Свидетели Аджайла

70df1107191badd08b0c5a00cd80a1b1

Две тысячи двадцать пятый год. Без малого две тысячи лет христианству, четырнадцать веков исламу, истоки культа Матери Моржихи теряются в глубине общественных формаций.

А есть ли что-то более новое и при этом не кринжовое? Есть! Если вы хоть каким-то боком связаны с современным ИТ вы можете наблюдать и даже участвовать в становлении нового религиозного культа. Хотите стать Свидетелем Аджайла?

Вполне вероятно, вы уже им стали, но не осознанно. Чтобы неосознанное стало осознанным, я проведу параллели между нашей с вами новой религией Аджайла и иудео-христианской традицией. После этого ваши ментальные глаза раскроются, как у котенка, и вы сможете ощутить и понять более глубокие смыслы в давно надоевших вам повседневных рабочих занятиях.

Итак, википедия говорит нам, что Аджайл это методология разработки программного обеспечения, основные принципы которой сформулированы в Манифесте аджайла. Звучит общо и секулярно, но давайте сопоставим практики двух традиций и убедимся насколько одни отражают другие.

  • Встречи 1-на-1 — это исповедь. Вы раскрываете свою душу старшему брату в Аджайле, обсуждаете с ним ваши прегрешения и исполненные обеты (см. ниже). В конце встречи брат в Аджайле как правило отпускает вам грехи, благословляет, и вы расстаетесь довольные друг другом.

  • Ретро, собрание коллектива (англ. town hall meeting) — это причастие. Вся община собирается и укрепляет веру прикосновением (причастием) к божеству которое происходит в момент снисхождения новостей о закрытых багах, новом функционале, продажах и т. п. Здесь вы уже должны догадаться, что божеством у Свидетелей Аджайла является эффективность труда за короткие не пересекающиеся периоды времени, называемые спринтами. Божество это так же трансцендентно, как и у иудео‑христиан, его так же тяжело понять, осознать и, если хотите, «измерить». В обеих традициях адепты счастливы, если удается его хотя‑бы почувствовать.

  • Аджайл коучи, спринт мастеры — это клирики Аджайла. Во времена всеобщей грамотности их роль не совсем ясна, в конце‑концов манифест Аджайла это не Талмуд и каждый способен его осмыслить за день. В любом случае они берут на себя рутину поддержки ритуалов. Спасибо им за это.

  • Манифест Аджайла ‑это скрижали завета, которые содержат в себе заповеди Аджайла. Заповедей ровно двенадцать. (Попытайтесь представить себе западную религию с одиннадцатью или тринадцатью заповедями. У меня не получается.)

  • Мартин Фаулер, Кент Бек и др. — это апостолы среди Свидетелей Аджайла. Люди, стоявшие у истоков, непреклонные хранители веры в Аджайл истинный. Есть у нас и безвестные миссионеры, путешествующие с конференции на конференцию через океаны и горы, и несущие в мир слово об Аджайле.

  • Дейли (ежедневный стенд‑ап) — это утренняя молитва, ежедневно укрепляющая Свидетелей Аджайла в вере. Свидетели дают обеты о своих свершениях в течение дня и стараются их исполнить чтобы приблизить царство эффективности в отдельно взятой компании.

  • Деплоймент фриз (англ. deployment freeze) — это шаббат, дарованный нам календарем распродаж и праздников. Практика более древняя чем Аджайл, но в определенных обстоятельствах строго соблюдаемая. Здесь вы скажете, что я натягиваю сову на глобус и будете правы, но уж очень мне нравится это сопоставление.

А кто‑же является падшим ангелом у Свидетелей? Архи‑врагом и полной противоположностью? Другая методология — водопад. Когда‑то сильная и могущественная, она отказалась подстраиваться под изменчивый и быстро несущийся мир, в котором главное теперь человек и его персональная эффективность. Она спустилась в нижние круги Fortune 500, в нетронутые дыханием времени болота энтерпрайза, откуда периодически запускает свои щупальца наверх, нашептывающие менеджерам что их провалы могут смениться упехом и продвижением, если только отказаться от новомодных методик.

Зайдем теперь с исторической перспективы и увидим, что, как и следовало ожидать, явление Аджайла случилось не на пустом месте. Зародившееся среди первых апостолов слово об Аджайле смогло в эволюционной борьбе идей победить более древние культы и практики. Олдфаги среди нас еще помнят доисторическую секту Экстремального программирования, а некоторые харизматики до сих пор практикуют TDD и парное программирование (здесь я оставлю читателю самому задуматься о родстве парного программирования и некоторых групповых практик других сфер жизни, порицаемых людьми пуританского толка).

Зайдем с лингвистической перспективы, и увидим постоянное использование слова «ритуал» (на серьезных щах! это‑ли не манифестация религиозного сознания?) и «церемония», слов «трайб» и других, казалось бы, неуместных слов, вдыхающих древний первобытный дух соперничества в унылый корпоративный мир современности. Вспомним и «священные войны» типа монолит vs микросервисы, в которых иногда выплескивается глубоко спрятанное иррациональное.

Подведем итог. В чем цель этого рассказа? Сейчас, в двадцать четвертом году от Рождества Аджайла, общие заповеди Аджайла уже кодифицировались в набор конкретных практик которые вряд ли сильно изменятся в будущем. Практики эти разные — канбан, скрам и т. п., но все они в той или иной мере несут печать религиозных традиций прошлого на обыденных действиях настоящего. Умение видеть эту печать, эти скрытые смыслы в казалось бы сугубо рабочих моментах обогатит ваше понимание происходящего и неизмеримо скрасит ваш досуг во время очередного бесконечно долгого и скучного ритуала. Пользуйтесь этим, братья и сестры мои в Аджайле, и возлюбите двухнедельные спринты!

«Можно вырвать человека из традиционной культуры, но нельзя вырвать традиционную культуру из человека.» Неизвестный антрополог

© Habrahabr.ru