог. Затем было долгое лечение, множество операций (видимо, у Джо были на это средства), и он смог восстановиться. Горы не забросил, восхождения на сложные вершины продолжил, потом в очередной раз повредил ногу (другую) и лицо, и даже тогда продолжил заниматься техническим альпинизмом. Суровый дядька. И в целом везучий. Чудесное спасение не единственный такой случай. Однажды он находился на, как он думал, седловине, воткнул ледоруб, который ушел внутрь. Джо подумал, что это ямка и закидал ее снегом. Потом выяснилось, что это не ямка, а дырка в снежном карнизе.

Об этом восхождении Джо написал книгу, а в 2007 году был снят подробный документальный фильм.

3. 127 часов


Тут сильно останавливаться не буду, лучше… правильно, посмотреть одноименный фильм. Но сила трагедии поражает. Вкратце, суть такая. Один парень по имени Арон Ралстон гулял по каньону в Северной Америке (штат Юта). Прогулка закончилась тем, что он провалился в щель, в процессе падения увлек за собой большой валун, который зажал ему руку. При этом в остальном Арон остался невредим. Книга «Между молотом и наковальней», написанная им впоследствии, стала основой для фильма.

Несколько суток Арон жил на дне щели, куда солнце попадало лишь на небольшое время. Пытался пить мочу. Затем решился отрезать зажатую руку, потому что в эту дырку никто не лазил, кричать оказалось бесполезно. Беда усиливалась тем, что резать было особо нечем: в наличии имелся лишь тупой хозяйственно-бытовой раскладной нож. Кости предплечья пришлось ломать. Была проблема с перерезанием нерва. В фильме все это хорошо показано. С огромными мучениями избваившись от руки, Арон вышел из каньона, где наткнулся на прогуливавшуюся парочку, которая напоила его водой и вызвала спасательный вертолет. На этом история закнчивается.

1pwe1_zekgztcurc69ux-0jw9o8.jpeg

Случай, безусловно, впечатляющий. Камень потом подняли и оценили массу — по разным источникам она составляет от 300 до 400 кг. Конечно, поднять самостоятельно было бы невозможно. Арон принял жест

© Habrahabr.ru