Следует ли Индии присоединиться к Китаю и российской лунной исследовательской станции?
Автор: Ajey Lele, вторник, 1 июня 2021 г.
Первоисточник
На прошлой неделе Южная Корея подписала Artemis Accords, став десятой страной, присоединившейся к Соглашению. Это последний признак продолжающихся глобальных усилий по изучению Луны и за ее пределами, включающих как государственные программы, так и многостороннее сотрудничество.
Разработка многосторонних механизмов для реализации крупных проектов в космической сфере — идея проверенная временем.
Artemis Accords NASA и китайско-российское предложение построить лунную исследовательскую станцию — две недавние программы, которые, как ожидается, повлияют на долгосрочное присутствие людей на Луне. История показывает, что достижение Луны — это не только демонстрация технологического превосходства, но и более масштабная геополитическая логика. Новые проекты для Луны также нуждаются в изучении на предмет возможного влияния этих проектов на будущее космической безопасности. Эти проекты дают возможность начать (или возобновить) дискуссию о необходимости разработки, основанного на правилах, механизма управления внеземными ресурсами.
Разработка многосторонних механизмов для реализации крупных проектов в космической сфере — идея не новая. В период после окончания холодной войны одной из самых успешных программ сотрудничества в космосе было строительство Международной космической станции. Благодаря этой программе удалось добиться двух десятилетий непрерывного присутствия человека в космосе. Программа NASA Artemis — это многосторонняя программа для полетов на Луну и за ее пределы. Хотя китайско-российская лунная исследовательская станция в настоящее время является двусторонним проектом, они стремятся иметь больше партнеров.
Программа NASA Artemis направлена на возвращение людей на Луну и выход за ее пределы с коммерческими и международными партнерами. Помимо США и Южной Кореи, страны-участницы, присоединившиеся к Artemis Accords, включают Австралию, Канаду, Италию, Японию, Люксембург, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенное Королевство и Украину (пока эта статья готовилась к публикации, Новая Зеландия объявила о подписании Соглашения.) Первым важным шагом в этой программе будет высадка людей на Луну уже в 2024 году.
Второй проект включает предложения Китая и России о строительстве лунной исследовательской станции либо на поверхности Луны, либо на лунной орбите. Идея состоит в том, чтобы построить эту станцию как научную базу с возможностью проведения длительных автономных экспедиций, где будут проводиться наблюдения и различные научные эксперименты на Луне и окололунном пространстве. Китай и Россия еще не объявили конкретных сроках реализации этого проекта, который, похоже, все еще находится на начальной стадии.
Сегодня в космической сфере существуют два конкурирующих блока. Один состоит из США и их союзников, а другой — России и Китая. Они выступают против почти всех идей друг друга в отношении космической безопасности.
Такие страны, как США, Россия и Китай, имеют очень успешные космические программы и на протяжении многих лет инвестировали в космическую деятельность большие ресурсы. У них есть свои индивидуальные программы для Луны (и Марса), и они уже достигли некоторых серьезных успехов. Однако, возможно, осознавая, что для реализации таких программ требуются значительные финансовые и технологические ресурсы — не говоря уже о дипломатических причинах, — эти государства также решили реализовать совместные программы.
Россия сотрудничает с США по проекту МКС, и США также очень хотели, чтобы она присоединилась к программе Artemis. Однако Россия решила сотрудничать с Китаем в исследовании Луны. Конгресс США запрещает практически все контакты между NASA и Китаем. Следовательно, маловероятно, что США и Китай будут сотрудничать в обозримом будущем в космосе.
Некоторые стороны, подписавшие Artemis Accords, также продолжают свои собственные планетарные программы. В 2022 году ОАЭ будут выполнять миссию на Луну с помощью Японии. Их орбитальный аппарат Hope для Марса был запущен в июле 2020 года и успешно вышел на марсианскую орбиту в феврале. Япония также планирует миссию по возвращению образцов со спутников Марса.
Artemis Accords прямо признает и подтверждает свою приверженность Договору о космосе (Outer Space Treaty — OST). Однако в Соглашениях удобно использовать механизм OST 1967 года, особенно в контексте управления космическими ресурсами. Важно отметить, что США находятся под прикрытием Закона Commercial Space Launch Competitiveness Act 2015 года и в будущем предполагают участвовать в односторонней эксплуатации небесных тел или осуществлять ее в рамках проекта Artemis. Две стороны, подписавшие Artemis Accords, Люксембург и ОАЭ, также создали национальное правове законодательство, которая позволяет их космической отрасли заниматься добычей полезных ископаемых на внеземных объектах.
В настоящее время добыча полезных ископаемых из внеземных тел не является проблемой для многих из-за отсутствия технологий для проведения какой-либо крупной планетарной деятельности по добыче полезных ископаемых. Однако в будущем эта ситуация изменится. Пятая миссия Китая на Луну, Chang’e 5, была миссией по возврату проб и принесла на Землю почти два килограмма почвы и камней в декабре прошлого года. Их следующая миссия на Марс, которая начнется в 2028 году, будет также миссией по возвращению образцов. В настоящее время марсоход NASA Perseverance занимается сбором образцов марсианской поверхности, которые будут доставлены на Землю двумя миссиями, запущенными после 2026 года. Кроме того, японский космический корабль Hayabusa2 вернулся на Землю в декабре с образцами астероида Рюгу.
Китай и Россия еще не представили подробностей своего конкретного предложения по строительству лунной исследовательской станции. Возможно, настало время для других стран присоединиться к этому проекту и обеспечить его развитие таким образом, чтобы Солнечная система продолжала оставаться общим наследием человечества. Маловероятно, что Китай и Россия позволят другим партнерам ослабить свое влияние в проекте, но это не должно останавливать попытки других возможных участников.
Сегодня в космической сфере существуют два конкурирующих блока. Один состоит из США и их союзников, а другой — России и Китая. Они выступают против почти всех идей друг друга в отношении космической безопасности. Они просто закрыты для идей с другой стороны. Это вредит любому возможному созданию, основанных на правилах, механизмов ведения деятельности в космосе.
Следовательно, существует потребность в «разумных» космических державах для прямого или косвенного арбитража. Например, в рамках эффективной стратегии взаимодействия такие государства, как Индия, могли бы присоединиться к российско-китайскому предложению о Лунной исследовательской станции. Россия и Индия уже много лет сотрудничают в космической сфере, поэтому Россия не должна возражать против присоединения Индии к этому проекту. Реальность, что Индия и Китай являются геополитическими противниками. Однако в области космоса у них действительно есть совместные усилия. Между этими странами подписаны «рамочные соглашения» в первые годы 21 века, однако это соглашение долгие годы бездействует. В сентябре 2014 года был подписан меморандум о взаимопонимании между Индией и Китаем, позволяя им поощрять обмен и сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства для исследований и разработок спутников дистанционного зондирования, связи и научных экспериментов. Теперь проект Лунной исследовательской станции дает возможность обеим странам претворить в жизнь такие бумажные обещания. На самом деле, в интересах Китая было бы пригласить Индию присоединиться к их лунному проекту.
Такие страны, как Индия, должны взять на себя инициативу по обеспечению справедливости в распределении планетарных ресурсов.
Во-первых, такое сотрудничество само по себе могло бы помочь в некоторой степени согласовать различия между ними: может быть, не на земле, но, по крайней мере, в области космического пространства. Было бы наивно полагать, что обе эти страны внезапно станут космическими товарищами, но такое сотрудничество может помочь укрепить доверие.
Во-вторых, Китай и Россия давно настаивают на своем проекте договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. Однако даже на обсуждение их проект не принимается. Однако Индия открыта для переговоров по этому договору в качестве юридически обязывающего участника на Конференции по разоружению.
В-третьих, Индия является частью многостороннего механизма развивающихся экономик БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Этот многосторонний механизм предусматривает обмен спутниковыми данными. Теперь у Индии, Бразилии и Южной Африки есть возможность присоединиться к Лунной исследовательской станции. Однако есть вероятность, что Бразилия может присоединиться к Artemis Accords в ближайшем будущем. Здесь Китаю и Индии необходимо проявлять большую дипломатическую активность и обеспечить, чтобы космос оставался важным пунктом повестки дня БРИКС. Наконец, не секрет, что США стремятся использовать (или использовать) Индию для противодействия китайскому влиянию в Азии. Программа лунных исследований предоставляет прекрасную возможность для взаимодействия Китая и Индии.
Такие страны, как Индия, должны взять на себя инициативу по обеспечению справедливости в распределении планетарных ресурсов. Artemis Accords и программа китайско-российской лунной исследовательской станции ясно указывают на то, что США и Китай заинтересованы в космической гегемонии и стремятся контролировать управление внеземными ресурсами в будущем. Такое сотрудничество, вероятно, обеспечит доминирование технически подкованных и богатых государств в процессе нормотворчества в космической сфере. Простая критика любых подобных попыток, сидя на заборе, не поможет. Государства с независимым мышлением обязаны сдерживать любые подобные попытки ведущих государств. Один из способов победить их в этой игре — присоединиться к игре.
Аджей Леле — старший научный сотрудник MP-IDSA, Нью-Дели. Взгляды личные.
Первоисточник