С++ без классов?

0be5e7695ce8acb39fcdded487f407f5.jpg

Классы — это скорее всего первое, что добавил Страуструп в далёких 1980х, ознаменовав рождение С++. Если представить, что мы археологи древних плюсов, то косвенным подтверждением этого факта для нас будет this, который по прежнему в С++ является указателем, а значит, скорее всего, он был добавлен до «изобретения» ссылок!

Но речь не про это, пора окинуть взглядом пройденный с тех пор путь, изменение и языка и парадигм, естественный отбор лучших практик, внезапные «великие открытия» и понять к чему это всё привело язык, который когда то вполне официально назывался С с классами (ныне мем).

В конце (СПОЙЛЕР) мы попытаемся превратить С++ в функциональный язык за несколько простых действий

Для начала рассмотрим базовое применение классов:

class Foo : public Bar { // наследование
  public:
  int x;
};
// абсолютно то же самое но struct
struct Foo : Bar {
  int x;
};

Уже на этом простом примере можно заметить, что во времена добавления классов господствовало ООП, инкапсуляция, наследование, всё такое. Поэтому было принято решение, что класс по умолчанию приватно наследуется и поля у него тоже по умолчанию все приватные. Практика показала, что

  • приватное наследование это чрезвычайно редкий зверь, практически не обитающий в реальном коде

  • у вас всегда есть что-то публичное, но не всегда есть что-то приватное

И если изначально сишный struct не обладал возможностями класса по добавлению методов, конструкторов и деструкторов, то на данный момент struct отличается от класса исключительно этими двумя параметрами по умолчанию, а значит каждое использование class в вашем коде скорее всего просто добавляет лишнюю строку. Но добавление struct всех этих возможностей лишь первый шаг на пути от классов

Но ведь у class есть ещё много значений! Давайте посмотрим на них все!

В шаблоне:

template  // same as template
void foo() { }

Пожалуй единственное применение этой возможности в 2к22 году это запутывание читателя, хотя некоторые используют ради экономии аж 3 букв. Не будем судить их.

В шаблоне, но не так бесполезно (для объявления шаблонных шаблонных параметров)

// функция которая в качестве шаблонного аргумента принимает шаблон с одним аргументом
template class T>
void foo() { }
// since C++17
template typename T>
void foo() { }
// забавно, но вот так нельзя
template class T> // ошибка компиляции
void foo() { }

В С++17 эта возможность устарела и теперь можно писать typename без каких либо проблем. Как видите мы всё дальше уходим от class…

Знающие С++ читатели явно вспомнят, что есть же ещё enum class! Тут то уж точно никак его не заменить, как отвертеться?

Не поверите, но это работает:

enum struct Heh { a, b, c, d };

Итого, что мы имеем — на данный момент в С++ нет ни одной реальной необходимости использовать ключевое слово class, что забавно

Но ведь это ещё не всё! Слава богам, что С++ не был привязан ни к какой парадигме и смерть class практически ничего не меняет. Что же происходило с другими «отраслями» программирования?

В середине девяностых внезапно свершились сразу два великих открытия в плюсовом мире — стандартная библиотека шаблонов (STL) и метапрограммирование на типах

Оба открытия очень «функциональные», в STL алгоритмах оказалось, что гораздо удобнее и гибче использовать шаблоны свободных функций вместо методов, а кроме того стоит конечно выделить begin / end / size / swap, которые за счёт того что не являются методами свободно добавляются сторонним типам и работают на фундаментальные, такие как массивы из С, в шаблонном коде.

Метапрограммирование на шаблонах же является чистокровно функциональным, так как там по определению нет глобального состояния и мутабельности, зато есть рекурсия и монады

Функции и методы тоже кажутся чем-то устаревшим, когда существуют лямбды (функциональные объекты). Ведь по сути функция — это функциональный объект без состояния. А метод это функциональный объект без состояния принимающий к тому же ссылку на тип, в котором объявлен.

Вот кажется мы и подошли к той точке, где накопилось достаточно поводов превратить С++ в функциональный язык… Ну что же, начнём!

Если вдуматься, то всё чего нам не хватает — замена функциям, методам и каррирование, встроенное в язык — что сравнительно просто реализовать на современном С++:

Возьмём волшебный жезл и мантию метамага:

// всё что делает этот тип - хранит остальные типы
template
struct type_list;

// реализацию этого можно найти по ссылке,
// основной функционал - взятие сигнатуры функции по типу
template
struct callable_traits;

Теперь собственно объявим тип замыкания, которое будет на компиляции хранить любую лямбду и давать необходимые нам операции:

template
struct closure;
template
struct closure> {
  F f; // храним лямбду!
  // Не наследуемся, потому что это может быть указатель на функцию!
  // see below
};

Что тут происходит? Есть только одна специализация closure, в которой находится основная логика, каким образом туда попадает type_list с сигнатурой функции и типом мы рассмотрим ниже

Перейдём к основной логике:

Итак, для начала нужно научить лямбду вызываться…

  R operator()(Args... args) {
    // static_cast, потому что Args... это независимые
    // шаблонные аргументы в этой точке(они уже известны в типе closure)
    return f(static_cast(args)...);
  }

Ок, это было несложно, добавим же каррирование:

// вспомогательная свободная функция, от которой мы позже избавимся
template 
auto make_closure(T&& value) {
  return closure>>(std::forward(value));
}
// Учимся находить первый тип в паке параметров
// и выдавать "тип-ошибку", если типов 0
template
struct first : std::type_identity {
};
template
struct first : std::type_identity {};

// внутри closure
auto operator()(first_t value)
      requires(sizeof...(Args) > 1)
  {
    return [&](type_list) {
      return make_closure(std::bind_front(*this, static_cast&&>(value)));
    }
    (type_list{});
  }

Тут нужно немного больше объяснений… Итак, мы считаем что если нам дали один аргумент и функция не вызывается с одним аргументом, то это каррирование. Принимаем мы «реально» тот тип, который в сигнатуре указан первым.

Возвращаем лямбду, которая принимает на один тип меньше и запомнила первый аргумент.

Впринципе наша лямбда уже готова. Но остался последний штрих — что если функция вызывается с одним аргументом? Как её каррировать? И тут на помощь приходит философия.

Что есть каррированная функция с одним аргументом, при учёте отсутствия глобального состояния в функциональных языках? Ответ неочевидный, но он прост. Это значение! Любой вызов такой функции просто является значением результирующего типа и оно всегда одно и то же!

Так что мы можем добавить оператор приведения к результирующему типу, но только для ситуации когда аргументов 0!

  // в closure
  operator R()
      requires(sizeof...(Args) == 0) {
    return (*this)();
  }

Стоп! А мы не забыли ничего? Как же пользователь будет пользоваться этим, нужно же указывать тип? С++ об этом позаботился, CTAD (class (heh) template argument deduction) позволяет нам написать подсказку для компилятора как выводить тип, выглядит она так:

template
closure(F&&) -> closure::func_type, std::decay_t>>;

И наконец мы можем наслаждаться результатом работы:

// Замена глобальным функциям:
#define fn constexpr inline closure
void foo(int x, float y, double z) {
  std::cout << x << y << z << '\n';
}
fn Foo = foo; // здесь могла бы быть и лямбда тоже

int main() {
  // каррирование
  Foo(10, 3.14f, 3.1); // просто вызов
  Foo(10)(3.14f, 3.1); // каррирование на 1 аргумент и потом вызов
  Foo(10)(3.14f)(3.1); // каррирование до конца
  // closure возвращающая closure
  closure hmm = [](int a, float b) {
    std::cout << a << '\t' << b;
    return closure([](int x, const char* str) {
      std::cout << x << '\t' << str;
      return 4;
    });
  };
  // Первые 2 аргумента для hmm, вторые 2 для возвращаемой ею closure
  hmm(3)(3.f)(5)("Hello world");
  // ну и мы поддерживаем шаблонные лямбды/перегруженные функции через вот такую вспомогательную функцию
  auto x = make_closure([](auto... args) {
    (std::cout << ... << args);
    return 42;
  });
  // Что несомненно удобно, если вы когда то пробовали захватить по другому
  // перегруженную функцию
  auto overloaded = make_closure(overloaded_foo);
}

Полный код со всеми перегрузками (для производительности) (С++23 deducing this решит эту проблему):

https://godbolt.org/z/E1b3b6j34

Версия с type erasure для удобного рантайм использования здесь в examples:

https://github.com/kelbon/AnyAny

© Habrahabr.ru