Telegram собирает и продает МТС личные данные своих пользователей, или не все так плохо?

МТС теперь имеют возможность таргетинга рекламы в Telegram Ads с помощью номеров телефонов клиентов МТС (Но у них нет партнерства c Telegram). Это значит что МТС сможет настраивать свою рекламу в Telegram Ads так, чтобы их реклама была видна только клиентам МТС. И после этого многие пользователи Telegram стали жаловаться на то что теперь Telegram будет собирать личные данные и использовать их для таргетинга рекламы, хотя Telegram заявлял что он будет всегда бесплатным, без рекламы и платных подписок, но в 2022 году это изменилось.

Как изменилось описание при установке Telegram в 2022 году.

Как изменилось описание при установке Telegram в 2022 году.

Но перед ответом на вопрос, продаются ли теперь наши личные данные в Telegram третьим лицам или нет лучше вспомнить что Telegram потребляет сотни миллионов долларов в год, и что вначале Павел Дуров сам оплачивал все траты из денег которые он получил после продажи ВК, но они не вечны и возможно уже бóльшая часть из этих денег кончилась, а Telegram только растет, и финансовые траты на него также растут, и деньги нужно откуда-то брать. Поэтому и появились сначала официальная платформа для рекламы в Telegram, а потом и premium подписка, планы на которую имелись еще в 2018 году.

И раз уже пришлось делать рекламу в Telegram для покрытия расходов то нужно сделать ее привлекательной не только для пользователей за счет того что мессенджер не будет использовать персональные данные пользователей для таргетированной рекламы, но и также нужно сделать рекламную площадку выгодной для самих рекламодателей, иначе зачем им тратить условные 2000000 € на рекламу в Telegram, где мало функциональный фильтр для выбора пользователей которые увидят рекламу, если рекламная компания на другой площадке где таргетинг используется во всех аспектах, принесет такое же количество результата, но будет дешевле в полтора-два раза, поэтому логично что нужно конкурировать с другими площадками, иначе рекламодателей будет мало.


В самом начале правила были очень строгими, особенно с рекламным текстом, что на самом деле идет на пользу как пользователям, так и рекламодателям, потому что благодаря им реклама не становится надоедливой, агрессивной, неприятной, и режущей глаз. За счет чего не портится репутация такой рекламы.
А правила гласили что запрещено:

1. Ненормативная лексика или вульгарность, включая акронимы и вариации написания оскорбительных слов в любом языке, а также скрытая вульгарность (например, с**а).

2. Непонятный или неясный смысл, такие как слишком общие или неясные описания, повторение слов и фраз.

3. Избыточное или эффектное использование заглавных букв, выделения, разрывов в тексте и символов, включая искусство Unicode, ASCII-арт и рисование рамок.

4. Навязчивое, избыточное или эффектное использование эмодзи и других смайликов.

5. Разрывы строк, маркированные списки, нумерация.

Однако в последнее время идут послабления.
Например разрешили рекламу фастфуда и медицинские продукты которые прошли соответствующие проверки согласно локальному законодательству и получили надлежащую государственную сертификацию.
Но пожалуй самые главные вещи которые изменились с запуска Telegram Ads, это возможности таргетинга и добавление внешних ссылок.
Вначале в рекламные сообщения нельзя было встраивать ссылки которые вели бы за пределы Telegram, реклама могла вести только на Telegram бот или канал, а возможности таргетинга были очень скудными, можно было только выбирать:
Язык канала.
1. Отдельную тематики каналов где будет показываться реклама.
2. Отдельные тематики где реклама НЕ будет показываться.
3. Отдельные каналы где реклама будет показываться.
4. Отдельные каналы где реклама НЕ будет показываться.

Из-за такой малой выборки пользователя который увидит рекламу, ее эффективность была ниже чем у конкурентов, поэтому наверное (личное мнение автора) в Telegram решили пойти на некоторые уступки ради увеличения эффективности их рекламной платформы ради привлечения большего количества рекламодателей. И поэтому сделали следующие вещи:


• В июне разрешили размещать ссылки на внешние сайты, но без использования UTM меток.

• В июле добавили возможность таргетинга по:
Интересам пользователя, сами интересы вычисляются на основе тематики каналов на которые подписан человек, рекламодатель не получает информацию на какие каналы подписан пользователь.

Примерному месту нахождения пользователя которое вычисляется на основе IP, сам IP не отправляется рекламодателю и другим третьим лицам,

Языку который установлен у пользователя.

Собранным базам данных которые сам рекламодатель собрал на других платформах, что и делает МТС в данный момент. Код Дурова заявляет что это работает следующим образом:
Рекламодатель может передать нам обезличенный список зашифрованных идентификаторов, основанных на номерах телефонов (но не содержащих сами номера телефонов), чтобы определить круг пользователей, которым будут показываться те или иные объявления в крупных каналах. Это не позволяет никаким третьим лицам, включая рекламодателей, узнать Ваш номер телефона или идентификатор в Telegram.

То есть то, что делает МТС в данный момент не что-то новое и ради них Telegram не стал добавлять отдельный функционал, так как они просто решили воспользоваться функционалом предоставленным Telegram еще 3 месяца назад. И также в скором времени добавятся номера и других российских операторов, так что менять номер на который зарегистрирован Telegram аккаунт с МТС на другой не имеет особого смысла.

• В августе разрешили использовать в рекламе UTM метки, благодаря чему появилась возможность считать статистику по рекламе в Telegram Ads, что намного улучшило работу с рекламой.

Эти изменения не нравятся многим пользователям, из-за того что сейчас их данные будут использоваться для рекламы. Но тут (снова мнение автора) палка о двух концах, либо Telegram не будет использовать данные пользователей для таргетинга рекламы, а то и вообще откажется от нее, но тогда не понятно откуда брать средства на покрытие всех долгов перед инвесторами (1 и 2) и тем более на оплату финансовых затрат, а у Telegram эти траты на 2020 год составляли сотни миллионов долларов в год и тогда Дурову вполне возможно придется продать Telegram из-за нехватки средств. Либо продолжать начатое, так как в настоящее время только с помощью этого можно оплачивать затраты Telegram, а выплат с рremium подписок не хватает, и продолжать улучшать самый технологичный мессенджер в мире.

Заключение:

Получается что в данный момент Telegram использует обезличенные данные пользователей для таргетинга, никакие третьи лица их не получают, но в тоже время наблюдается тенденция что Telegram уходит в сторону таргетинга и использования персональных данных для рекламы из-за того что другого выбора к сожалению нет. Поэтому не стоит забрасывать после таких новостей Дурова и сам Telegram фразами что «раньше было лучше», «Telegram продался», и других в этом духе, потому что Telegram хотя бы боролся сколько мог чтобы быть максимально свободным мессенджером, в том числе и от рекламы. Но можно похвалить их за то что они стараются не делать рекламу броской и навязчивой, а также что модерация очень старается не пропускать никакую рекламу которая нарушала бы их правила. В отличие от других платформ где очень много рекламы разных мошенников и прочих вредных сервисов. Так что Telegram держится молодцом и старается из-за всех сил поддерживать баланс в битве между желаниями рекламодателей и желаниями пользователей.

Большая часть информации была взята из Telegram каналов Код Дурова и Telegram Info.
Вдобавок крайне рекомендую прочитать статью от команды Telegram Info про эту ситуацию:
https://tginfo.me/mts-targeting-in-telegram-ads/.
Если у вас есть вопросы, то можете написать мне в личные сообщения.
А также если вам нравится тема Telegram, то можете подписаться на мой канал.

© Habrahabr.ru