Самостоятельная оцифровка 8 мм кинопленки
Обнаружив у родителей в закромах шкафа несколько бобин с пленкой формата »8 Супер» понял, что их давно пора спасать и оцифровывать, даты съемки пленок 89–92 год прошлого века. Об изучении вымирающего рынка, стоимости, изготовления в статье и пойдет речь. Под катом фото и видео процесса.
Состояние пленок сильно отличалось, цветные пленки сохранились намного лучше, чем черно-белые. Но в любом случае деградация была налицо — выцветание, у некоторых пленок началось отслоение.
Изначально я планировал оплатить оцифровку пленки и этим быстро и просто решить вопрос, но при изучении рынка я понял, что это будет провальный вариант. У меня было около 120 минут пленок (8 бобин примерно по 15 минут). В среднем это 10 т.р. и не сильно зависит от города. Для семейного архива вроде приемлемо, память дороже, но при уточнении деталей получалось, что специализированного оборудования больше нет или не было. Самодельные решения даже при заявлениях на сайте о покадровой съемке (подробнее о технологиях ниже) делались на видеокамеру, что при текущем состоянии некоторых пленок было слишком самонадеянно по итоговому качеству.
Нашлось 3 основных метода оцифровки:
- Съемка на видеокамеру с экрана. Даже при идеальном качестве исходного материала на выходе получается сильно ухудшенная копия.
- Объектив в объектив. В основном предлагают снимать опять на видеокамеру, называют это покадровой съемкой, но по факту с помощью программы (которая кстати в открытом доступе) выкидывают повторные кадры и их смену. Качество лучше, но так как редактированию поддается плохо — изначальное состояние должно быть соответствующим.
- Честная покадровая съемка. Так как скорость в данном процессе влияния не оказывает, позволяет снимать в RAW форматах. Коммерчески этот вариант сейчас почему-то никто не предлагает (либо я не нашел).
Как видно из первой фотографии решил идти по 3 пути.
Конечный вариант алгоритма очень прост:
— команда на съемку передается в фотоаппарат;
— фотоаппарат делает снимок и скидывает его на ПК;
— пленка проматывается на один кадр;
— цикл повторяется.
В моей реализации есть небольшие нюансы, но о них позже.
Для наглядности сразу покажу видео работы:
Все основано на популярном для оцифровки проекторе «Русь». Основное преимущество это доступность и возможность выбора барабана двух форматов пленки 8 мм и »8 супер». У второй перфорация только с одной стороны и за счет этого увеличена площадь кадра более, чем на 30%. Дополнительно к этому проектор у меня просто был.
Из доработок:
— убран аттенюатор;
— заменен мотор, так как штатный не поддается ШИМ регулировке на малых скоростях;
— заменена лампа на светодиодную матрицу из 9 сегментов (поверх закрепил лист бумаги для равномерного освещения). Радиатор светодиода взял от очень старой, глючной видеокарты.
Фотоаппарат выбран далеко не самый оптимальный, но это был наиболее дешевый вариант из тех что я смог найти. Canon 1100D, младшая модель умеющая полноценно работать с Canon SDK. Гарантированный ресурс его затвора более 100 000 кадров, у меня примерно столько кадров и было, а камера досталась почти новой. Конечно камера без зеркала здесь подошла бы намного лучше, но и стоила бы значительно дороже, а так весь проект все равно получился дешевле стоимости коммерческой оцифровки.
У части читателей, наверняка возник вопрос, зачем эта монстроподобная конструкция:
Все упирается в фокусное расстояние и размер кадра на матрице. Есть вариант с использованием двух объективов, когда второй встречно развернут, но на мой взгляд два набора стекол хуже, чем один в данном случае. Требуется еще один переходник, да и опять-таки кольца у меня была были, а такой же второй объектив — нет. Длинна колец — 100 мм. Единственную деталь, которую я не смог сделать сам или купить готовую это переходник с объектива в крепление проектора. Ее мне выточили парни с которыми мы участвовали в Битве Роботов в Сочи. Кстати, эта конструкция позволяет делать вот такие снимки (зерно гречи):
Получив кучу файлов с номерами по возрастающей их очень удобно пакетно обрабатывать в Lightroom. Смену настроек я делал только при смене условий съемки, на самом деле на 15 минут кино, выходило не более 10 изменений. На данном этапе сказывается бонус от RAW, так как можно вытянуть пленки, которые уже почти не видно на экране. Тут можно залипнуть на долго — вопрос подхода, я удалять царапины и прочее не стал, пленка все таки. Далее все обработанные кадры закидываются в видеоредактор и в общем то все.
Кадр до пакетной обработки и после:
По софту все просто, заняло не более часа с учетом поиска. Для SDK Canon есть отличная оболочка EDSDKLib, добавил в ее работу виртуальный COM-порт. Команда сделать кадр — туда, обратно ждем команду об успешной перемотке. Единственный нюанс, что по каким то причинам камера иногда оставалась в режиме сброса файлов в ПК, решилось добавлением задержки после съемки.
Программа для Atmega написана в AVR Studio, выдает ШИМ на двигатель перемотки пока не сработает механический концевик. По уму его надо было делать оптическим, так как его хватает на 40 000 срабатываний максимум, но процесс уже шел и я не стал переделывать.
Итоговый результат (это не самый оптимум по было/стало, но зато многими узнаваемое место — Петергоф и его фонтаны в 1990 году, а не дачная серия):
Финальное качество разумеется сильно зависит от исходного состояния пленки, но в любом случае появляется возможность восстановить и главное сохранить частичку семейной истории.