«РосКомСвобода» выпустила «Рейтинг соблюдения цифровых прав». Хабр снова в топе
«РосКомСвобода» опубликовала свой «Рейтинг соблюдения цифровых прав». Хабр оказался на 4-м месте.
Эксперты оценивали 14 популярных веб-сервисов Рунета по параметрам раскрытия данных в рамках взаимоотношений с государственными органами, соблюдения стандартов по защите цифровых прав человека, принятия усилий для обеспечения прав пользователей на свободу информации и тайну частной жизни.
Рейтинг выглядит так (максимальный — 100%):
Яндекс. Дзен (62,16%),
Яндекс.Маркет (58,11%),
Яндекс (54,05%),
Хабр (51,35%),
Пикабу (44,59%),
ВКонтакте (40,54%),
Озон (36,49%),
Живой журнал (35,14%),
Вайлдберриз (31,08%),
Авито (29,73%),
ВК (28,38%),
Одноклассники (28,38%),
Сбер (22,97%),
Мой мир (21,62%).
Авторы рейтинга отмечают, что большинство компаний полностью или частично раскрывают информацию о том, какие данные и как они собирают о пользователях. При этом сервисы группы е-commerce собирают большой массив данных, в том числе чувствительных, которые эксперты посчитали излишними.
Массовые утечки данных произошли у Яндекса («Яндекс.Еда») и Пикабу. В итоге Яндекс опустился с первого места рейтинга на третье, а Пикабу вместо третьего получил пятое место.
Пикабу, Хабр и Яндекс публикуют отчеты о прозрачности, но в них отсутствует разбивка по категориям запрашиваемых данных о пользователях. В отчете Яндекса отражена информация не по всем сервисам.
Только Пикабу, Хабр и Яндекс раскрывают информацию о количестве запросов правоохранительных органов. ВКонтакте и Яндекс не сообщают пользователям о том, что в их отношении поступили такие запросы.
Большинство компаний публикуют обучающие материалы, посвященные тому, как защитить себя от рисков кибербезопасности, связанных с их продуктами или услугами. Однако у большинства сервисов Пользовательские соглашения и Политика конфиденциальности объемны и иногда изложены непростым для понимания языком. В некоторых случаях указанные документы трудно найти на сайте сервиса. Только Яндекс ведет реестр изменений в Политику конфиденциальности, а Хабр и Живой журнал дают ссылку на предыдущую версию.
ВКонтакте и Яндекс с 1 июня 2021 года предоставляют возможность скачать архивы данных, которые накопили пользователи.
Яндекс.Дзен, Пикабу и Яндекс Маркет получили наивысший балл в отношении политики рассмотрения жалоб.
По данным DataReportal, в январе 2022 года в РФ насчитывалось 129,8 млн интернет-пользователей. Уровень проникновения интернета на текущий момент составляет 89% от общей численности населения.
Анна Карнаухова, эксперт Digital Rating и юрист «РосКомСвободы», в комментарии Хабру отметила, что в настоящее время сложно предугадать, как будут развиваться взаимоотношения между бизнесом и государством. По ее словам, «давление на веб-сервисы только увеличивается, появляются дополнительные обязанности, а вместе с ними растет количество оснований для штрафов, временных и постоянных блокировок». Карнаухова говорит, что перед компаниями стоит непростая задача — найти баланс между соблюдением требований законодательства, бизнес-интересами и при этом выстраивать гармоничные отношения с пользователями.
В 2021 году Хабр оказался на первом месте рейтинга «РосКомСвободы» среди 11 наиболее популярных сервисов Рунета с 64,29%.