Модели зрелости дизайна

Я давно собираю модели зрелости в рамках своей серии статей о паттернах дизайн-менеджмента. Серию начал в 2013 году со своей модели, вокруг которой дальше провязал конкретные методы и практики. Она сочетает в себе два подхода:

  • «лестница», по которой дизайн-команда поднимается вверх по мере взросления;
  • «луковица», где каждый слой можно развивать самостоятельно.


58247cf5a76059fbcf80cc29dff4031a.jpg
Инструмент мощный ― хорошая модель зрелости даёт пошаговую инструкцию о том, что делать на текущем этапе и как прокачать дизайн в компании дальше. Мы используем свой подход с 2013 года и это здорово ускорило обновления продуктов и организации. За это время от простой диаграммы мы пришли к развёрнутой долгосрочной стратегии. И она даёт ещё большую отдачу.

puxkfztigc3glsqnlqio2vnqszg.png

На прошлой неделе InVision предложили свою модель. Это 5 стадий взросления дизайн-команды ― от исполнителя до визионера. В дополнение к модели они опросили 2000 дизайнеров и попытались понять, как отличается зрелость в разных странах, отраслях и типах компаний.

22f1da1db85fe4193f3401e8df41ca24.jpg

Получился неплохой фреймворк, где карта развития команды представлена в виде лепестковой диаграммы ― это повторяет идею карты компетенций дизайнера, показывая текущее состояние и точки роста. В конце отчёта понятно, почему он получился удачным ― InVision наняли Leah Buley, которая делала похожее исследование для Forrester в 2015 году.

Большинство моделей зрелости используют первый подход, «лестницу»:

1998: Jonathan Earthy. У неё бесчисленное количество вариаций от самых разных авторов.

4fe9c1489eb5d8d0c07d4c8b1e8683c2.jpg

2006: Rosa Wu и Jess McMullin

37458e98016580f83af5b6531f92d853.jpg

2006: Jakob Nielsen

  1. Hostility Toward Usability
  2. Developer-Centered Usability
  3. Skunkworks Usability
  4. Dedicated Usability Budget
  5. Managed Usability
  6. Systematic Usability Process
  7. Integrated User-Centered Design
  8. User-Driven Corporation


2007: Danish Design Centre

9ec4e7dabada59f3aca4fc2343d1e287.jpg

2008: Bruce Temkin (Forrester). Очень похожа на классическую версию Jonathan Earthy и породила бесчисленное количество вариаций от Renato Feijo (2010), Normal Modes (2012), Natalie Hanson (2017) и многих других.

85548ea106c182ec63e12477c53ee1da.jpg

Более удачные варианты «лестницы» предлагают фреймворк с описанием действий на каждом шаге (интересный всплеск в 2015 году):

2004: Human Factors International

61b0733f0658222fcaba1a8b81326375.jpg

2013: Healthcare Information and Management Systems Society

099004feafc44e0388e85314764ca3f5.jpg

2014: Keikendo

c898fa9df8fb1469d309a8b46b058360.jpg

2015: Macadamian

176e635adc4933848cd402076662339b.jpg

2015: Nomensa

f3d020cbf419512a596d1ff99b4fd6c6.jpg

2015: Infosys

4bdd805450cb482e458418c03dbeb5e9.jpg

2015: Design Management Institute

6883dce6d4acc16caec6481da272569a.jpg

2018: Richard Banfield

3cd6acfaeb8e573d087fff6ff1386c36.jpg

Есть варианты просто фреймворков/чек-листов по разным критериям. Их очень много и они не всегда завязаны на модель зрелости, так что выделю парочку:

2012: Milan Guenther

5d658bb6748ac9c06d7afc52640c560c.jpg

2016: Forrester

717e1cfc1ffb240cd3e4e8d4c7e905e1.jpg

Совмещение «лестницы» и «луковицы»:

2017: Natalie Hanson

f539c899599324e8f07fe83c025ddf29.jpg

Чем-то похоже на «луковицу»:

2009: Sabine Junginger

e30cee7944a4038b9376ad24b3aadfcf.jpg

2017: David Service

4f090063b7227e245011a835dcedd757.jpg

Есть варианты с пирамидой:

2012: Stefan Klocek

04b98a3ca412d18bd7dfc43b02758cf0.jpg

И лепестковой диаграммой:

2018: Gebruiker Centraal
88a5d144e0e69d2796254fcbc9f230d7.jpg

Если собирать все вариации на основе популярных подходов, то за 20 лет наберётся с полсотни моделей зрелости (и это мы не смотрели на смежные профессии — собираю всё это добро в Pinterest). Зачем так много? Если откинуть задачу продажи консультантами своих услуг, то многообразие организаций и их реальных ситуаций не позволяет создать одну универсальную. Даже если цели системного улучшения дизайна у компаний похожи, особенности орг.структуры и процессов, а также историческое наследие создают уникальную ситуацию, где у каждого будет свой путь.

71e75823b4111f07a56dc125a2ad9ca5.jpg

Поэтому большинство моделей зрелости требует адаптации под ваши задачи. Я, конечно, не призываю вас добавить ещё одну диаграмму в и без того переполненный интернет, но трезво оценить ту, что вы возьмёте для себя ― полезный навык. Простые «лестницы» ограничено полезны ― шаги звучат чересчур абстрактно. Да и последовательно идти по ним не получится ― скорее, вы одновременно будете находиться на разных этапах зрелости, поскольку какие-то из обязательных подходов и методов уже внедрили, а какие-то нет.

Кстати, про модели зрелости я рассказываю на курсе о дизайн-менеджменте цифровых продуктов на Bang Bang Education. Места в первом потоке раскуплены, но второй уже объявлен — стартует 14 октября.

5c5b32bec353c212d463096a5ee46846.jpg

© Habrahabr.ru