Робофорум-2014: досье на 40 спикеров и один большой вопрос
Не волнуйтесь за копирайт — автор картины тоже приедет на форум.Почти через неделю начнется Робофорум, на котором соберется критическая масса робототехников. 1000 делегатов, 40 спикеров, 35 медиа. Их лекции, доклады и выступления позволят наконец обрисовать контуры дивного нового мира поджидающего нас за порогом массовогой роботизации. Программа четырех дней форума — на сайте.
Чуть ниже список участников, но прежде я хотел бы поднять одну тему.
Представьте, каков бы был мир без первой мировой войны? Вероятно он бы ещё больше отличался от того, что возникло. Мирные перемены не так видны, но они меняют жизнь более радикально. Если бы карибский кризис привёл к третьей мировой, мы бы говорили, что бытовая электроника и массовая поп-культура это результат военного перелома, а не бытовой революции.
Айфон мог выглядеть и так после карибского кризиса.
Бытовые революции будут сотрясать XXI век и XX скоро станет далёким-далёким прошлым. Одни роботы так по мозгам ударят, что мало не покажется. Это крах всей традиционной жизни в пост-античную эпоху. Переворот сравнимый разве что с аграрной революцией.
Возмите всё это нытьё ХХ века про «рабовладение». А с чем человек столкнётся ещё в этом веке? С ним, родимым. Человека будут окружать антропоидные роботы, им купленные и находящиеся у него в полной собственности. И он их будет использовать как слуг и как сексуальные объёкты. А это потребует существенных изменений бытовой культуры и культуры общения. Вы умеете разговаривать с роботом? Римлянин — умел. А у нас просто нет соответствующей «культуры потребления».
При этом роботы будут обладать интеллектом и принимать решения (иначе зачем они нужны?) –, но кто будет нести ответственность за эти решения? Сейчас за каждым беспилотником приглядывает человек-оператор, но это пока.
Военные роботы сегодня наполняют сушу, воздух и море, и с каждой новой моделью они становятся все более смертоносными, автономными и даже интеллектуальными. «Роботы, которых вы видите сегодня, подобны 'модели Т' Форда. Мы наблюдаем лишь самые ранние этапы развития технологии», заметил высокопоставленный сотрудник одной из компаний, разрабатывающих роботов. Как известно, Генри Форд продал лишь 239 экземпляров своего сверхзнаменитого автомобиля в первый год — и 15 миллионов за последующие 19 лет. Спрос на роботизированные системы растет необыкновенно быстро.
без робота ты туземец в набедренной повязке
Что же будет в каком-ни6удь 2030? К счастью не только у нас возникают такие вопросы. Правительство Великобритании и США уже озаботились вопросом. В 2006 футурологическое на исследование на тему риспруденции и робототехники проводилось по заказу Британского управления науки и Центра изучения инноваций. Участие в нем приняли специалисты компании Ipsos-MORI, консультационного агентства Outsights и базирующегося в Соединенных Штатах Института будущего.
В этом документе говорится, что:
Массовое производство антропоидных роботов начнётся примерно через 20 лет. Роботы будут обладать искусственным интеллектом, сопоставимым с человеческим, и будут способны к самопрограммированию и самовоспроизводству. Роботы превратятся в «цифровых граждан», в отличие от вещей, обладающих юридическими правами и обязанностями. Роботы будут участвовать в выборах, платить налоги и в обязательном порядке проходить службу в армии. Кстати что-то подо6ное 6ыло в СССР — все джипы и овчарки стояли на учете в военкоматах и реквизировались в случае войны. Получение гражданских прав роботами пройдёт в несколько этапов и, вероятно, будет сопровождаться большой социальной напряжённостью. Аналогично процессу предоставления гражданских прав чернокожим в США. В исследовании, или, по крайней мере, в его опубликованной части, ничего не говорится о главной проблеме роботизированного общества: антропоидные роботы делают социально ненужным существование подавляющего большинства человечества. Кроме того, экономический разрыв между роботизированным и обычным государством настолько глубок, что превращает самое современное не роботизированное государство в резервацию устаревшей техники, устаревшей культуры и устаревших социальных отношений.
Военное использование роботов — это солдатики, имеющие демонстрационное значение. Ресь идёт о мировом повороте в экономике, равном промышленной или даже сельскохозяйственной революции. С возникновением роботов экономика начнёт развиваться сама, без участия человека в качестве производственной единицы. Вынесение человека их сферы экорномики превратит его в абсолютного потребителя, а стоимость товаров сделает близкой нулю.
При этом антропоморфность роботов принципиальна, потому что вся техника Земли заточена под стандарт человека. На самом деле робот это не механический человек с искусственным интеллектом, а бесплатный (!) механический человек с искусственным интеллектом. Игрушку-то за миллирд долларов можно построить — дело не в этом. Речь не о ручной сборке золотых карет для десятка европейских королей, речь о Форде Т и конвейере. Эра роботов, это когда из 8 000 000 000 людей 7 800 000 000 говорят: Всё, свободны. Ешьте поп-корн, смотрите мультики.
Интересно спросить, как профессионалы видят будущее роботов. Теперь, собственно, ответчики:
ЖУН ХО О (JUN-HO OH) Профессор ведущего Корейского Института Науки и Технологии, создатель робота Hubo/ Корея
За последние десять лет он создал уникальную модель человекоподобного робота серии KHR-1, KHR-2, Hubo и Hubo 2, также он разработал Albert Hubo и Hubo FX-1. Профессор является директором исследовательского центра Hugo Lab Корейского Института Науки и Технологии (KAIST). Он участвовал во многих отраслевых и государственных научно-исследовательских проектов по изучению инновационных технологий. Кроме того, Жун Хо О является членом национальной инженерной академии Республики Корея. В данный момент его деятельность направлена на разработку и усовершенствование моделей роботов, а именно на поиск технологий, которые позволят роботам передвигаться с более высокой скоростью и обладать надежной системой интеграции.
ПАТРИК ТРЕССЕ (PATRICK TRESSET) / Художник и ученый, создатель робота-художника Paul / Россия
В течение нескольких лет занимался созданием робота Поля, который умеет рисовать не хуже живого человека. Для создания данного робота, Патрик Трессе много лет изучал и анализировал тысячи графических произведений художников разных стилей и эпох. Идея программиста была воплощена благодаря программному обеспечению, которое поддерживает алгоритм для движения механической руки, которая и представляет собой конструкцию робота. В данный момент деятельность Патрика Трессе направлена на усовершенствование своего творения и попытку научить его разным манерам рисования известных художников, чтобы в дальнейшем робот обладал своим стилем рисования.
АДАМ БЕН-ДРОР (ADAM BEN-DROR) / Промышленный дизайнер, Университет Виктории, Веллингтон / Австралия
Изучал промышленный дизайн в Университете Виктории в Веллингтоне. Главным образом Адам занимается созданием объектов, которые являются образцами баланса между эстетикой и функциональной полезностью. Катализатором своей деятельности считает страсть к изучению синергии между красотой и полезностью. Основами его деятельности являются эксперименты с различными материалами, балансом и масштабом. Также интересуется созданием продуктов для животных и внедрением в свои проекты новые медиа-технологий. За последние годы Адам получил множество наград, среди которых Click Suite prize за инновации в медиа дизайне (2012) и золото New Zealand Best Awards в категории интерактивов (2013).
УМБЕРТО ДЖИРАУДО (UMBERTO GIRAUDO) / Преподаватель Британской высшей школы дизайна и куратор курса «Промышленный дизайн», основатель студии Design Zavod / Италия
Преподаватель Британской высшей школы дизайна и куратор программы «Промышленный дизайн». Окончил Политехнический Университет Милана по специальности «Индустриальный дизайн». В 2002 году работал в сотрудничестве с профессором Тоширо Икегами для японской «Сети эко-дизайна». Занимался дизайном автомобилей, дизайн-менеджментом и организационными вопросами в Женевском Мотошоу. В последующее время разрабатывает концепцию развития и моделирования поверхности для новой пожарной техники в аэропортах.
ГОР НАХАПЕТЯН (GOR NAKHAPETYAN) / Учредитель БАЛА РОБОТОВ, предприниматель и советник ректора Московской школы управления СКОЛКОВО / Россия
Свой профессиональный путь Гор начал в 1992 году в «ДиалогБанке». В Тройку Диалог перешел в 1993 году и стоял у истоков создания компании. С февраля по сентябрь 2013 года Гор Нахапетян занимал позицию вице-президента Сбербанка. В рамках данной должности он курировал блок HR, в числе ключевых задач которого — формирование и развитие корпоративной культуры, усовершенствование и развитие системы мотивации сотрудников, создание корпоративного университета, построение системы эффективных коммуникаций внутри организации.С 2006 года является членом Координационного совета Московской школы управления СКОЛКОВО, а также председателем Комитета по кадрам.
ФРАНЧЕСКО ФРЕЗА (FRANCESCO FREZA) / Архитектор, партнер-основатель студии Piuarch, лучший архитектор Италии 2013 / Италия
На сегодняшний день резюме студии Piuarch насчитывает десятки проектов, в числе которых разработки шоу-румов, бизнес-центров, модных штаб-квартир, вилл и магазинов. Именно эта студия отвечает за стилистику бутиков Dolce&Gabbana и именно эта студия разработала функциональный дизайн Passage 15 и Helen Marlen 2.
Считает, что в обеих сферах его деятельности лежат одинаковые принципы — успех работы как дизайнера, так и архитектора зависит от четкой выветренности пропорций, гармоничного сочетания объемов и подбора материалов.
ДЖИОРДЖИО МЕТТА (GIORGIO METTA) / Создатель робота-гуманоида ICub, директор подразделения iCub Итальянского технологического института (IIT) / Италия
Научно-исследовательская деятельность ученного сконцентрирована в области биологически мотивированных роботов. Также Джорджио принимает участие в разработке человекоподобных роботов, которые могут адаптироваться и учиться на собственном опыте. Его исследования разработана в сотрудничестве с ведущими европейскими и международными учеными разных дисциплин: нейронаука, психология, информатика и робототехника. Джорджио Метта является автором около 250 публикаций. Он работал в качестве главного исследователя в более чем десяти международных, а также национальных проектов.
ВЛАДИМИР КОНЫШЕВ (VLADIMIR KONYSHEV) / Генеральный директор компании Нейроботикс / Россия
Владимир Конышев — доктор медицинских наук, руководитель компании Нейроботикс, которая специализируется на разработке и поставке систем для исследования физиологии человека и животных. Является одной из ключевых фигур инициативной группы стратегического общественного движения «Россия 2045», которое выступает за развитие человека, в том числе за счет ускорения технического прогресса и интеграции современных технологий.
КИМ МУНСАНГ (KIM MUNG SUN) / Директор Центра интеллектуальной робототехники при Корейском институте технологии, участник команды создателей роботов Mero, Kibo, Ciros и Silbot / Корея
Ким Мунсанг получил степень магистра в Сеульском национальном университете, после чего защитил докторскую диссертацию по техническим наукам в Техническом университете Берлина (Германия). Является автором многочисленных научных статей и книг по робототехнике, а также регулярно участвует в конференциях. Получил более 20 наград за исследовательскую деятельность и технологические разработки.В настоящее время занимает должность Директора в Центре Интеллектуальной Робототехники при Корейском Институте Технологии, а также участвует в создании роботов Mero, Kibo, Ciros и Silbot.
ЛУИ ФИЛИПП ДЕМЕР (LOUIS-PHILIPPE DEMER) / Дизайнер слепого робота (Blind robot) Профессор Школы искусств, дизайна и СМИ в Технологическом университете Наньянга / Сингапур
Луи-Филипп Демерc известен своими масштабными театрализованными робототехническими постановками и интерактивными медиа-проектами. В последние два десятилетия он принял участие в 70 художественных проектах и сконструировал более 300 роботов. Его работы были представлены на крупнейших площадках, сам он принимал участие в многочисленных международных выставках и фестивалях. Луи-Филипп Демерс является лауреатом многих призов, премий и наград, в том числе первой премии международного конкурса проектов по искусственной жизни VIDA 2.0 (Мадрид, 1999). С 2001 по 2005 являлся профессором Высшей художественной школы Центра искусств и медиатехнологий (ZKM, Карлсруэ).
ФРАНЧЕСКО ФЕРРО (FRANCESCO FERRO) / Генеральный директор компании PAL Robotic, создавшей робота REEM / Италия
Эксперт в области робототехники. Получил степень магистра в Высшем институте электроники (Лилль, Франция), а также диплом MBA по специальности «Бизнес в сфере высоких технологий». С 2011 года является генеральным директором компании PAL Robotics (Барселона, Испания), специализирующейся на создании роботов-гуманоидов. Главная разработка компании — линейка человекоподобных роботов REEM; на данный момент выпущено 5 моделей. Последнее поколение — робот REEM–С, способный видеть, говорить, распознавать лица и речь на нескольких языках, самостоятельно ориентироваться на местности.
МАКСИМ КАШУЛИНСКИЙ (MAXIM KASHULINSKY) / Главный редактор портала SLON / Россия
Деловой журналист, медиаменеджер, бизнес-эксперт. Окончил философский факультет МГУ имени Ломоносова. Журналистскую карьеру начал в 1994 году в информационном агентстве Skate. Затем работал корреспондентом отдела «Бизнес» газеты «Сегодня», шеф-редактором журнала «Компания», занимал должности заместителя главного редактора — редактора отдела «Потребительский рынок» газеты «Ведомости». В сентябре 2003 года Кашулинский начал работать в издательском доме Axel Springer Russia, в котором занял должность шеф-редактора, а позднее — главного редактора журнала Forbes. Генеральный директор и руководитель портала Slon.ru с марта 2011 года, с января 2012 года — исполняющий обязанности гендиректора ООО «Большой город».
УИЛЛ ДЖЕКСОН (WILL JACKSON) / Глава компании Engineered Arts Ltd, создатель робота RoboThespian / США
Инженер-конструктор, создатель Robo Thespian и SociBot. В прошлом Уилл Джексон проектировал интерактивные стенды для музеев и выставок. Получив несколько заказов на разработку «механических актеров», он пришел к выводу, что необходимо создать универсальную программируемую модель. Позднее он решил, что «актерам» нужна способность взаимодействовать. Так появилась компания Engineered Arts, занимающаяся созданием роботов-гуманоидов. Первые версии роботов были довольно неуклюжими, но создатели продолжали совершенствовать роботов и сумели добиться значительных успехов.
КРИС УЭЙК (CHRIS WAKE) / Вице-Президент, Направление бизнес-развития продуктов компании NanoSatisfi / США
Крис Уэйк — стратег в области создания коммерческих продуктов компании NanoSatisfi, серийный предприниматель, выпускник Оксфорда. Крис Уэйк работал и был лидером как в больших, так и в маленьких компаниях. Его работа была отмечена в таких изданиях, как Forbes, The Huffington Post и Wired. С февраля 2013 года работает в компании Nanosatisfi, которая запускает на орбиту open-source спутники. Всего за год они смогли самостоятельно создать и запустить три модели, но на этом они не намерены останавливаться.Слова, написанные Крисом Уэйком о себе в своем блоге: «I do cool things. In space.» «I consistently transform chaos into process».
НИК ХАЙЕС (NICK HAWES) / Старший лектор в Школе Компьютерных Наук в Бирмингеме, специалист в области искусственного интеллекта / Англия
Основу деятельности Ника составляют область применения искусственного интеллекта и методы создания интеллектуальных автономных роботов, которые могли бы работать для людей. Ник Хайес много лет работал над обработкой информации построения интеллектуальных систем, внедрения AI методов планирования в различные роботизированные системы. На данный момент он является координатором «STRANDS» проекта, ориентированного на производство интеллектуальных мобильных роботов. Также Ник Хайес принимал участие во многих программах и мероприятиях: BBC News; BBC World Service; British Science Festival; Cheltenham Science Festival, где он активно проводил лекции на тему своих исследований.
ТИМАНДРА ХАРКНЕСС (TIMANDRA HARKNESS) / Писатель, журналист BBC Radio 4, известная британская научно-популярная ведущая, научный стендап-комик / Англия
Тимандра профессионально занимается комедией на научную тематику. Сейчас она выступает с сольным шоу «BrainSex». В прошлом работала над комедийным исследовательским проектом с Мэттом Паркером, этот проект вылился в стендап-шоу, с которым они выступали в Англии и Австралии. Очень часто выступает в качестве ведущей или модератора на различных научных и политических дебатах. Помимо всего прочего, она пишет сценарии для фильмов, радиопередач и научных выставок.
ВЯЧЕСЛАВ КОЗЛОВ (VYACHESLAV KOZLOV) / Специалист в области инновационных стратегий, сооснователь компании Summon, участник Европейского Совета «Интернета Вещей», ментор стартап-акселераторов в Италии и Голландии / Россия
Вячеслав Козлов — известный футуролог и футуродизайнер, социолог, психолог, со-основатель и руководитель компании Summon, деятельность которой направлена на разработку сценариев возможного будущего в сфере инноваций и стратегического планирования. Вячеслав также является ведущим выездной программы МАКО «Экономика знаний: дизайн-мышление как новый подход к решению бизнес-задач». Он проработал более десяти лет в отделе Strategic Future Design дизайнерского агентства Phillips Design в Нидерландах. Вячеслав участвовал во многих проектах по изучению и анализу возможных сценариев развития отраслей, стран и предприятий, а также принимал участие в создании инновационных решений, продуктов и услуг для многих компаний, включая Phillips. Внес определенный вклад в исследования человеческого поведения, этнографически-направленные, кросс-культурные и коллаборативные исследования.
ЕКАТЕРИНА ХРАМКОВА (EKATERINA KHRAMKOVA) / Футуродизайнер, основатель и генеральный директор дизайн-агентства инноваций Lumiknows / Россия
Екатерина Храмкова специализируется на разработке инновационных продуктов (New Product Design & Development). Екатерина является одной из первых в России дизайн-исследователем в области потребителя и контекста использования продуктов, услуг, брендов, выявления трудно формулируемых потребительских предпочтений. Также Екатерина Храмкова является разработчиком и преподавателем курса дизайн-исследований и прогнозирования в Британской Высшей Школе Дизайна в Москве и ведущей колонки, посвященной дизайн-мышлению и инновациям, в Harvard Business Review — Россия. В 2005 году Екатерина выиграла стипендию Британского правительства в направлении «Создания и разработки нового продукта» (New Product Development), что помогло ей получить с отличием британскую степень Master of Arts: Design & Branding Strategy в Brunel University.
ЭЛАД ИНБАР (ELAD INBAR) / ONLINE / Создатель RobotAppStore / США
В 2011 году в тестовом режиме начал работать первый онлайн-магазин приложений для роботов RobotAppStore. В 2012 году он стал доступен для всех пользователей, сейчас там вывешены приложения для 10 моделей роботов. RobotAppStore основал серийный предприниматель Элад Инбар. Ранее он создал MassiveImpact — мобильную маркетинговую платформу, а также магазин роботов RobotsLab. «Я работал с покупателями и понял, что всем нужны примерно одни и те же приложения, но нет платформы, где можно их купить. Открытие магазина приложений — веха в истории робототехники». Инбар верит, что дешёвый и понятный потребителю робот появится в самом ближайшем будущем, но не берётся предсказывать, в какой стране это произойдёт. «Он может быть изобретён где угодно, правда», — улыбается Инбар и замечает, что инвесторы по всему миру живо интересуются робототехникой, но редко кто начинает действовать, что и тормозит индустрию.
РЕМИ ГЛАЙЗНЕР (REMY GLAISNER) / Со-основатель компании Myria Research / США
Remy Glaisner является со-основателем и аналитиком компании Myria, которая принимает участие в мероприятиях, посвященных основным тенденциям робототехники и интеллектуальных систем и их влиянию на развитие бизнеса и рынка. Research & Advisory — Myria предлагает услуги, которые обеспечивают клиентов постоянно обновляемыми независимыми исследованиями. Данные, полученные при проведении исследований, позволяют клиентам компании повышать эффективность работы, конкурентоспособность на рынке и продвигать свой бизнес.
ЙЕН БЕРНШТЕЙН (IAN BERNSTEIN) / Cоучредитель и генеральный директор по технологиям компании Orbotix / США
С самого детства Ян интересовался электроникой. В 12 лет он принял участие в BEAM International Robot Games, которые зажгли в нем интерес к робототехнике на всю жизнь. Под руководством Марка Тилдена, знаменитого специалиста в области робототехники, Ян создавал роботов не только как хобби, но также для университетских проектов, международных соревнований по робототехнике и даже для научного центра Космического Центра Хьюстона. «Мы создали игрушки, которые сочетают в себе новые технологии с последними инновациями в робототехнике, и предложили новый вид игр на открытом пространстве. С нашими сообразительными роботами и программным обеспечением, которое находится в открытом доступе, мы надеемся вдохновить следующее поколение становиться изобретателями и программистами. Мы создаем забавных роботов, которые привносят в ваш смартфон инновационные мобильные игры с дополненной реальностью».
МЕЛОНИ УАЙЗ (MELONEE WISE) / Генеральный директор и соучредитель Unboundedrobotics / США
Генеральный директор и соучредитель Unboundedrobotics. Перед тем как стать одним из основателей компании Unboundedrobotics, Мелони являлась менеджером по развитию роботов в Willow Garage, ведущим группу инженеров-специалистов по разработке следующего поколения роботов. Более чем десять лет она участвовала в разработке и проектировании различного аппаратного и программного обеспечения для роботов. Некоторые ее проекты включали в себя разработку алгоритмов, библиотек и оборудования для автономных лодок, автомобилей и персональных роботизированных платформ. В Willow Garage Мелони являлась одним из создателей недорогого персонального робота с доступным программным обеспечением.
АЛЕКСАНДР РЕБЕН (ALEXANDER REBEN) / Робототехник и художник, создатель BlabDroid, исследователь медиа-лаборатории MIT / США
Александр Reben разрабатывает роботов и новые интерфейсы для экспериментальных исследований отношения человечества с технологиями. Его работы были показаны на Ars Electronica, MIT, Axiom, Eyebeam, Биеннале Уитни, и были отмечены в журнале New Scientist, Fast Company, BBC, CBC, Hack Day. После его MIT диссертации «Boxie» он был приглашен выступить на конференции TED. Недавняя интерактивная инсталляция Александра «Робот-резидент» — это первый документальный фильм, полностью снятый и режиссированный роботами. Премьера состоялась на Международном документальном кинофестивале Doclab в Амстердаме.
САБИН ХАУЭР (SABINE HAUERT) / Представитель Массачусетского Технологического Института, исследователь в области нанороботов / США
Сабина Хайяр — ученый из лаборатории MIT + SNSF (Швейцария). Ее профессиональные интересы: дизайн крупных самоорганизованных роботических систем, вдохновленных природными явлениями на базе большого количества микродронов с дальнейшим применением в медицине (человеческий мозг, иммунная система).
У Сабин большой опыт в популяризации науки на таких ресурсах, как Robohab/Robopodcast/Autonomous Robots (Springer), ее статьи и интервью многократно публиковалась в CNN, The Wall Street Journal, Wired, Engadget, PopSci, and New Scientist.
ЭРИК ДЖОЙНЕР (ERIC JOYNER) / Художник-иллюстратор. В своем творчестве выбрал робота в качестве главного героя своих произведений
В 1983 году Эрик окончил Университет Сан-Франциско. Сейчас уже более 20 лет он трудится внештатным иллюстратором и сотрудничает с целым рядом фирм, таких как Mindscape, Spunky Productions и Midland Productions. Работы Джойнера выставлены в Нью-Йорке и Калифорнии, а сам художник имеет множество наград.Тематика его картин — фантастика, а главные модели — роботы. Роботы Джойнера часто являются путешественниками. Старинное видение будущего, которое никогда не сбудется, является фоновым изображением его картин, где создаются роботы на основе японских игрушек. Роботы на его картинах часто борются друг с другом или с классическим научно-фантастическим чудовищем.
МАРТИН БРИЦЕЛЬ (MARTIN BRICELJ BARAGA) / Художник и программный директор. Основатель Музея MoTa. Создатель концепции арт-объекта RoboVox
Работы Бараги посвящены исследованию взаимодействия и отношений между человеком и машиной, которые на сегодня играют важную роль как в поп-культуре, так и в политической и социальной жизни общества. Мартин является автором интерактивных произведений, основанных на создании новых ситуаций в общественном пространстве.
В своих работах он позиционирует время как ключевой элемент. Все его произведения можно рассматривать как социальный эксперимент, который направлен на исследование художественного производства в чрезвычайных ситуациях.
НИЛ ХАРБИССОН (NEIL HARBISSON) / Современный художник, музыкант и киборг-активист, широко известный своей уникальной способностью «слышать» цвета.
Художник Нил Харбиссон родился с полной неспособностью различать цвета. Однако сейчас с помощью специального устройства под названием Айборг — киборгизированного глаза, который состоит из веб-камеры, компьютера и наушников, Харбиссон может в прямом смысле слышать 360 разных цветов, некоторые из которых неразличимы для человеческого глаза. Нил стал первым человеком в мире, которому было разрешено сфотографироваться на паспорт с киборгизированным приспособлением на голове, было рассмотрено некоторыми как официальное признание Харбиссона кибергом. В 2010 Нил основал Cyborg Foundation — международную организацию, которая помогает людям становиться киборгами и бороться за свои права. www.ted.com/talks/neil_harbisson_i_listen_to_color
МОНИКА ЛОКАСИО (MONICA LOCASIO) / Автор, куратор, галерист и арт-директор со специализацией в области art & science, агентство CultureShock / США
От талантливых родителей Моника получила ненасытное желание к знаниям, чуткое ухо, зоркий на эстетику глаз и экстраординарную способность работать в самых различных дисциплинах. Начав свою карьеру в Нью-Йорке в качестве со-издателя и арт-директора Overspay, вскоре Локасио стала директором журнала PAPER, работа над которым, в свою очередь, привела ее к должности арт-директора EXTRAEXTRA, штатного маркетингового агентства журнала PAPER, где она работала над продвижением таких брендов как American Express, Absolut, LANVIN, Mattel and Target. Также Моника была автором и редактором ряда публикаций для издательских домов Rizzoli и ABRAMS и являлась независимым куратором ряда арт-галерей в Нью-Йорке и Вене. Перед тем как стать частью креативного агентства Culture Shock, Локасио работала исполнительным продюсером SCOPE Art Show — первой выставки, которая объединяла в себе развивающееся современное искусство и программирование.
Регистрация на Робофорум здесь.