Асинхронные пользовательские сценарии на чистом Rust без фреймворков и SMS

habr.png

Привет, Хабр!

Иногда при разработке сетевых сервисов и пользовательских интерфейсов приходится сталкиваться с достаточно сложными сценариями взаимодействия, содержащими ветвления и циклы. Такие сценарии не укладываются в простую стейт-машину — недостаточно хранить все данные в сессионном объекте, желательно также отслеживать маршрут попадания системы в то или иное состояние, а в некоторых случаях — иметь возможность вернуться на несколько шагов назад, повторить диалог в цикле, и т.д. Раньше для этой цели приходилось разрабатывать собственные структуры данных, иммитирующие стековую машину, или даже использовать сторонние скриптовые языки. С появлением асинхронных возможностей почти во всех языках программирования — стало возможным писать сценарии на том же языке, на котором написан сервис. Сценарий, со своим стеком и локальными переменными собственно и является пользовательской сессией, то есть хранит в себе и данные, и маршрут. Например, горутина с блокирующим чтением из канала легко решает эту задачу, но во-первых, зеленая нить это удовольствие не бесплатное, а во-вторых, мы пишем на Rust, где нет никаких зеленых нитей, зато есть генераторы и async/await.

Для примера напишем простого http-бота, который выводит в браузер html-форму, задавая вопросы пользователю до тех пор, пока тот не ответит, что чувствует себя хорошо. Программа представляет собой простейший однопоточный http-сервер, сценарий бота пишем в виде генератора Rust. Напомню, что генераторы JavaScript позволяют двухсторонний обмен данными, то есть внутрь генератора можно передать вопрос generator.next (my_question), и вернуть из него ответ yield my_response. В Rust передача значений внутрь генератора пока не реализована (но обещают), поэтому обмен данными мы организуем через совместно используемую ячейку, в которой лежит структура с получаемыми и отправляемыми данными. Сценарий нашего бота создается функцией create_scenario (), которая возвращает экземпляр генератора, по сути замыкание, в которое перемещается параметр — указатель на ячейку с данными udata. Для каждой пользовательской сессии мы храним собственную ячейку с данными и собственный экземпляр генератора, со своим состоянием стека и значениями локальных переменных.

#[derive(Default, Clone)]
struct UserData {
    sid: String,
    msg_in: String,
    msg_out: String,
    script: String,
}

type UserDataCell = Rc>;

struct UserSession {
    udata: UserDataCell,
    scenario: Pin>>,
}

type UserSessions = HashMap;

fn create_scenario(udata: UserDataCell) -> impl Generator {
    move || {
        let uname;
        let mut umood;

        udata.borrow_mut().msg_out = format!("Hi, what is you name ?");
        yield ();

        uname = udata.borrow().msg_in.clone();
        udata.borrow_mut().msg_out = format!("{}, how are you feeling ?", uname);
        yield ();

        'not_ok: loop {
            umood = udata.borrow().msg_in.clone();
            if umood.to_lowercase() == "ok" { break 'not_ok; }
            udata.borrow_mut().msg_out = format!("{}, think carefully, maybe you're ok ?", uname);
            yield ();

            umood = udata.borrow().msg_in.clone();
            if umood.to_lowercase() == "ok" { break 'not_ok; }
            udata.borrow_mut().msg_out = format!("{}, millions of people are starving, maybe you're ok ?", uname);
            yield ();
        }

        udata.borrow_mut().msg_out = format!("{}, good bye !", uname);
        return ();
    }
}


Каждый шаг сценария состоит из простых действий — получить ссылку на содержимое ячейки, сохранить пользовательский ввод в локальных переменных, установить текст ответа и отдать управление наружу, посредством yield. Как видно из кода, наш генератор возвращает пустой кортеж (), а все данные передаются через общую ячейку со счетчиком ссылок Ref>. Внутри генератора нужно следить за тем, чтобы заимствование содержимого ячейки borrow () не перешло через точку yield, иначе будет невозможно обновить данные извне генератора — поэтому, к сожалению, нельзя написать один раз в начале алгоритма let udata_mut = udata.borrow_mut (), а приходится заимствовать значение после каждого yield.

Мы реализуем собственный цикл событий (чтение из сокета), и для каждого входящего запроса либо создаем новую пользовательскую сессию, либо находим существующую по sid, обновляя данные в ней:

let mut udata: UserData = read_udata(&mut stream);
let mut sid = udata.sid.clone();
let session;

if sid == "" { //new session
    sid = rnd.gen::().to_string();
    udata.sid = sid.clone();
    let udata_cell = Rc::new(RefCell::new(udata));
    sessions.insert(
        sid.clone(),
        UserSession {
            udata: udata_cell.clone(),
            scenario: Box::pin(create_scenario(udata_cell)),
        }
    );
    session = sessions.get_mut(&sid).unwrap();
} 
else {
    match sessions.get_mut(&sid) {
        Some(s) => {
            session = s;
            session.udata.replace(udata);
        }
        None => {
            println!("unvalid sid: {}", &sid);
            continue;
        }
    }
}


Далее, мы передаем управление внутрь соответствующего генератора, а обновленные данные выводим обратно в сокет. На последнем шаге, когда весь сценарий пройден — мы удаляем сессию из хэшмапа и скрываем поле ввода с html-страницы с помощью js-скрипта.

udata = match session.scenario.as_mut().resume() {
    GeneratorState::Yielded(_) => session.udata.borrow().clone(),
    GeneratorState::Complete(_) => {
        let mut ud = sessions.remove(&sid).unwrap().udata.borrow().clone();
        ud.script = format!("document.getElementById('form').style.display = 'none'");
        ud
    }
};
write_udata(&udata, &mut stream);


Полный работающий код здесь:
github.com/epishman/habr_samples/blob/master/chatbot/main.rs

Приношу извинения за «колхозный» парсинг http, который даже не поддерживает кириллический ввод, зато все сделано стандартными средствами языка, без фреймворков, библиотек, и sms. Мне не очень нравится клонирование строк, да и сам сценарий выглядит не вполне компактно из-за обильного использования borrow_mut () и clone (). Наверное, опытные растаманы смогут это упростить. Главное, что задача решена минимальными средствами, и я надеюсь, что мы скоро получим полный набор асинхронных инструментов в стабильном релизе.

PS
Для компиляции нужна ночная сборка:

rustup default nightly
rustup update 


Разобраться с генераторами мне помогли товарищи c английского Stack Overflow:
stackoverflow.com/questions/56460206/how-can-i-transfer-some-values-into-a-rust-generator-at-each-step

© Habrahabr.ru