Ripple: криптоэкономика будущего. Часть 2
Все о Ripple и криптовалютах, чем Рипл отличается или лучше Биткоина, будущее виртуальных денег — это заключительная часть (окончание) к этой первой части нашего большого разговора с разработчиком Ником Шейли (Ripple).
Под катом — заключительная часть большого киберпанковского лонгрида. Мы говорим об экономике денег и глубинной философии Ripple.
3. Безопасность и пользовательский уровень — Отсутствие контроля за расчетной системой лично у меня навевает ассоциации с безграничным разгулом терроризма или циничным потоком наркотраффика. Вероятно, именно поэтому криптовалюты и хотят запретить отдельные страны мира?
Это просто публичный предлог, настоящий страх государства находится совсем в другой плоскости, и он связан с собственным самосохранением.
Истинные причины такой неприязни нужно искать среди тех, кто создал современную экономику, кому выгодна кредитно-эмиссионная модель. Люди, стоящие у печатных станков государств регулярно объявляют о пользе инфляции и вреде дефляции для экономики, постоянно оставляя при этом за скобками очевидный факт, что они делают деньги из ничего. Эту монополию они закрепили законодательно, и она имеет несколько аспектов — право на сеньораж, право на кредитование и несколько других прав.
Отталкиваясь от этих общих свойств монетарных систем, и снова говоря о Рипл в сравнении с Биткоин, можно констатировать, что у последней как у системы есть право на эмиссию (обращая при этом право сеньоража, то есть майнинга, на благо развития системы). Но в BTC и в помине нет встроенных средств кредитования, тогда как Рипл предоставляет такую возможность каждому человеку.
Конкуренция прав выдачи ссуд в рамках Рипл реализуется очень естественно через лимиты доверия. Приводя отличия ещё — введение демуража в биткоин невозможно, тогда как Ripple позволяет управлять количеством денег в экономике децентрализовано. Многие даже считают, что Ripple — это способ реализовать демураж для BTC, и, по их мнению, именно поэтому Биткоин обретает свою истинную мощь лишь «на рельсах» инфраструктуры Рипл. Продвинутые возможности клиринга (взаимозачетов) в Рипл — просто великолепны, делая концепцию денег не эффективной, и не нужной.
Подобные сравнения можно продолжать до бесконечности, и практически все они будут в пользу Рипл. Если же говорить в плане сравнения с обычными фиатными деньгами, то тут есть причины для тревоги за последние. Государство — суть контроль, а его финансовая система и деньги — главный инструмент из арсенала «мягкой силы». Очевидно, что Рипл и криптовалюты в целом несовместимы с данной концепцией управления на генетическом уровне, поэтому развязка в любом случае будет драматичной для одной их сторон этого неизбежного противостояния.
— Как выглядит Рипл с точки зрения администраторов узлов?
Физически Рипл представляет сетевую децентрализованную систему расчетов, развернутую на основе открытого исходного кода, которая состоит из клиента и сервера rippled. Сервер может скомпилировать и установить любой доброволец, желающий безвозмездно поддержать работу сети в качестве ноды. Эта работа никем не спонсируется и не поощряется, волонтеры запускают и поддерживают ноды платежной сети полностью самостоятельно по доброй воле (например, подобно тому, как обслуживаются узлы Tor). В сети Рипл отсутствует майнинг или его аналоги, любой возврат платежа после его перевода — невозможен.
Из соображений безопасности, Ripple deamon (rippled) доступен исключительно в виде исходного кода, готовые сборки официально не поддерживаются. Сервер написан на C++ и представлен в более 7 версиях практически для всех популярных ОС, начиная от Linux/FreeBSD и готовых инстансов для Amazon Web Services, и заканчивая версией для Windows. Ключевые зависимости для сборки — OpenSSL и Boost. Вы можете запустить свою ноду, которая будет исполнять одну из трех ролей (либо любую комбинацию из них): рядовой публичный сервер (public rippled server), сервер-валидатор (validator) или подписывающий сервер (signing server).
После установки и запуска демона получить его текущий статус или комментарии об ошибках можно по команде:
./rippled server_infoДля разработчиков доступно открытое API для интеграции возможностей системы в сторонние продукты, например для создания собственного гейта. Есть готовые библиотеки для языков JavaScript, Java, Ruby и др, более подробно об этом можно почитать здесь: https://dev.ripple.com/.
— Как выглядит Рипл с точки зрения рядового пользователя?
Для регистрации и работы в сети доступны разные клиенты, большая часть из них ориентированы на веб-интерфейс или выполнены в виде плагинов к популярным браузерам. Для регистрации в Рипл (https://ripple.com/client) нужно указать лишь произвольный псевдоним, также возможна привязка персонального аватора через Gravatar, никаких специальных знаний или софта больше не нужно.
Я уже говорил, что в рамках Ripple существует специальная «техническая валюта» — XRP («рипплы»), которая автоматически тратится на оплату транзакций или линий доверия (за каждый платеж/выделение такой линии будет удерживаться фиксированная комиссия в 0.00001 XRP). Эта такая же электронно-виртуальная сущность, как и все остальные платежные объекты сети, но со специальным служебным статусом.
Поэтому, чтобы ваш зарегистрированный кошелек был активирован, необходимо, чтобы в нём был минимальный неснижаемый остаток, который на данный момент равен 25 XRP. Это тот минимум, который должен быть предварительно зачислен на ваш счет, чтобы вы могли начать покупать или делать переводы. XRP можно мгновенно перевести на любой счет без комиссии за перевод, например, купив его на бирже.
— В последнее время остро стоит вопрос безопасности и анонимности электронных платежей, что можно сказать в этом плане насчет Рипл?
Анонимность здесь носит полностью аналогичный заявительный характер, как и в Биткоин: если хотите, вы можете сами персонифицировать себя как владельца конкретного кошелька, если же не хотите — нет встроенных технических средств, чтобы принудительно идентифицировать вас. Все соединения и данные надежно зашифрованы, вся криптография в Рипл базируется на ECDSA-алгоритме, исходный код системы открыт и прозрачен для любого аудита.
Ваш аккаунт в Рил имеет два пароля. Повседневный пароль (regular pass phrase) предназначен для каждодневного использования, но в случае каких-то проблем с безопасностью, всегда можно сбросить его на новый через длинный секретный пароль (master pass phrase). Все ваши контакты, деньги и кошелек — хранятся в распределенной сети Рипл в зашифрованном виде, поэтому их не так просто украсть, получив физический доступ к компьютеру, как в случае с Биткоин.
Что же касается продвинутой анонимности, то в дополнение к тому, что уже есть сейчас, идет разработка так называемых «Boxed payments». Понять смысл этой концепции очень легко — представьте себе заклеенную наглухо коробку. Что там такое внутри — деньги, чьи-то долговые векселя или обязательство на поставку товаров — никто толком не знает.
В Рипл вы можете получать подобные «запакованные платежи», тогда в рамках регистра извне не видно, что находится внутри такой «коробки». Далее вы можете переслать эту «коробку» дальше, хранить её в аккаунте, или сразу распаковать, обналичив активы на свои счета. Таким образом, можно согласовывать со своим контр-агентом абсолютно анонимные платежи, даже если за вашим кошельком пристально следят некие сторонние силы (в рамках Биткоин, равно как и в Рипл, если кошелек известен, всегда можно идентифицировать любой платеж в рамках его платежной истории в блокчейн).
— А как обеспечивается безопасность внутри сети? Мне остался неясен вопрос контроля и проверки транзакций на их истинность. В биткоин используются транзакции «с нулевым подтверждением», но Рипл в этом вопросе пошел другим путем.
В сети Рипл для фиксаций транзакций используется более эффективный механизм — процедура консенсуса. Она более быстрая, эффективная и простая. Но в рамках архитектуры Биткоин такое решение порождало бы самые разные потенциальные риски, например, делало возможной «атаку Sybil». В Рипл всё это нивелирует институт валидаторов — давайте остановимся на этом подробнее.
Если не углубляться в детали, то в рамках Рипл можно выделить две главные разновидности узла. Самая многочисленная группа — это рядовые рабочие узлы (monitoring nodes), осуществляющие большую часть транзакций, которые выступают в роли своеобразного бэкенда по отношению к клиентам платежной сети. Вторая часть носит служебно-сервисное предназначение, и самая важная среди них группа — валидаторы (validation node). Валидаторы, как и всё в Рипл, базируются на концепции доверия, которую они призваны защищать.
Итак, каждый конкретный узел сети может потенциально принадлежать некой «криминальной» личности, которая захочет мошенничать со всеми транзитными проводками (предположим, сделав это максимально корректно и незаметно, как-то преодолев криптографический уровень защиты).
Именно поэтому каждый пользователь в Риппл имеет свой «уникальный список узлов» (UNL, Unique Node List) — это список нод «которые не будут сговариваться против него». Именно через эти узлы уходят и приходят по принципу широковещательной рассылки все верификации. В числе этих нод — так называемые валидаторы, которые хранят свою независимую копию регистра.
Таким образом, при любой попытке «протолкнуть» в сеть ложную проводку любым из транзитных узлов, наступит неизбежная рассинхронизация между копиями регистров. Единственный способ обойти такую коллективную проверку — все узлы из списка UNL атакуемого должны быть «в сговоре». По умолчанию этот список валидаторов состоит из самых разных организаций и стран, принадлежащих самым разным людям, разбросанным по всему миру. Рипл считает, что чем длинней и разнородней список валидаторов — тем сложнее провести «ложную транзакцию». Важная часть концепции доверия — вы сами лично можете редактировать свой список узлов, которым доверяете. Вы можете полностью отказаться от услуг одних (например, расположенных на территории вашего государства), и пользоваться исключительно другими.
Валидаторы контролируют другу друга, перепроверяя свои версии регистра. Конечная фаза таких каскадных сверок — консенсус. Это фиксация (легимитизация) как конкретной сделки, так и очередной глобальной версии регистра.
4. Философия Ripple — Мы обсудили все составные элементы дизайна Рипл, в заключение интервью — можно ли описать максимально общно алгоритм работы всей сети, собирая всю эту мозаику вместе?
Вся сеть базируется на Ledger — распределенной базе данных (большой «бухгалтерской книге» или коллективном регистре), находящейся в совместном доступе всех узлов пиринговой сети. Этот регистр хранит балансы счетов и историю всех транзакций, аналогично дереву блоков Blockchain в Bitcoin. Помимо данных о балансе кошельков, регистр содержит информацию обо всех предложениях купли или продажи валюты (любых других активов), образуя первую в мире распределенную глобальную биржу. Институт валидаторов постоянно бдит над целостностью и непротиворечивостью единого регистра.
Любой желающий, подключившись к бирже через клиента, может разместить свои предложения или ставки, а сеть автоматически подберет наиболее эффективный вариант обмена. Далее участники сети соглашаются с предложениями или нет, все изменения вносятся в регистр при помощи процесса, который именуется «консенсус» (consensus), повторяющегося каждые 2–5 секунды. «Консенсус», словно гигантский пульс, позволяет осуществлять проводки, выборку вариантов и обмен, закрывая за один такт все открытые транзакции.
Обычные фиатные деньги (валюты) попадают в сеть Рипл (и выходят из нее) через гейты (шлюзы). Гейт в Рипл — это банки, рыночные площадки, финансовые компании и любые другие финансовые учреждения, которые за небольшую комиссию выступают гарантом номинированной ими в сети ценности. При этом они также как и все являются лишь эмитентом кредитных денег внутри сети — новая валюта создается в пределах открытого на них (каждым из агентов) кредитом доверия. Компании, у которых есть лицензия на выпуск электронных денег, могут вполне легально создать гейт в своей стране. Технически все организовано так, что такой гейт даже не будет взаимодействовать с XRP — только с обычной валютой, но в её виртуальном виде (например, безналичный рублевый платеж).
Для обычного пользователя это работает так: к примеру, на глобальном рынке Рипл вы оперируете в евро, и хотите купить что-то у продавца, который принимает платежи только в рублях. Для этого вам не нужно искать обменник и о чем-то задумываться — Рипл автоматически «конвертирует» валюты посредством маршрутизации заказа через сеть маркет-мейкеров, которые конкурируют, чтобы заработать на спреде bid/ask. Маркет-мейкеры — это огромное количество рыночных агентов, которые предлагают свои услуги, товары и валюты, сканируя которые в реестре, Рипл сама рассчитывает наиболее выгодную для вас цепочку маршрутов (обменов).
Напомню ещё раз, что кроме более привычной функции «прозрачного конвертора валют», в Рипл любые деньги, отличные от XRP — это долг, иначе говоря, кредитные деньги. Любой аккаунт может эмитировать любую сумму в любой валюте. Но чтобы эти деньги можно было потратить, переслав кому-то, должна существовать «линия доверия» между эмитентом и принимающей стороной в размере суммы перевода. Иначе говоря, чтобы воспользоваться собственной кредитной функцией, вам нужен открытый на вас «лимит доверия» — реальное доверие конкретных людей в отношении вашей платежеспособности.
Это так важно, что хотелось бы ещё раз остановиться на этом «краеугольном камне» сети, который выходит за рамки чисто технологической концепции, апеллируя напрямик к моральным устоям человечества. Кредит — это прямая функция доверия. Рипл в своей высшей стадии развертывания, когда работа сети становится практически автономной от фиатных денег — это экономика доверия, и, в конечном счете, дарения. Важно, что конечная эффективность использования этой криптосистемы зависит от того, каким количеством взаимного доверия вы обладаете с вашими контрагентами. Доверие можно заменить словом порядочность или репутация, назвать его социальным капиталом или верой в вас со стороны других — суть остается той же.
Но поскольку мы говорим о сообществе людей, речь идет о попытке построения математически выверенной экономики доверия. И чем больше вокруг окажется подобных «честных» людей, тем эффективней будет работать система стимулирующего кредитования. Ведь каждый платеж требует предварительного просчета пути доверия, далее он изменяет состояние десятков других кредитных линий, что, в пересчете, меняет картину при подготовке платежа следующему домену пользователей…
В процессе процессинга таких перекрестных «кредитных платежей» в каждом цикле консенсуса система проводит взаимозачеты (клиринг) встречных и пересекающихся кредитов всех участников/посредников, постоянно оптимизируя долговые балансы, словно играя в гигантский многомерный тетрис. Именно поэтому многие финансовые специалисты называют Рипл не традиционно-платежной, а скорее клиринговой системой. Но на самом деле — это их гибрид, полностью собранный на софтовом каркасе ИТ.
— Вдогонку — вы сказали, что есть «высшая форма развертывания» Ripple, а чем является тогда его «низшая форма»?
Мы движемся от реального мира «как есть» к идеальному, такова суть стрелы эволюции. Только что я сказал, что Рипл — это композиция всем привычной платежной системы с доверительно-кредитной. Таким образом маневр заключается в том, чтобы постепенно прорастать из того что есть (платежный рынок фиатных денег) в экономику доверия (которую предстоит построить), а не навязывать эту новую и уникальную систему с нуля. В процессе проникновения людских масс в Рипл её эндогенные механизмы кредитования будут неизбежно набирать обороты, вытесняя со временем «старую экономику», хотя бы просто потому, что в рамках этой сети они совершенней, чем более привычные нам расчетные схемы.
Например, Stellar (быстрорастущий форк Рипла) делает агрессивную ставку именно на такой «посев», заключая большое количество договоров с традиционными банками, пытаясь шире и глубже интегрироваться в традиционный финансовый сектор. Если помните, Нео из «Матрицы» после долгого противостояния смог победить агента Смита лишь после того, как заразил и взорвал его изнутри. У Рипл есть похожий план (но держите его в секрете!) — он пытается совмещать в себе любые произвольные агенты «старой экономики» (через сервис гибко подключаемых гейтов) с новой и глобальной экономикой дарения, которой ещё предстоит проявить себя в будущем. Он словно дразнит, пытаясь через крючок «модной платежки типа Биткоин» подсадить на по-настоящему инновационные и крутые вещи, выглядящие пока слишком отталкивающими по причине крайней необычности.
Любая попытка смены экономической или научной формации «в лоб» — всегда встречается со скепсисом (если не сказать что «посадками» — парни, я не имею в виду Россию, честно). Ещё пару веков назад вопрос «чем автомобиль с его бензиновым двигателем лучше обычной лошади» стоял чрезвычайно остро. Но, как видим, с тех пор эволюция сделала шаг вперед — на подобную трансформацию всегда нужно время.