Создатель Mastodon закрыл соцсеть для новых регистраций, пока TechCrunch пытается разглядеть за ней будущее

6607ee3cd7f67a9d1a2e096325899b6c.jpg

После покупки Twitter Илоном Маском и противоречивых прогнозов, куда заведёт соцсеть управление миллиардера, пользователи стали экспериментировать с другими платформами. И самой подходящей заменой Twitter была объявлена Mastodon. 

TechCrunch пообщался с создателем и единственным штатным сотрудником Mastodon Евгением Рочко, для которого популярность его сети обернулась головной болью. 

Mastodon — это соцсеть с открытым кодом, построенная на основе протокола ActivityPub. «Нецифровая экономика» описывает концепцию Mastodon как анти-Twitter: у Mastodon никто не определяет и не навязывает политику соцсети; пользователи могут создавать свои собственные сервер-коммьюнити, и если кого-то не устраивают правила в одном, можно выбрать другое или создать собственное коммьюнити. 

Создатель Mastodon, Евгений Рочко, родившийся в России и в 11 лет переехавший с семьёй в Германию, в настоящее время вынужден закрыть свою соцсеть для новых регистраций из-за наплыва желающих. Правда, он при этом отмечает, что «децентрализованный характер Mastodon и тот факт, что есть множество других серверов на выбор для регистрации, означают, что это решение не будет жертвой».

Евгений Рочко, источник: TechCrunchЕвгений Рочко, источник: TechCrunch

Примерно с конца октября Рочко наблюдает многократный рост количества пользователей Mastodon: мобильные приложения платформы загружаются в среднем около 4 тыс. раз в день, а в последний раз на пике было 149 тыс. скачиваний на Android-устройства и 235 тыс. — на iOS. На сегодняшний день 2,5 млн аккаунтов активны ежемесячно, на не менее чем 8,6 тыс. различных серверах. Mastodon управляет несколькими из них напрямую, и у крупнейшего, mastodon.social, 881 тыс. зарегистрированных пользователей, 210 тыс. из которых активны.

Mastodon создавалась как некоммерческая организация, финансируемая большей частью за счёт аккаунта Patreon. Сейчас он собирает около $31 тыс в месяц, а до того, как соцсеть стала преподноситься в качестве альтернативы Twitter, сборы не превышали $7 тыс. Работу Mastodon, кроме Рочко, поддерживают несколько сотрудников на фрилансе — из России, Австрии, Бразилии, США и Франции. Рочко получает зарплату €2,4 тысячи в месяц, остальные работают по ставке от €25 до €175 за час или вообще бесплатно. Создатель соцсети не включил и не планирует включать рекламу в состав службы хостинга. 

По словам Рочко, Mastodon должна и дальше оставаться некоммерческой организацией. Но он также рассматривает вариант «подобный модели Mozilla», где одна организация продолжит работу над основным продуктом, который останется некоммерческим, с открытым исходным кодом, а параллельно другая организация займётся коммерцией.

Рочко продолжает встречаться с инвесторами, но у него создаётся впечатление, что многие из желающих дать ему деньги не совсем понимают, что он делает, и одной из повторяющихся тем является идея дальнейшей коммерциализации. Пока большинство потенциальных инвесторов хотят каким-то образом попасть в основной продукт, и они не очень заинтересованы в устойчивом хостинговом бизнесе. 

© Habrahabr.ru