Россельхозбанк переходит на отечественные решения: рассказываем о нашем выборе
Последние несколько лет в России проходят под флагом миграции на российские аналоги зарубежных сервисов. В 2022 году эта проблема проявилась особенно остро, вынудив многие компании в экстренном режиме искать отечественную замену привычным решениям, как в области ПО, так и в железе. Мы также столкнулись с такой задачей. В новом материале Григоренко Вадим Андреевич, исполнительный директор Департамента информационных технологий Россельхозбанка (РСХБ), рассказывает о переходе РСХБ на продукты российских компаний, какие решения использовали до этого и чего до сих пор очень не хватает.
Серверы
В корпоративном сегменте многие привыкли работать на импортном железе. Но если вскрыть представленные сейчас российские решения можно обнаружить, что они особо не отличаются от импортных. Все прекрасно понимают, что микроэлектроника азиатская, и в этом плане ничего не изменилось. На решение больше влияет качество сборки и самого софта.
Раньше РСХБ закупал серверы у лидеров, таких как HP, Lenovo, IBM, Oracle и Huawei. У них уже достаточно продуманные решения. Конечно, представленное в России железо по сравнению с импортными имеет ряд ограничений и минусов. Но для многих задач его более чем хватает. В отношении имеющихся минусов — компании движутся к их устранению, набираются опыта и развивают продукты.
В РСХБ уже прошли две поставки российских серверов отечественных вендоров DEPO и «Звезда». Они пока не ставятся на уровень критичных систем банка, но в целом уже внедрены в продуктивную и тестовую среду, постепенно на них разворачиваются тестовые системы РСХБ или мигрируют уже существующие не первого уровня критичности. До конца 2023 года банк доведет долю использования отечественных серверов до 15% (около 170 серверов) от общей инсталляционной базы. В 2024 году планируется увеличить этот показатель до 40%.
В серверах DEPO и «Звезда» используются процессоры Intel Xeon 2 и 3 поколений. К сожалению, в РСХБ нет серверов с отечественными процессорами. При этом банк готов поддержать подобные решения, если они будут подходить под заявленные требования.
Вендоров РСХБ выбирает на основании открытого конкурса. Решения обязательно должны быть в Реестре телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП), иметь нужную производительность и успешно пройти тесты на территории банка. В текущем конкурсе таких компаний уже больше пяти. В РСХБ довольно широкие требования, и многие компании могут им соответствовать.
Переходим на Linux
В Россельхозбанке в инфраструктуре уже давно в небольших количествах эксплуатируются серверные версии Astra Linux и Alt Linux. В будущем доля Linux-систем также будет расти. Дополнительных проблем переход на новую систему не вызывает.
В первую очередь к переезду на Linux-системы должны быть готовы программные продукты. В банке реализуется отдельная программа по подстраиванию продуктов под существующие инфраструктурные решения. В тестовом сегменте в РСХБ развернули зону с импортозамещенными решениями, где можно экспериментировать при адаптации программных продуктов. В этой зоне кроме Linux-систем есть российские СУБД и виртуализации.
Банк не планирует останавливаться на Astra Linux и Alt Linux. В этом году РСХБ собирается проводить большой конкурс на закупку российских ОС для серверов и для рабочих станций.
На небольшой доле рабочих станций в банке, кстати, уже используется Astra Linux. В ближайшее время планируется наращивать долю развертывания. Она должна превалировать над долей машин с Windows. Это сложный процесс, даже сложнее, чем с серверами. Не все программные продукты банка готовы работать с какими-либо системами, кроме Windows. Все приходится самостоятельно развертывать в тестовой среде, адаптировать и проверять. От части решений в скором времени откажемся в пользу других, не требующих подобных манипуляций.
С Microsoft Office на Р7-Офис
До сравнительно недавнего времени РСХБ закупал офисные решения Microsoft, и лицензия на пакет действует до сих пор. При этом банк давно начал активный переход на офисный пакет Р7-Офис — уже приобрели 9270 лицензий и продолжаем наращивать объемы закупок. Решения выбираются на основе открытых конкурсов, в которых может поучаствовать любой вендор. Р7-Офис полностью устроил и ценой, порой в два раза ниже, чем у других участников конкурса, и своей функциональностью.
Р7-Офис поддерживает те же форматы документов, что и Microsoft Office, которые при открытии не переформатируются, что очень удобно. В целом переходить на Р7-Офис оказалось не так болезненно, как многие полагают. При сравнении с Microsoft Word грандиозные отличия замечены не были, а Powerpoint в какой-то степени даже оказался менее удобным. Другое дело Excel — в этом плане к российскому решению еще стоит привыкнуть из-за заметной разницы в функциональности.
В целом команда Р7-Офис принимает претензии и предложения по доработке продукта, в том числе от наших технических специалистов. Периодически специалисты РСХБ отправляют в компанию отчеты и рекомендации. Коллеги из Р7-Офис быстро выходят на реализацию и отработку претензий. Кроме того, Р7 ведет блог с «лайф‑хаками» как облегчить жизнь пользователю Р7. Есть центр поддержки с подробным описанием вопросов, связанных с работой Р7 (и макросы, и API, и плагины и многое другое), а также Telegram-канал, в котором разработчики оперативно отвечают на различные вопросы.
При развертывании пакета Р7-Офис в РСХБ проблем не было, все прошло бесшовно. Переход сотрудников также проходит мягко, поскольку работники пока могут параллельно пользоваться решением Microsoft ввиду действующей лицензии. Жестко на Р7-Офис мы сейчас никого не загоняем. На старте в некоторых департаментах сотрудники были слегка напуганы, но испуг прошел буквально за день два, когда успели опробовать новое решение. Большого негатива в компании не наблюдалось. Постепенно доля использования нового офисного пакета растет.
В свое время Россельхозбанк закупил более 25 тысяч лицензий Microsoft Office для своих сотрудников и пока может себе позволить пользоваться зарубежным решением. При этом к концу этого года банк планирует перевести 100% сотрудников на пакет Р7-Офис.
ВКС
Что касается видеоконференцсвязи (ВКС), тот тут вопрос был решен задолго до 2022 года. В РСХБ уже более 8 лет есть действующий контракт с российской компанией TrueConf. Сначала платформа появилась на уровне региональной сети, после чего была внедрена во всем Банке.
Главный плюс TrueConf — возможность самостоятельно настраивать ограничения по пропускной полосе. Зачастую офисы банка установлены в весьма удаленных регионах России, где услуги по ширине пропускной способности канала связи либо отсутствуют, либо очень дорогие. Следовательно, для исключения лишних затрат при сохранении возможности пользоваться ВКС в региональной структуре был сделан выбор в пользу решения с возможностью ограничения пропускной полосы до 512 кбит на соединение, что очень хороший показатель.
Как правило, иностранные компании в погоне за качеством видео не идут на введение подобных ограничений. Но на совещаниях разрешение FullHD и выше не так уж и нужно. Человека не нужно разглядывать в максимально возможном качестве. Главное — видеть лицо, реакции и так далее. Качество картинки при 512 кбит вполне позволяет это сделать.
В период пандемии остро встал вопрос выбора облачного сервиса, поскольку значительная часть сотрудников перешла на удаленный режим работы, появились сотрудники на аутсорсе и подрядчики. Разворачивание этого сервиса внутри потребовало бы значительных ресурсов, кроме того, не хочется во внутреннюю инфраструктуру приводить людей извне по соображениям безопасности. Поэтому было принято решение использовать внешний облачный сервис TrueConf. Часть сотрудников подключается через внутреннюю структуру, другая часть — через внешнюю.
Ещё один важный плюс — TrueConf входит в реестр отечественного ПО, что для РСХБ довольно критично при принятии решений. Кроме того, компания регулярно выпускает обновления, в том числе основанные на обратной связи от технических специалистов банка. Видна нацеленность коллег на результат.
К сожалению, переход сотрудников на TrueConf происходит не так спокойно, как на Р7-Офис. Работники часто жалуются на решение, и, действительно, есть вещи, с которыми неудобно работать. Со временем благодаря обратной связи проблем с TrueConf становится меньше. Например, раньше были нюансы с включающейся камерой. Теперь их нет, и сервис работает одинаково хорошо как на ПК, так и на устройствах с Android и iOS. Качественная регистрация претензий в данном случае стала ключевым стимулом к улучшению продукта.
СХД
Сейчас на российском рынке СХД два основных игрока, но в скором времени ожидается прибавление новых. Уже есть подходящие решения, и наше тестирование это доказало. В частности, тестировались AllFlash СХД: Yadro TATLIN.UNIFIED и Aerodisk N2 от компании «Аэродиск». После него было принято решение провести конкурс. В этом году Банк уже приобретет новую системы у компании-победителя. Сейчас в РСХБ используются решения Huawei, NetApp, HP и других крупных известных игроков.
Российские СХД по сравнению с зарубежными решениями на текущий момент проигрывают в функционале. Но в целом отечественные СХД уже способны закрыть значительную часть задач. Перспективы развития отечественных систем положительные. К концу 2023 года банк рассчитывает увеличить долю отечественных СХД в инфраструктуре до 15% от общего числа, к концу 2024 года — до 40%.
Стоит отметить, что РСХБ ориентирован на переход с классических СХД на гиперковергентные. Подобных решений сейчас на рынке гораздо больше и шире выбор. Такая перестройка инфраструктуры позволяет закрывать определенный круг задач поставками отечественных серверов с дисковыми полками. В целом наиболее критичным моментом сейчас является перестройска архитектуры под доступные решения.
Очень нужно, но пока нет
Смешно, но сейчас в России нет подходящих многофункциональных устройств (МФУ). Казалось бы, это довольно простое решение. Но, к сожалению, в ТОРП нет ни одного российского производителя МФУ, у которого можно было бы закупать устройства, подходящие под все критерии программы по импортозамещению. Есть куча компаний, разрабатывающих подходящий софт, и ни одной компании с подходящими МФУ.
Приобретение оборудования не из ТОРП нельзя будет внести в отчет по программе импортозамещения, контролируемой Минцифры РФ. Регулятор строго следит за процессами перехода на российские продукты.
***
Если подытожить, каких-то просадок при переходе на российские решения не было. За все время миграции в РСХБ не останавливали ни один процесс, не вводили ограничений с точки зрения ресурсов и не останавливали программы развития. Все нужные мощности приобретаются на российском рынке.
Также РСХБ занимается развитием собственных систем. Один из самых грандиозных проектов — разработка собственного частного облака. Оно базируется на OpenStack решении и собственных доработках. Это классическое частное облако с порталом, куда может зайти пользователь в рамках выделенного под него пула ресурсов. В облаке пользователь без заявок и дополнительных согласований может управлять ресурсами, разворачивать системы, софт и так далее. Развитие подобных технологий в банке считают одним из наиболее перспективных направлений. Решение уже зарегистрировано в реестре. В будущем, вероятно, частное облако РСХБ даже будет выведено на рынок.
О четырех основных продуктах РСХБ-Интех, уже отлаженных и активно используемых в банке, можно почитать в отдельной статье.