Сотовые операторы помогут банкам проверять достоверность данных клиентов
В июле прошлого года в Госдуму был внесен законопроект о создании сервиса для проверки банками сведений об абонентах мобильных операторов. На этой неделе комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять законопроект в первом чтении, его планируется рассмотреть 7 февраля, о чем сообщают «Ведомости».
По словам инициаторов законопроекта, он направлен на то, чтобы финансовые институты могли определять достоверность владельца номера телефона. Пользоваться сервисом смогут ЦБ, банки и операторы платежных систем.
В пояснении к законопроекту указано, что анонимные сим-карты, вернее, их использование, является угрозой для финансового рынка. К примеру, для денежных переводов без открытия банковского счета (суммы до 100 000 руб.) достаточно пройти процедуру упрощенной идентификации. Она предполагает подтверждение мобильного номера, так что недобросовестные клиенты могут использовать номера, которые куплены у нелегальных продавцов.
Сейчас сделать это не особо сложно. Только летом прошлого года МВД и Роскомнадзор изъяли более 20 тысяч сим-карт, предназначенных для незаконной продажи.
Кроме того, часто граждане жалуются банкам на долги предыдущих владельцев мобильных номеров. Такие номера авторы законопроекта называют токсичными. Их от одного абонента к другому передают операторы. Кредиторы же, которые желают взыскать долг с нового владельца номера, могут доставить человеку массу хлопот. Кроме того, «токсичные» номера могут использоваться для подтверждения юридических значимых действий граждан при взаимодействии с государственными системами и бюро кредитных историй.
Согласно разработанной концепции, создаваемый сервис не будет собирать и хранить информацию об абонентах. Работать она будет в виде шлюза, который перенаправляет запрос оператору. Запросы будут тарифицироваться, хотя как это будет происходить, неясно. В ответ на свой запрос банковская организация получает подтверждение соответствия номера имени абонента, кроме того, банк получает номер документа владельца номера, который удостоверяет его личность. Работу сервиса уже протестировали — это сделало ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи». Оператора системы должно определить правительство.
Благодаря новому сервису банки смогут проверить, кто пользуется телефоном — реальный владелец номера или посторонний человек. В то же время, персональные данные разглашаться не будут, поскольку операторы на запрос с ФИО и номером телефона будут отвечать, зарегистрировал ли он на конкретного человека или нет.
К слову, правительство уже дало положительный отзыв на законопроект. Есть отдельные моменты, которые чиновники рекомендуют исправить или доработать, они будут уточнены ко второму чтению. Авторы законопроекта считают, что затраты из бюджета на реализацию положений не потребуются.
Операторы связи недовольны готовящимися изменениями. Так, «Вымпелком» считает, что взаимодействие операторов и банков должно быть конкурентным, как прямым, так и с привлечением посредников. Об этом заявил руководитель GR Виталий Недыхалов. По его словам, единая система неоправданно монополизирует взаимодействие. С коллегой согласны представители Tele2. В «Мегафоне» считают, что сейчас операторы и банки вполне успешно обмениваются информацией, так что оператор не видит смысла в создании единого контролирующего посредника, о чем сообщил представитель Дмитрий Лукьянчиков. В МТС предлагают компромиссный вариант — прибегать к услугам единой системы или же к двухсторонним соглашениям.
Концепция альтернативного варианта уже готова. В сентябре 2018 года сенатор Людмила Бокова и депутат Николай Панков внесли в Думу законопроект, согласно которому банки и операторы заключают между собой договоры. Согласно им банк может получать данные абонента без дополнительного оповещения. Также банк может получить сведения о взаимодействии абонента с оператором. Например, о смене сим-карты, настройке переадресации вызовов и сообщений или же расторжении договора с абонентом. По мнению авторов законопроекта, он позволяет обезопасить дистанционное обслуживание клиентов банков.
Минутка заботы от НЛО
Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное: