Шпаргалка по Gradle

4426916cd4d45cf869831c69520af7dd

Как мне кажется, большинство людей начинают разбираться с gradle только тогда, когда в проекте что-то надо добавить или что-то внезапно ломается — и после решения проблемы «нажитый непосильным трудом» опыт благополучно забывается. Причём многие примеры в интернете похожи на ускоспециализированные заклинания, не добавляющие понимания происходящего:

android {
    compileSdkVersion 28
    defaultConfig {
        applicationId "com.habr.hello"
        minSdkVersion 20
        targetSdkVersion 28
    }
    buildTypes {
        release {
            minifyEnabled false
        }
    }
}

Я не собираюсь подробно описывать, для чего нужна каждая строчка выше — это частные детали реализации андроид-плагина. Есть кое-что более ценное — понимание того, как всё организовано. Информация раскидана по различным сайтам/официальной документации/исходникам градла и плагинов к нему — в общем, это чуть более универсальное знание, которое не хочется забывать.

Дальнейший текст можно рассматривать как шпаргалку для тех, кто только осваивает gradle или уже забыл.


Полезные ссылки

Android studio/IDEA старательно прячет команды gradle от разработчика, а ещё при изменении build.gradle файликов начинает тупить или перезагружать проект.

В таких случаях вызывать gradle из консоли оказывается намного проще и быстрее. Враппер для gradle обычно идёт вместе с проектом и прекрасно работает в linux/macos/windows, разве что в последнем надо вызывать bat-файлик вместо враппера.


Вызов задач

./gradlew tasks

пишет доступные задачи.

./gradlew subprojectName:tasks --all

Можно вывести задачи отдельного подпроекта, а ещё с опцией --all будут выведены все задачи, включая второстепенные.

Можно вызвать любую задачу, при этом будут вызваны все задачи, от которых она зависит.

./gradlew app:assembleDevelopDebug

Если лень писать название целиком, можно выкинуть маленькие буковки:

./gradlew app:assembleDD

Если градл не сможет однозначно угадать, какую именно задачу имели ввиду, то выведет список подходящих вариантов.


Логгинг

Количество выводимой в консоль информации при запуске задачи сильно зависит от уровня логгинга.
Кроме дефолтного есть -q, -w, -i, -d, ну или --quiet, --warn, --info, --debug по возрастанию количества информации. На сложных проектах вывод с -d может занимать больше мегабайта, а поэтому его лучше сразу сохранять в файл и там уже смотреть поиском по ключевым словам:

./gradlew app:build -d > myLog.txt

Если где-то кидается исключение, для stacktrace опция -s.

Можно и самому писать в лог:

logger.warn('A warning log message.')

логгер является имплементацией SLF4J.


Groovy

Происходящее в build.gradle файликах — просто код на groovy.

Groovy как язык программирования почему-то не очень популярен, хотя, как мне кажется, он сам по себе достоин хотя бы небольшого изучения. Язык появился на свет ещё в 2003 году и потихоньку развивался. Интересные особенности:


  • Практически любой java код является валидным кодом на groovy. Это очень помогает интуитивно писать работающий код.
  • Одновременно вместе со статической, в груви поддерживается динамическая типизация, вместо String a = "a" можно смело писать def a = "a" или даже def map = ['one':1, 'two':2, 'list' = [1,false]]
  • Есть замыкания, для которых можно динамически определить контекст исполнения. Те самые блоки android {...} принимают замыкания и потом исполняют их для какого-то объекта.
  • Есть интерполяция строк "$a, ${b}", multiline-строки """yep, ${c}""", а обычные java-строки обрамляются одинарными кавычками: 'text'
  • Есть подобие extension-методов. В стандартной коллекции языка уже есть методы типа any, every, each, findAll. Лично мне названия методов кажутся непривычными, но главное что они есть.
  • Вкусный синтаксический сахар, код становится намного короче и проще. Можно не писать скобки вокруг аргументов функции, для объявления списков и хеш-табличек приятный синтаксис: [a,b,c], [key1: value1, key2: value2]

В общем, почему языки типа Python/Javascript взлетели, а Groovy нет — для меня загадка. Для своего времени, когда в java даже лямбд не было, а альтернативы типа kotlin/scala только-только появлялись или ещё не существовали, Groovy должен был выглядеть реально интересным языком.

Именно гибкость синтаксиса groovy и динамическая типизация позволила в gradle создавать лаконичные DSL.

Сейчас в официальной документации Gradle примеры продублированы на Kotlin, и вроде как планируется переходить на него, но код уже не выглядит таким простым и становится больше похожим на обычный код:

task hello {
    doLast {
        println "hello"
    }
}

vs

tasks.register("hello") {
    doLast {
        println("hello")
    }
}

Впрочем, переименование в Kradle пока не планируется.


Стадии сборки

Их делят на инициализацию, конфигурацию и выполнение.

Идея состоит в том, что gradle собирает ациклический граф зависимостей и вызывает только необходимый минимум их них. Если я правильно понял, стадия инициализации происходит в тот момент, когда исполняется код из build.gradle.

Например, такой:

copy {
   from source
   to dest
}

Или такой:

task epicFail {
   copy{
      from source
      to dest
   }
}

Возможно, это неочевидно, но вышеуказанное будет тормозить инициализацию. Чтобы не заниматься копированием файлов при каждой инициализации, нужно в задаче использоваль блок doLast{...} или doFirst{...} — тогда код завернётся в замыкание и его позовут в момент выполнения задачи.

task properCopy {
    doLast {
        copy {
            from dest
            to source
        }
    }
}

или так

task properCopy(type: Copy) {
    from dest
    to source
}

В старых примерах вместо doLast можно встретить оператор <<, но от него потом отказались из-за неочевидности поведения.

task properCopy << {
    println("files copied")
}


tasks.all

Что забавно, с помощью doLast и doFirst можно навешивать какие-то действия на любые задачи:

tasks.all {
    doFirst {
        println("task $name started")
    }
}

IDE подсказывает, что у tasks есть метод whenTaskAdded(Closure ...), но метод all(Closure ...) работает намного интереснее — замыкание вызывается для всех существующих задач, а так же на новых задачах при их добавлении.

Создадим задачу, которая распечатает зависимости всех задач:

task printDependencies {
    doLast {
        tasks.all {
            println("$name dependsOn $dependsOn")
        }
    }
}

или так:

task printDependencies {
    doLast {
        tasks.all { Task task ->
            println("${task.name} dependsOn ${task.dependsOn}")
        }
    }
}

Если tasks.all{} вызвать во время выполнения (в блоке doLast), то мы увидим все задачи и зависимости.
Если сделать то же самое без doLast (т.е., во время инициализации), то у распечатанных задач может не хватать зависимостей, так как они ещё не были добавлены.

Ах да, зависимости! Если другая задача должна зависеть от результатов выполнения нашей, то стоит добавить зависимость:

anotherTask.dependsOn properCopy

Или даже так:

tasks.all{  task ->
   if (task.name.toLowerCase().contains("debug")) {
       task.dependsOn properCopy
   }
}


inputs, outputs и инкрементальная сборка

Обычная задача будет вызываться каждый раз. Если указать, что задача на основе файла А генерирует файл Б, то gradle будет пропускать задачу, если эти файлы не изменились. Причём gradle проверяет не дату изменения файла, а именно его содержимое.

task generateCode(type: Exec) {
    commandLine "generateCode.sh", "input.txt", "output.java"
    inputs.file "input.txt"
    output.file "output.java"
}

Аналогично можно указать папки, а так же какие-то значения: inputs.property(name, value).


task description

При вызове ./gradlew tasks --all стандартные задачи имеют красивое описание и как-то сгруппированы. Для своих задач это добавляется очень просто:

task hello {
    group "MyCustomGroup"
    description "Prints 'hello'"
    doLast{
        print 'hello'
    }
}


task.enabled

можно «выключить» задачу — тогда её зависимости будут всё равно вызваны, а она сама — нет.

taskName.enabled false


несколько проектов (модулей)

multi-project builds в документации

В основном проекте можно расположить ещё несколько модулей. Например, такое используется в андроид проектах — в рутовом проекте почти ничего нет, в подпроекте включается android плагин. Если захочется добавить новый модуль — можно добавить ещё один, и там, например, тоже подключить android плагин, но использовать другие настройки для него.

Ещё пример: при публикации проекта с помощью jitpack в рутовом проекте описывается, с какими настройками публиковать дочерний модуль, который про факт публикации может даже не подозревать.

Дочерние модули указываются в settings.gradle:

include 'name'

Подробнее про зависимости между проектами можно почитать здесь


buildSrc

Если кода в build.gradle много или он дублируется, его можно вынести в отдельный модуль. Нужна папка с магическим именем buildSrc, в которой можно расположить код на groovy или java. (ну, вернее, в buildSrc/src/main/java/com/smth/ код, тесты можно добавить в buildSrc/src/test). Если хочется что-то ещё, например, написать свою задачу на scala или использовать какие-то зависимости, то прямо в buildSrc надо создать build.gradle и в нём указать нужные зависимости/включить плагины.

К сожалению, с проектом в buildSrc IDE может тупить c подсказками, там придётся писать импорты и классы/задачи оттуда в обычный build.gradle тоже придётся импортировать. Написать import com.smth.Taskname — не сложно, просто надо это помнить и не ломать голову, почему задача из buildSrc не найдена).

По этой причине удобно сначала написать что-то работающее прямо в build.gradle, и только потом переносить код в buildSrc.


Свой тип задачи

Задача наследуется от DefaultTask, в которой есть много-много полей, методов и прочего. Код AbstractTask, от которой унаследована DefaultTask.

Полезные моменты:


  • вместо ручного добавления inputs и outputs можно использовать поля и аннотации к ним: @Input, @OutputFile и т.п.
  • метод, который будут запускать при выполнении задачи: @TaskAction.
  • удобные методы типа copy{from ... , into... } всё ещё можно вызвать, но придётся их явно вызывать для проекта: project.copy{...}

Когда для нашей задачи кто-то в build.gradle пишет

taskName {
    ... //some code
}

у задачи вызывается метод configure(Closure).

Я не уверен, что это правильных подход, но если у задачи есть несколько полей, взаимное состояние которых сложно контролировать геттерами-сеттерами, то кажется вполне удобным переопределить метод следующим образом:

override def configure(Closure closure){
    def result = super().configure(closure)
    // здесь проверить состояние полей/установить что-нибудь
    return result;
}

Причём даже если написать

taskName.fieldName value

то метод configure всё равно будет вызван.


Свой плагин

Подобно задаче, можно написать свой плагин, который будет что-то настраивать или создавать задачи. Например, происходящее в android{...} — полностью заслуга тёмной магии андроид плагина, который вдобавок создаёт целую кучу задач типа app: assembleDevelopDebug на все возможные сочетания flavor/build type/dimenstion. Ничего сложного в написании своего плагина нет, для лучшего понимания можно посмотреть код других плагинов.

Есть ещё третья ступенька — можно код расположить не в buildSrc, а сделать его отдельным проектом. Потом с помощью https://jitpack.io или ещё чего-то опубликовать плагин и подключать его аналогично остальным.


The end

В примерах выше могут быть опечатки и неточности. Пишите в личку или отмечайте с ctrl+enter — исправлю. Конкретные примеры лучше брать из документации, а на эту статью смотреть как на списочек того «как можно делать».

© Habrahabr.ru