РСПП просит запретить единому измерителю рунета продавать данные без согласия владельцев сайтов
Комиссия по связи Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) попросила запретить будущему единому измерителю рунета продажу данных без согласия владельцев сайтов. В РСПП опасаются, что данный измеритель будет получать сведения об аудитории от видеосервисов бесплатно и сможет продавать их конкурентам этих платформ.
Замечания направили Минцифры. Комиссия предлагает запретить продажу и распространение информации об аудитории отдельных интернет-ресурсов и результатов исследования на их базе, если владельцы сайтов не давали на это согласия.
Проект постановления с правилами работы измерителя появился на regulation.gov.ru 15 июля. В соответствии с законом, интернет-СМИ, аудиовизуальные сервисы, новостные агрегаторы должны передавать единому измерителю сведения о своих посетителях. Измерителя выберет Роскомнадзор. При этом источники на медиарынке уверены, что им станет компания Mediascope, которая уже ведет подсчет зрителей телеканалов.
В Минцифры уже заявили, что распространение и использование данных измерителем «строго регламентируется законом», и он не может применять их в любых целях, кроме измерения аудитории.
Директор по работе с госорганами «Триколора» Владимир Трунов отмечает, что бизнес не против распространения обезличенных исследований без указания конкретных ресурсов.
Mediascope, которая подсчитывает аудиторию телеканалов уже 20 лет, продает эти данные по закрытой подписке, не получая разрешений от телеканалов. Однако данные Mediascope не такие детализированные, как требуется от интернет-площадок. В июле Минцифры опубликовало список этих данных. Они включают ID пользователя и данные о его оборудовании, в том числе о разрешении экрана; информацию о любом посещении ресурса с указанием точного времени и даты; IP-адрес, если пользователь посещал ресурс через браузер; полные сведения о просматриваемом контенте, включая заголовки новостей.
Отрицательные отзывы по порядку работы единого измерителя уже представили «Триколор», МТС, «ЭР-Телеком», Megogo, «Вымпелком» и «МегаФон». По их мнению, состав собираемых данных выглядит избыточным, а часть и вовсе составляет тайну связи. Роскомнадзор в августе уточнил порядок работы единого измерителя рунета. Согласно новым правилам, соглашении о передачи данных будут формировать индивидуально с каждой компанией. Однако ведомство не сократило требуемый объем данных.
В ivi и Megogo уже поддержали позицию РСПП. «Публикация аудиторных данных несет в себе коммерческие риски, так как позволяет другим участникам рынка использовать эту информацию для получения собственной выгоды и конкурентного преимущества», — пояснили в ivi. Гендиректор «Megogo Россия» Виктор Чеканов считает, что компания «как источник данных вправе принимать решение о том, где и кем эта информация будет использована, тем более когда речь идет о коммерческих целях».