СМИ: в ФАС пожаловались на тарифы «Яндекс Заправок» и ввод сервисного сбора для пользователей

x5x8akjauoyzndyt3510umby7we.jpeg

СМИ сообщили, что в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России поступили жалобы на новые изменения тарифов «Яндекс Заправок» и ввод сервисного сбора для пользователей.
По данным экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции, повышение тарифов «Яндекс Заправок» в полтора раза (до 3,6% от суммы покупки) и ввод дополнительного сервисного для пользователей значительно влияет на стоимость получения услуги в виде топлива. В «Яндексе» пояснили, что повышение стоимости услуг планировалось ранее, не выходит за приемлемые рамки, так как измеряется в единичных процентных пунктах, а сервисный сбор компании нужен, чтобы покрыть затраты сервиса и продолжать его масштабировать.

Представитель ФАС подтвердил «Известиям», что ведомство получило обращение с жалобами и рассмотрит все прилагаемые к нему документы. В обращении указано, что действия «Яндекс Заправок» могут побудить прочих агрегаторов ввести аналогичные сборы и тогда затраты россиян на топливо вырастут.

По информации СМИ, летом «Яндекс Заправки» увеличили для владельцев АЗС комиссию в приложении с 2,39 до 3,59% от суммы чека. С ноября компания ввела сервисный сбор для самих водителей в регионах за пользование приложением. Для автовладельцев в Санкт-Петербурге он составляет 9,99 рубля, для пользователей в Чувашии, Татарстане, Башкирии — 4,99 рубля. «В ближайшие месяцы сбор начнёт действовать во всех регионах работы сервиса. Он составит не больше 10 рублей независимо от объёма залитого топлива», — пояснил СМИ представитель «Яндекса».

Ранее Роспотребнадзор пришёл к выводу, что дополнительный ввод сервисного сбора агрегаторами нарушает нормы закона о защите прав потребителей. В агрегаторах считают наоборот. По мнению IT-компаний, сервисный сбор — это не дополнительная услуга, а плата за функционал приложения, имеющее самостоятельную ценность и являющееся результатом работы IT-команды. Суд РФ согласен с мнением Роспотребнадзора и уже был прецедент по искам клиентов, в котором суд наложил штраф в размере 10 тыс. рублей и выдал представление агрегатору об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения из-за ввода отдельного сервисного сбора.

В мае «Яндекс» с полугодовой отсрочкой, но всё же начал процедуру небольшого повышения тарифов «Яндекс.Заправок» для АЗС на 1,2 процентных пункта. Ранее стоимость услуг платформы была уже несколько лет (с 2019 года) фиксирована и составляла 1,99% плюс НДС от сумм платежей через приложение или же 2,39% в зависимости от контракта. После повышения тарифы сервиса «Яндекс.Заправок» для АЗС составят 2,99% плюс НДС или 3,59%. В настоящее время часть АЗС уже работают по повышенным тарифам.

Яндекс пояснил повышение тарифов «Яндекс.Заправок» для АЗС накопленными с 2019 года операционными издержками, включая резкий рост аудитории сервиса. Компания из своих средств расширяла возможности «Яндекс.Заправок» и не повышала комиссии для АЗС. Теперь настало время выровнять размеры комиссии до приемлемого уровня, чтобы была возможность далее масштабировать услуги сервиса и развивать его возможности для новых клиентов.

Сервис «Яндекс.Заправки» позволяет водителям оплачивать топливо, не выходя из машины. К этой системе «Яндекса» подключены более 8,5 тыс. АЗС по всей стране (всего в РФ около 24 тыс. АЗС). Количество пользователей сервиса — 4,5 млн клиентов в месяц, а с начала работы в нем зарегистрированы более 37 млн клиентов.

Яндекс в конце прошлого года планировал увеличении комиссии, которое было вызвано «необходимостью улучшения работы серверной части и обеспечения скорости функционирования приложения». Эксперты отрасли тогда пояснили, что повышение тарифов Яндекса больше всего повлияет на работу небольших заправочных сетей, а не крупных операторов, связанных с нефтепереработкой. По их мнению, независимым АЗС придётся либо повышать цены, чтобы компенсировать изменение тарифов, либо отказываться от работы с «Яндекс.Заправками».

Представитель Яндекса тогда подтвердил изменение тарифов и объяснил это тем, что они не менялись с начала 2019 года, а с того времени рост услуг сервиса достиг 1600%, и к нему подключаются все новые участники рынка. По его словам, «комиссия сервиса — это не наценка на литр бензина, а скидка с него, а утверждение о том, что её изменения могут привести к росту цен на бензин в стране, не имеют под собой никаких оснований и являются манипуляцией».

Позже Яндекс по просьбе владельцев АЗС перенёс повышение комиссии на май 2022 года. Причём тогда и сейчас ФАС в курсе ситуации, и ведомство готово принять меры в случае выявления нарушений законодательства.

В Российском топливном союзе заявили изданию, что выступают против роста тарифа агрегатора, так как эти повышения потом владельцы АЗС перекладывают на клиентов для компенсации разными способами, например повышением стоимости топлива или услуг.

В Яндексе не считают, что повышение комиссии может отразиться на рыночных ценах на бензин, так как АЗС с использованием этого сервиса получает конкурентное преимущество перед другими на розничном рынке.

© Habrahabr.ru