С днём рождения, Джеф Раскин

«Интерфейс не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред». Азимов-Раскин
image
На фото: Джеф Раскин. То чувство, когда ты один знаешь, как сделать интерфейсы правильно, а весь мир делает не так.

Для тех, кто еще не знает Джеф Раскин (Jef Raskin) — специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Humane Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.

image


В день рождения (9 марта) старика-бунтаря Раскина, решил поделиться мыслями про интерфейсы в своей жизни. Какой интерфейс помогает лично вам в жизни, служит «усилителем интеллекта»?

Мой первый интерфейс, где я был максимально продуктивен на то время (и под задачи молодости) — DOS Navigator, затем его сменил Total Commander.

Возможно, мой мозг засох после выпуска из универа, но мне кажется, что все, что связано с интерфейсами, с тех пор стало только хуже (субъективно). Я даже перестал искать и пробовать, стал пользоваться первым, что под руку попадется (например, встроенный редактор в Хабре). Но если надо взяться за серьезный проект, где «думать надо», я спрыгиваю из гамака и снимаю лыжи открываю… CorelDraw X3.

Corel — самая крутая штука после белой доски на всю стену и десятка цветных маркеров. В Corel есть ZUI. Стабильный и рабочий ZUI. Для моих задач и того типа информации (много текста и много картинок) которым я оперирую, чтобы «думать», Corel подходит почти идеально (лучшего пока не нашел). Хотя, нет, вроде бы Palantir тоже имеет ZUI. (Радует, что и хабравчане шевелятся в этом направлении — icefall с его «Тектограммы — новое поколение майндмапов»)

Под катом немного наследия Джефа Раскина.
39fac40eda8a448a9edb88aa92247e62.jpg
Джеф Раскин и его «первое яблоко»

d77d1f3de4f548d384bb8f2c11ef4702.jpg
Джеф и его портативные пк

image
Джеф и его банда

image
Складной велик

image
Рабочий стол

image
У Раскина патент на крыло аэроплана

image
Прототип «кошки» из картона

image
Молотками и шуруповертами

image
Кошка в разрезе

image
Запилим свой шрифт для удобства

image
Двойной курсор: черное — то, что можно удалить, серое — где начнется печать.

image
Пасхалка внутри кошки

инструкция

Also try leaping (either way) to the pattern: QWERASDFZXCV [Press and hold the Leap key, press and hold SHIFT, type the first four letters of three rows on the keyboard: qwer asdf zxcv, release SHIFT, release Leap key]
press and hold USE FRONT N (the EXPLAIN command)

image
Прозрачность для пользователя

1164f4b14d5644a9bbae584ee9bda538.jpg
Раскин сделал джойстик для Apple //

image
Немного комиксов

Плакат


Вместе с Джобсом, Раскин нарисовал подсказку-инфографику по синтаксису

Jef Raskin said it was code.
Steve Jobs said it was art.
You decide.


image
Большая картинка

Книга

image

Книгу надо прочитать.

Элементы интерфейса часто можно называть привычными в том случае, что они могут легко использоваться «слепым» пользователем. Интерфейсы, построенные на основе принципов, изложенных в этой книге, часто могут использоваться даже слепыми пользователями, –, а по отношению к тому, что находится вне нашего локуса внимания, мы все являемся в самом прямом смысле слепыми.

Задача дизайнеров заключается в том, чтобы создавать интерфейсы, которые не позволяют привычкам вызывать проблемы у пользователей. Мы должны создавать интерфейсы, которые, во-первых, целенаправленно опираются на человеческую способность формировать привычки и, во-вторых, развивают у пользователей такие привычки, которые позволяют упростить ход работы. В случае идеального человекоориентированного интерфейса доля участия самого интерфейса в работе пользователя должна сводиться к формированию полезных привычек. Многие проблемы, которые делают программные продукты сложными и неудобными в использовании, происходят из-за того, что в используемом интерфейсе «человек-машина» не учитываются полезные и вредные свойства человеческой способности формировать привычки. Хорошим примером служит тенденция предусматривать сразу несколько путей решения одной и той же задачи. В этом случае множество вариантов приводит к смещению локуса внимания пользователя с самой задачи на выбор пути.


Полный список ачивок Раскина

«Я только «примечание» (footprint), но я горд быть этим «примечанием», и сам ей стал. В конечном счете, моя работа — выявление принципов и развитие теории дизайна интерфейсов, и эта работа, так как многие могли бы сделать то, что я сделал, — вероятно, тоже заслуживает не больше «примечания». Становление всемирной сети выглядит важнейшей частью компьютерной революции, если оглядываться на весь этот период открытий века.» Джеф Раскин


Вместе с компанией Edison продолжаем весенний марафон публикаций.

Я постараюсь докопаться до первоисточников IT-технологий, разобраться, как мыслили и какие концепции были в головах у первопроходцев, о чем они мечтали, каким видели мир будущего. Для чего задумывались «компьютер», «сеть», «гипертекст», «усилители интеллекта», «система коллективного решения задач», какой смысл они вкладывали в эти понятия, какими инструментами хотели добиться результата.

Надеюсь, что эти материалы послужат вдохновением для тех, кто задается вопросом, как перейти «от Нуля к Единице» (создать что-то, чего раньше и в помине не было). Хочется, чтобы IT и «программирование» перестали быть просто «кодингом ради бабла», и напомнить, что они задумывались как рычаг, чтобы изменить методы ведения войны образование, способ совместной деятельности, мышления и коммуникации, как попытка решить мировые проблемы и ответить на вызовы, вставшие перед человечеством. Как-то так.

0 марта. Сеймур Пейперт
1 марта. Xerox Alto
2 марта «Позвоните Джейк». История NIC и RFC
3 марта Грэйс «бабуля COBOL» Хоппер
4 марта Маргарет Гамильтон: «Пацаны, я вас на Луну отправлю»
5 марта Хеди Ламарр. И в кино обнаженной сняться и во врага торпедой пульнуть
7 марта Великолепная шестерка: девушки, которые термоядерный взрыв рассчитывали
8 марта «Видеоигры, я ваш отец!»

© Habrahabr.ru