Студенты на Хабре: ныть нельзя писать статьи

Поставьте запятую в нужном месте

Холодным-холодным декабрём и тёплым-тёплым маем без того неспокойная жизнь модераторов Хабра резко наращивает темп: в Песочнице появляются десятки студенческих публикаций. У нас уже выработалась целая система распознавания таких материалов, но стоит признать, что статьи очень сильно отличаются по уровню: от почти что научных публикаций до содранных с википедии рефератов. А тут ещё и спор внутри команды возник: готовы ли студенты писать на Хабр хорошо и много? Чтобы развеять туман, мы провели небольшое исследование. Сегодня делимся результатом. 

76be114e162c50dcecf6d10169aa6c53.png

Чтобы понять предысторию вопроса, можно прочитать эту статью и комментарии к ней. После этого Хабр решил развивать отношения с вузами, но происходит одно и то же: студенты приходят со статьями, которые приходится отклонять. Правда, этот год добавил в сессионное развлечение разнообразия: теперь у нас есть поток статей, сгенерированных Сhat GPT. Чтобы оценить содержание, можете ознакомиться с отрывком (саму статью не ищите, она была отклонена после нескольких попыток помочь). 

Скриншоты

8bb72adb18e4563aaf892083eaaf97b5.pngc5f7734c83aeb3331b670055142430aa.png

Результаты опроса

Размер выборки составил 169 человек, из них 47,6% — бакалавры, 33,3% — учащиеся магистратуры, по 9,55% студенты специалитета и учащиеся учреждений среднего профессионального образования.

046930f7786b209d20fdce9ef4891a4a.png

83,1% студентов писали курсовые работы, 68,7% — рефераты, 59,6% — диплом, 36,7% — студенческие научные работы, 24,7% — публикации для сборников научных статей, 9% — статьи для онлайн-журналов. 10 человек ведут профильные каналы в Tekegram и ещё 5 человек ведут профильные группы в социальных сетях. 

1fbf51e7efd69a1a8b73f9c920c3ef11.png

Очевидно, что студенты считают, что им недостаёт владения профессиональной темой — эту причину выделили 56%.

Удивительно, что 40% считают более полезной помощью методичку о том, как писать статьи, чем интерактивный курс и готовые видео. Студенты считают видео самой неподходящей формой обучения работе с текстами (33%). Общение с успешными авторами считают ценным лишь 27% студентов, также они не очень рассчитывают на помощь преподавателей в создании статей (34%). Более полезной они считают помощь редактора (40%) — кстати, мы готовы её оказывать на бесплатной основе. 

Отсутствие профессионального опыта лидирует среди причин отказа от создания статей — 30,7% опрошенных не готовы писать без глубоких навыков. 12,3% студентов мешает писать статьи загрузка на работе, 9,8% — занятость на работе. 20,2% студентов утверждают, что у них в целом мало времени, чтобы работать ещё и над текстами. 14,7% признались, что просто не хотят писать.

Среди опрошенных 37,5% хотели бы писать на Хабр, 21,4% не хотели бы в принципе и 41,1% не готовы сходу ответить, хотят они писать на Хабр или нет.

При этом из тех, кто однозначно хочет писать на Хабр (84%) — студенты 1–4 курсов, больше их и среди сомневающихся (91%), а вот среди тех, кто не хочет писать, доля старшекурсников выше — 33%. Скорее всего, это связано с возрастающей нагрузкой по подготовке выпускной квалификационной работы и с поисками первой постоянной работы.

Больше всего на отсутствие времени жалуются обучающиеся 2 курса, причём всех направлений обучения, но именно загрузку на учёбе отмечают учащиеся 3 и 4 курсов бакалавриата. Очевидно, что на недостаток профессионального опыта больше всего ссылаются студенты 1–4 курса бакалавриата и специалитета (90%).

Вот какие причины ещё указывали студенты:

  • Кажется, что нет той темы, о которой я хотел бы написать

  • Отсутствие тем, достойных статьи

  • Мало интересных тем (с трудом нахожу что-то новое и интересное)

  • Зачастую бесполезность или научная неактуальность статьи и нежелание лить воды в текст, чтобы пройти порог объема текста

  • Вообще, я сам автор, если что-то и останавливает, то либо отсутствие темы для статьи, либо аналогичные проблемы

  • Не знаю, на какие темы писать статьи, чтобы не повторяться

Комментарий Хабра. Действительно, проблема поиска темы всегда остро стоит для любых авторов, нам её озвучивают на обучающих курсах, вебинарах, в письмах и личных сообщениях. Всё не так страшно: у каждого из нас есть уникальный опыт не только решения рабочих задач, но и участия в олимпиадах и хакатонах, построения процесса обучения, поиска работы и выживания в компаниях (и для стажёров/джунов это особенно актуально!). Об этом тоже можно и нужно писать статью. К тому же, никто не мешает написать и проверить, как отреагирует аудитория, а потом скорректировать тему, подачу, подход. Все как-то и когда-то начинали, не все успешно с первого раза. Но дорогу осилит идущий, как бы банально это ни звучало.

  • Я не знаю насколько легально писать о технических способах обхода онлайн экзаменов 

  • Недостаток опыта

  • Нет тем, в которых разбираюсь достаточно хорошо

  • Отсутствие идеи

  • Не платят

  • Минусы

  • Боязнь, что моя информация будет не интересной и меня заминусуют. Зачастую выходит так, что комментарии более содержательны чем статья. Там всегда найдется человек, более компетентный, чем автор статьи.

  • Хабрахабр уже не торт-ъ

  • Оценка комментаторов

  • Коммерческая тайна, отсутствие интересных разработок в организации

Комментарий Хабра. Это уже более специфические проблемы, хотя в основном, для нас тоже ничего нового. На Хабре в целом плюсуют больше, чем минусуют и аудитория вполне адекватна. Не стоит впадать в панику, основываясь на отзывах или статьях о том, что «Хабр не торт-ъ»: если не полениться и посмотреть профили комментариев с возгласами об угнетении и минусовании, можно обнаружить, что больше ⅔ из них — авторы с заслуженной отрицательной кармой. Да, есть упоротые упёртые пользователи, которые минусуют всё, что они считают недостойным своего великого ума, но их настолько мало, что мнением можно пренебречь. Остальные плюсы и минусы чаще всего вполне заслужены, и эта та информация, которую бывает полезно проанализировать, чтобы учесть в будущем.

Ну, а насчёт не платят… качайтесь до ППА и приходите в гости на вебинар 20 декабря в 14:30, мы там расскажем, как зарабатывать имидж и деньги на Хабре. И да, следите за Хабром — скоро для студентов появятся дополнительные возможности.

А вот комментарии к нашему опросу в целом

  • Студентов останавливает низкая оплата написания статей, да и в чем смысл тратить многие дни на хороший материал, его правки и коррекцию, когда даже «на заводе» платят кратно больше за потраченное время. 

  • Аудитория на Хабре очень требовательная к качеству, поэтому писать о чем-то, о чем знаешь лишь половину нюансов страшновато. У меня были идеи о том, что я могу написать. Но даже так это потребовало бы дополнительного погружения в тему.

  • Есть ощущение (возможно ложное), что на Хабре уже есть огромный набор довольно качественных статей/обзоров и у меня вряд-ли получится написать конкурентный материал.

  • Думаю что по научной тематике (химическая физика например) статьи не зайдут так как это слишком далекая от Хабра тема.

  • Главное, чтобы студенты писали о чем-то действительно вещественном, хотя это скорее всего будет невозможно сделать, особенно если начнут массово писать.

  • Всё круто.

  • Я думаю, что Хабру не помешало бы сделать «HowTo» по написанию статей. Очень хороший референс — «Киберкурсач» и «Кибердиплом» от Ленинской библиотеки и сервиса bibloid. А ещё рассказать про то как нужно вести дискуссию в комментариях, чтобы она была полезна всем).

Комментарий Хабра. Сделаем. Пока можете забрать бета-версию нашей методички о том, как писать на Хабр. Она поможет и с другими онлайн-публикациями. 

  • Студенты пишут статьи зачастую из-за того, что заставили по учёбе, либо им сказали, что поставят хорошую оценку на экзамене за написанную статью, и очень малый %, который это делает для получения повышенных стипендий. В целом 80% не горят желанием учится больше нормы, или в целом обучаться, поэтому не может быть и речи о написании какой-либо статьи.

Комментарий Хабра. Если подойти к жизни с точки зрения реалиста, то и среди опытных разработчиков на Хабр пишут немногие (причём чаще всего не из-за денег). Прекрасно понимаем и загруженность, и нежелание учиться, но хочется, чтобы писали хотя бы те, кто вовлечён в учёбу — поэтому мы и продолжаем рассказывать студентам о Хабре и о том, что здесь можно получить. Ну и конечно, важно оценить роль преподавателей в этом процессе: написать свою первую статью без наставника «в теме» бывает невероятно сложно. 

  • Лично я начал писать статьи со 2 курса, работая в научно-исследовательской лаборатории, потом начал статьи от собственного имени в вузе (но за них не давали плюшек, поэтому мне было не интересно). Сейчас, проходя стажировки в ПАО Сибур, проявляю инициативу для написания статей о проделанной работе нашего проекта.

  • Большинство учебных заведений (в частности преподаватели) нацелены на то, чтобы студенты писали «научные статьи». Многие мои однокурсники писали статьи по теме разработки ПО. По факту, графомания без какого-либо смысла и инновационных решений и задач. Меня тоже пытались уломать на написание статьи. Но я считал, что если и писать статью, то только такую, которую не стыдно опубликовать на Хабре.

Комментарий Хабра. Разграничение «научных» статей студентов, рефератов и статей на Хабр — большая проблема. К нам в Песочницу приходят невнятные компиляции 3–5 популярных источников по теме (больше всего любят криптографию и шифрование), в которых указаны актуальность и научная новизна, но новизной там и не пахнет. Даже если у вас нет инноваций, всегда можно подготовить крутую систематизированную шпаргалку или рассказать историю чего-то в IT, но это же надо постараться — по опыту, иногда даже пойти ножками в аналоговую библиотеку и пошелестеть периодикой. Увы, без поддержку внутри вуза этот процесс ни студентам, ни команде Хабра не осилить.

  • Сначала нужно научиться говорить, а затем писать без ошибок.

  • К сожалению, большинство новых студентов уже не знают о существовании Хабра (((

Комментарий Хабра. Есть такой тренд. При том, что во многих технических вузах преподаватели активно делятся ценными ссылками и призывают студентов использовать Хабр для самостоятельной работы. Но тут причина ясна: учим от сих до сих, а рекомендации пускаем по боку ;-) 

Комментарий Хабра. Так можно сказать про любую статью. Но это не должно быть причиной не писать статью — у него никогда не будет вашего уникального опыта в чём-то. 

Комментарий Хабра. ♥️

  • Очень сложно понять, насколько моя тема будет неочевидна для Хабра. Кажется, тут собрались люди, для которых не будет новым то, что я напишу. С другой стороны, может быть это и не так.

Комментарий Хабра. Не узнаем, пока не попробуем :-)

  • Страшно, что забуллят и закидают помидорами, а ещё напишут кучу злобных комментариев. Нас в университете ИТМО сильно поддерживают если мы пишем что-то подобное, но всё равно страшновато выходить в большой мир.

Комментарий Хабра. Главное, гнуть свою линию и не бояться высказываний отдельных комментаторов: мы все учимся и не все сразу родились с предустановленным справочникам по С ++ 11 в голове. Если ты уверен, что твоя статья — не кринжовый копипаст с базы рефератов, за неё стоит побороться и сделать выводы.

Примеры статей и текстов студентов, о которых они рассказали в опросе и авторами которых они являются:

Мы сами были студентами. И нам не хотелось не то что писать статьи, а даже брать в библиотеке учебники, потому что в вузе и рядом с ним ключом била новая, потрясающая, яркая жизнь. Казалось, видно весь карьерный и жизненный путь до последнего финала где-то на вилле в Каннах. Но эта яркая картинка продлилась недолго: в жизни в целом и в IT в частности действительно важно, что ты умеешь структурировано писать и хорошо говорить, не боишься микрофона и обсуждения, готов аргументировать позицию и защищать свою работу, ошибаться и делать правильные выводы. Захотет достойную карьеру, вы всё равно всё это освоите:, но за деньги и отрывая время от личной жизни и семьи, от спорта и хобби. Студенчество — отличное время, чтобы получить все эти навыки. Не упускайте его.

Ну и всем успешной сессии!

Чуть не забыли о важном!  

  • Подписывайтесь на телеграм Хабр Вузов.

  • Приходите со статьями в личку к @Exosphere или на почту neo@habr.team — редакторы вам помогут.

  • Благодарим за помощь в проведении опроса сообщество VK Биореактор и лично Самира Ефимова — кстати, отличный пример того, как человек пришёл, привёл команду студентов, магистров и молодых учёных и покорил Хабр.

© Habrahabr.ru