Роли в разработке ИТ-продукта

5ff5cbf2a8e6537c56a12cca0489335a.jpg

Разработка ИТ-продукта — это длительный и трудоемкий процесс. В каждом проекте участвует большое количество специалистов. В небольших компаниях часто один менеджер отвечает сразу за несколько моментов, выполняя несколько ролей. В крупных корпорациях такое не приветствуется.

Эффективность команды во многом зависит от того, насколько хорошо налажена коммуникация внутри нее, соблюдаются ли дедлайны и насколько четко распределены роли. В каждом отдельном проекте это индивидуально, так как многое зависит от того, выполняется ли разработка на заказ или внутри компании и от многих других факторов.

Однако имеется некий стандартный список ролей, которые используются в каждом проекте. Рассмотрим их подробнее.

Стандартный список ролей

Аккаунт

Это «правая рука» заказчика. Именно аккаунт-менеджер является гарантом того, что фирма выполнит свои обязательства.

Задачи:

  • развитие партнерских отношений между фирмой-исполнителем и заказчиком продукта;

  • курирование команды, работающей над проектом;

  • оперативное решение нестандартных ситуаций и вопросов между клиентом и командой или внутри команды;

  • создание плана выполнения заказа;

  • анализ рисков и гарант дедлайнов;

  • документооборот по проекту.

hard skills

soft skills

Навыки работы с облачными хостингами (cloud computing) — AWS, GCP, Azure, DigitalOcean, RackSpace, программами документооборота и т. д. — для ведения документации и отчетности пригодится знание данных программ.

Креативность — поможет в том случае, когда клиенту требуется необычный продукт. Также важное умение при подготовке презентации команды.

UX-design — такой скилл будет полезен при контроле результатов, понимании того, насколько интерфейс удобен пользователю и была ли достигнута конечная цель.

Умение убеждать — хороший навык при работе с заказчиком и выстраивании партнерских отношений.

Принятие решений для решения проблем (decision-making) пригодится при работе в команде.

Умение работать в команде — важное качество, которое пригодится для выстраивания коммуникации с командой и внутри нее.

Управление командами (leadership) для контроля за дедлайнами разных этапов разработки.

Адаптируемость — разные проекты требуют разного подхода.

Тайм-менеджмент — помогает распределить задачи по их значимости и уложиться в дедлайн.

Продакт

Менеджер продукта в команде. Он отвечает за продукт, поэтому может быть не особо осведомлен в том, как развивается проект и на каком он сейчас этапе. Зато о конечном продукте он должен знать все.

В его задачи входит:

  • продумывание стратегии развития продукта;

  • определение ЦА продукта, понимание ее болей;

  • анализ рынка и стратегия продвижения продукта;

  • знание особенностей продукта, его плюсов и особенностей;

  • презентация продукта.

hard skills

soft skills

Нетворкинг помогает в продвижении продукта на рынке.

Эмпатия — понимание болей клиента, что помогает закрыть их с помощью продукта.

Анализ и цифры пригодится при обдумывании стратегии развития продукта и анализировании рынка, конкурентов, метрики и ЦА.

Умение давать и получать фидбек — важный навык при работе с ЦА и командой. Обратная связь помогает понять необходимость улучшения продукта.

Выбор модели монетизации позволяет провести монетизацию наиболее эффективно и с максимальной отдачей.

Коммуникативные навыки помогают при подготовке и проведении презентации продукта.

Постановка OKR.

Умение продавать идеи.

Проджект-менеджер

Иными словами, менеджер проекта. Он дублирует в отдельных функциях аккаунт-менеджера, тоже следит за соблюдением дедлайнов и требований по проекту, ведет документацию. Но если аккаунт-менеджер работает напрямую с заказчиком и представляет его сторону, то проджект-менеджер — это представитель со стороны команды разработчиков и работает именно от ее лица.

В его задачи входит:

  • бюджет проекта;

  • сбор требований по проекту и постановка целей по итогам анализа этих требований;

  • делегирование задач;

  • контроль за дедлайнами;

  • общение с заказчиком по конкретным техническим задачам и нюансам ТЗ;

  • распределение зон ответственности между ключевыми специалистами проекта;

  • сбор и контроль метрических данных проекта.

hard skills

soft skills

Навыки работы с облачными хостингами (cloud computing) — AWS, GCP, Azure, DigitalOcean, RackSpace, программами документооборота и т. д. Нужны для ведения документации и отчетности.

Тайм-менеджмент — помогает распределить задачи по их значимости и уложиться в дедлайн.

Scrum и подобные методики.

Лидерство — полезно при управлении командой.

Управление командами (leadership) необходимо для контроля за дедлайнами разных этапов разработки.

Стрессоустойчивость пригодится при решении спорных моментов и налаживании коммуникации.

Ведение переговоров важно для обсуждения бюджета, сроков и выявления нюансов в техническом задании при общении с заказчиком.

Управление рисками — при изменении в проекте поможет не потерять контроль над изменившейся ситуацией.

Ведение багтрекера — для анализа результатов и эффективности разработок.

Эмпатия — для комфортного выстраивания диалога с заказчиком, например, для понимания, можно ли убедить клиента в необходимости расширить бюджет или нет.

Сейл

Проще говоря, это менеджер по продажам. Его основные задачи:

  • найти клиента;

  • произвести на него хорошее впечатление, убедить, что продукт или решение — именно то, что ему в данный момент необходимо и закроет его боли на все 100%;

  • продать, то есть подписать контракт на поставку товаров и/или услуг.

В идеале сейл-менеджер — специалист, который умеет убеждать клиента, что продаваемый им товар самый нужный. К сожалению, анализ того, насколько выгоден контракт клиенту, не является задачей сейла.

hard skills

soft skills

Знание техник переговоров поможет продавать эффективно и избежать маркетинговых ловушек.

Дисциплина и самоорганизация важны для сейла, ведь он постоянно в поисках клиентов, и важно ничего не упустить.

Работа в CRM-системе — важный навык для оформления продаж.

Коммуникабельность — умение общаться, убеждать, производить хорошее впечатление.

Владение техниками продаж поможет продать, заключить контракт. Знание техники прогревов или работа с возражениями.

Стрессоустойчивость — важный скилл, особенно, когда приходится сталкиваться с отказами.

Нетворкинг — чем больше связей и знакомств, тем эффективнее продажи.

Эмпатия — умение чувствовать настроение клиента помогает сейлу продавать эффективнее.

Архитектор (Architect)

Именно этот специалист принимает на проекте решения о том, каким будет внутреннее строение программной системы и ее интерфейсов. Среди других задач архитектора в ИТ-проекте можно выделить:

  • составление конструкции программного обеспечения (ПО), элементов и их взаимосвязи;

  • знание мировых практик разработки ПО и построение системы в зависимости от задач бизнеса, для которого она разрабатывается;

  • проектирование архитектуры ПО;

  • выполнение требований заказчика к системе: быстрое восстановление, быстрая работа, возможность дальнейшего развития.

hard skills

soft skills

Навыки работы с алгоритмами искусственного интеллекта (AI&ML) для понимания этапов разработки и информирования заказчика.

Умение работать в команде для выстраивания коммуникации.

Знание мировых практик разработки ПО для решения бизнес-задач.

Эмпатия — для понимания болей бизнеса и построения системы так, чтобы она максимально подходила для их закрытия.

Технические навыки — знание языка программирования и многие другие.

Бизнес Аналитик (Business Analyst)

Этот специалист нужен на любом проекте по разработке ИТ-продукта, ведь именно он составляет, так называемый, Vision, или конечную концепцию продукта, который и предстоит разрабатывать команде. Он должен хорошо представлять себе конечный вид и функционирование системы.

Задачи бизнес-аналитика на проекте:

  • общение с заказчиком и выявление его желаний;

  • выявление целей, для которых разрабатывается продукт, какие задачи он должен решать;

  • предложение собственных идей по улучшению конечного продукта;

  • формирование совместно с заказчиком документации по проекту, в которой подробно описывается, какой именно продукт разрабатывается, каковы его цели и задачи, для какой ЦА предназначен и основные возможности будущей системы.

hard skills

soft skills

Знание основ экономики бизнеса поможет при создании концепции продукта сделать его максимально полезным для бизнеса.

Творчество, интуиция, опыт — навык хорош для улучшения разрабатываемого продукта. В процессе разработки концепции будет нелишним использовать творческий подход при решении отдельных бизнес-задач.

Основы финансового анализа важны для закрытия связанных с этим задач при разработке продукта для бизнеса.

Коммуникативные навыки помогут при выявлении потребностей заказчика.

Знание принципов интеграции систем и владение инструментарием бизнес-аналитика пригодятся при интеграции нового продукта в уже работающую систему компании-заказчика.

Умение ставить задачи программистам и оценивать сами задачи — навык помогает при общении с командой разработчиков и донесении до них пожеланий заказчика и бизнес-целей, под которые разрабатывается продукт.

Системный аналитик (System Analyst)

Как правило, этот специалист работает в паре с бизнес-аналитиком, но в отличие от него обращает внимание не на то, как должна выглядеть и какие задачи решать система. Главное, что волнует системного аналитика — это то, как система должна работать в различных вариантах использования и какие у нее функции. Именно это детально описывает системный аналитик проекта.

Задачи системного аналитика включают в себя:

  • анализ данных и метрик;

  • принятие решений о том, какие именно методы использовать;

  • составление технического задания (ТЗ);

  • разработка и написание спецификации;

  • составление списка требований к системе;

  • функциональный анализ системы.

hard skills

soft skills

Анализ и цифры — поможет при анализировании метрик и результатов работы системы. С помощью этого выполняется функциональный анализ системы.

Понимание целей оптимизации продукта поможет быстрее сориентироваться в том, какие именно функции системы нужно доработать.

Технические навыки — необходимы при составлении ТЗ и написании спецификации к системе.

Тайм-менеджмент — важный навык для соблюдения дедлайнов.

Владение навыками конфигурирования — помощь при составлении требований к системе и выполнении функционального анализа.

Коммуникативные навыки нужны для выстраивания взаимодействия с командой.

Технический писатель (Technical writer)

Без этого специалиста невозможен ни один проект, так как чаще всего именно технический писатель рассказывает о продукте и ведет его в массы.

Основными задачами такого специалиста становятся:

  • написание инструкции по эксплуатации системы;

  • составление документации для сотрудников фирмы-заказчика, обеспечивающих поддержку программы в дальнейшем.

hard skills

soft skills

Навыки работы с профессиональными программами, например, Adobe FrameMaker, MS Word, MadCap Flare, RoboHelp и даже PageMaker и Quark. Зависят от того, какие именно использует компания для производства технической документации.

Умение убеждать — без этого статья получится сухой и неинтересной, а значит, и о продукте узнает намного меньше людей.

Технические навыки пригодятся для более достоверного и профессионального описания продукта.

Коммуникативные навыки помогут при получении фидбека.

UX-design будет полезен при контроле результатов, понимании того, насколько интерфейс удобен пользователю и проверке продукта.

Эмпатия помогает почувствовать «боли» ЦА, написать о них наиболее естественно и убедительно показать, как продукт помогает в их решении.

Писательские навыки — владение информационным стилем и знание сервисов проверки текста.

Тайм-менеджмент — важный навык для соблюдения дедлайнов.

Проектировщик

Этот специалист нужен в проекте для построения макетов разрабатываемой системы. При этом он обязательно должен учитывать удобство ее использования клиентом.

Основные задачи проектировщика:

  • создание панелей инструментов, меню и кнопок, которые были описаны в ТЗ;

  • создание макета расположения графических элементов;

  • демонстрирует команде/заказчику черновик продукта, например, как будут осуществляться переходы между элементами и страницами (экранами) продукта.

hard skills

soft skills

Технические навыки — знание языков программирования, элементов системы и методов их визуализации.

Коммуникативные навыки необходимы для установления диалога внутри команды и с заказчиком.

Навыки работы с алгоритмами искусственного интеллекта (AI&ML) нужны для понимания этапов разработки и информирования заказчика.

Тайм-менеджмент — помогает распределить задачи по их значимости и уложиться в дедлайн.

Понимание целей оптимизации продукта поможет быстрее сориентироваться в том, какие именно функции системы нужно доработать.

Дизайнер (Designer)

Этот специалист отвечает за оформление и внешний вид продукта. Именно он «рисует» все элементы продукта, которые видит заказчик в конечном варианте, подбирает цвета и формы.

Задачи дизайнера выглядят так:

  • определение формы и цвета каждого элемента продукта, чтобы вместе они составляли единую картину;

  • прорисовка графических элементов;

  • отрисовка баннеров и логотипов для продукта;

  • конечное оформление продукта.

hard skills

soft skills

Владение профессиональными программами, например, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, GIMP, Figma, Adobe InDesign, CorelDraw, FontLab, Sketch и т. д.

Насмотренность пригодится для создания современного и стильного продукта, отвечающего всем требованиям времени.

Знание основ дизайна — важно понимать, что такое композиция, цвет, типографика, иметь базовое понимание шрифтов.

Тайм-менеджмент — благодаря ему все работы будут завершены в срок и команда избежит срыва дедлайнов.

Визуальные коммуникации — базовое понимание анимации и 3D-моделинга, а также умение создавать шаблоны.

Вкус и стиль — важные черты дизайнера для создания красивого продукта.

Верстальщик (Web developer / Front end developer)

Именно благодаря верстальщику «оживают» макеты, созданные проектировщиками и дизайнерами. Эти специалисты создают верстку страниц так, чтобы они правильно отображались с мобильного телефона и с ПК.

Задачи верстальщика:

  • постановка правил, как браузер должен отобразить тот или иной элемент на web-странице;

  • создание эффектов переходов и кликабельности;

  • выравнивание текста.

hard skills

soft skills

Технические навыки — знание специального языка разметки HTML и CSS. Знание Bootstrap и других фреймворков полезно в процессе разработки.

Эмпатия — понимание того, что хочет видеть клиент.

Знание основ дизайна.

Коммуникативные навыки.

Знание специальных инструментов, например, сборщиков или инструментов-помощников. Git помогает хранить проекты и управлять ими. Docker поможет упаковать проект со всеми окружениями и зависимостями. Командная строка важна для автоматизации и т. д.

Тайм-менеджмент.

Разработчик / Программист (Developer) (backend & frontend)

Этот специалист в команде занимается реализацией требований, которые ранее были прописаны аналитиками.

Задачи разработчика включают в себя:

  • воплощение в жизнь функций, которые должна иметь система;

  • создание логики, которая отвечает за то, чтобы все функции системы выполнялись именно так, как это и было задумано изначально.

hard skills

soft skills

Технические навыки — знание языков программирования, фреймворков, работа с искусственным интеллектом. Знание IDE и средств коллективной разработки (Git и/или других).

Умение работать в команде.

Анализ данных пригодится для поиска ошибок системы и их исправления, для создания логической цепочки действий системы.

Нацеленность на результат.

Тестировщик (Testing Engineer)

Именно он первым получает возможность запустить продукт и пользоваться им. Его основные задачи:

hard skills

soft skills

Технические навыки — выявление ошибок, багов и дефектов системы.

Работа в команде.

Навык работы с документацией — поможет при составлении отчетности по продукту.

Ответственность и самодисциплина.

Локализатор

Этот специалист часто участвует исключительно в международных проектах, то есть работает только с теми продуктами, которые будут распространяться не только в стране разработки, но и за рубежом.

В задачи локализатора входит:

  • перевод всех слов и команд на другой язык, где планируется распространение и продажа продукта;

  • контроль за внешним видом переведенного продукта.

hard skills

soft skills

Технические навыки — знание языка, на который будет совершаться перевод.

Ответственность и исполнительность.

Знание основ дизайна поможет подобрать размер и тип шрифта для языка перевода, согласовать длину слов и терминов.

Работа в команде.

Тимлид

Это управленец с техническими навыками. Такой специалист, как правило, требуется, если проект масштабный и техническое управление просто необходимо.

Задачи тимлида, обычно включают в себя:

  • Набор сотрудников в команду, подбор необходимых для выполнения поставленной задачи специалистов. Важно, чтобы в команде была сплоченность и высокий уровень корпоративной культуры.

  • Принятие решений по вопросам стратегии разработки.

  • Делегирование задач между специалистами. Контроль за дедлайнами.

  • Выстраивание коммуникации с другими отделами, а не только внутри команды. Именно тимлид общается с тестировщиками, дизайнерами и прочими специалистами, решая вопросы, не прибегая к помощи заказчика.

В крупных проектах всегда работает два тимлида, со стороны заказчика и со стороны исполнителя.

hard skills

soft skills

Работа с оборудованием — знание оргтехники и умение с ней работать.

Работа с людьми — умение договориться, презентовать свою команду.

Технические навыки — знание программ, языков программирования.

Управление отношениями — умение улаживать конфликты, поиск компромиссных решений.

Умение анализировать данные.

Коммуникативные навыки.

Управление процессами — делегирование задач сотрудникам, контроль дедлайнов.

В разработке продукта принимают участие большое количество человек, при этом у каждого из них свои задачи. Чтобы добиться эффективного взаимодействия между ними, важно правильно подобрать команду и ведущих специалистов, имеющих определенные hard и soft навыки. Только в таком случае можно добиться качественного и эффективного взаимодействия, продуктивной коммуникации внутри команды.

Важно обращать внимание на масштабы проекта, готовится ли он для распространения на зарубежном рынке.

© Habrahabr.ru