С днём рождения, Джеф Раскин
«Интерфейс не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред». Азимов-Раскин
На фото: Джеф Раскин. То чувство, когда ты один знаешь, как сделать интерфейсы правильно, а весь мир делает не так.
Для тех, кто еще не знает Джеф Раскин (Jef Raskin) — специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Humane Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.
В день рождения (9 марта) старика-бунтаря Раскина, решил поделиться мыслями про интерфейсы в своей жизни. Какой интерфейс помогает лично вам в жизни, служит «усилителем интеллекта»?
Мой первый интерфейс, где я был максимально продуктивен на то время (и под задачи молодости) — DOS Navigator, затем его сменил Total Commander.
Возможно, мой мозг засох после выпуска из универа, но мне кажется, что все, что связано с интерфейсами, с тех пор стало только хуже (субъективно). Я даже перестал искать и пробовать, стал пользоваться первым, что под руку попадется (например, встроенный редактор в Хабре). Но если надо взяться за серьезный проект, где «думать надо», я спрыгиваю из гамака и снимаю лыжи открываю… CorelDraw X3.
Corel — самая крутая штука после белой доски на всю стену и десятка цветных маркеров. В Corel есть ZUI. Стабильный и рабочий ZUI. Для моих задач и того типа информации (много текста и много картинок) которым я оперирую, чтобы «думать», Corel подходит почти идеально (лучшего пока не нашел). Хотя, нет, вроде бы Palantir тоже имеет ZUI. (Радует, что и хабравчане шевелятся в этом направлении — icefall с его «Тектограммы — новое поколение майндмапов»)
Под катом немного наследия Джефа Раскина.
Джеф Раскин и его «первое яблоко»
Джеф и его портативные пк
Джеф и его банда
Складной велик
Рабочий стол
У Раскина патент на крыло аэроплана
Прототип «кошки» из картона
Молотками и шуруповертами
Кошка в разрезе
Запилим свой шрифт для удобства
Двойной курсор: черное — то, что можно удалить, серое — где начнется печать.
Пасхалка внутри кошки
Also try leaping (either way) to the pattern: QWERASDFZXCV [Press and hold the Leap key, press and hold SHIFT, type the first four letters of three rows on the keyboard: qwer asdf zxcv, release SHIFT, release Leap key]
press and hold USE FRONT N (the EXPLAIN command)
Прозрачность для пользователя
Раскин сделал джойстик для Apple //
Немного комиксов
Плакат
Вместе с Джобсом, Раскин нарисовал подсказку-инфографику по синтаксису
Jef Raskin said it was code.
Steve Jobs said it was art.
You decide.
Большая картинка
Книга
Книгу надо прочитать.
Элементы интерфейса часто можно называть привычными в том случае, что они могут легко использоваться «слепым» пользователем. Интерфейсы, построенные на основе принципов, изложенных в этой книге, часто могут использоваться даже слепыми пользователями, –, а по отношению к тому, что находится вне нашего локуса внимания, мы все являемся в самом прямом смысле слепыми.
Задача дизайнеров заключается в том, чтобы создавать интерфейсы, которые не позволяют привычкам вызывать проблемы у пользователей. Мы должны создавать интерфейсы, которые, во-первых, целенаправленно опираются на человеческую способность формировать привычки и, во-вторых, развивают у пользователей такие привычки, которые позволяют упростить ход работы. В случае идеального человекоориентированного интерфейса доля участия самого интерфейса в работе пользователя должна сводиться к формированию полезных привычек. Многие проблемы, которые делают программные продукты сложными и неудобными в использовании, происходят из-за того, что в используемом интерфейсе «человек-машина» не учитываются полезные и вредные свойства человеческой способности формировать привычки. Хорошим примером служит тенденция предусматривать сразу несколько путей решения одной и той же задачи. В этом случае множество вариантов приводит к смещению локуса внимания пользователя с самой задачи на выбор пути.
Полный список ачивок Раскина
«Я только «примечание» (footprint), но я горд быть этим «примечанием», и сам ей стал. В конечном счете, моя работа — выявление принципов и развитие теории дизайна интерфейсов, и эта работа, так как многие могли бы сделать то, что я сделал, — вероятно, тоже заслуживает не больше «примечания». Становление всемирной сети выглядит важнейшей частью компьютерной революции, если оглядываться на весь этот период открытий века.» Джеф Раскин
Вместе с компанией Edison продолжаем весенний марафон публикаций.
Я постараюсь докопаться до первоисточников IT-технологий, разобраться, как мыслили и какие концепции были в головах у первопроходцев, о чем они мечтали, каким видели мир будущего. Для чего задумывались «компьютер», «сеть», «гипертекст», «усилители интеллекта», «система коллективного решения задач», какой смысл они вкладывали в эти понятия, какими инструментами хотели добиться результата.
Надеюсь, что эти материалы послужат вдохновением для тех, кто задается вопросом, как перейти «от Нуля к Единице» (создать что-то, чего раньше и в помине не было). Хочется, чтобы IT и «программирование» перестали быть просто «кодингом ради бабла», и напомнить, что они задумывались как рычаг, чтобы изменить методы ведения войны образование, способ совместной деятельности, мышления и коммуникации, как попытка решить мировые проблемы и ответить на вызовы, вставшие перед человечеством. Как-то так.
0 марта. Сеймур Пейперт
1 марта. Xerox Alto
2 марта «Позвоните Джейк». История NIC и RFC
3 марта Грэйс «бабуля COBOL» Хоппер
4 марта Маргарет Гамильтон: «Пацаны, я вас на Луну отправлю»
5 марта Хеди Ламарр. И в кино обнаженной сняться и во врага торпедой пульнуть
7 марта Великолепная шестерка: девушки, которые термоядерный взрыв рассчитывали
8 марта «Видеоигры, я ваш отец!»