Продвижение инди-игры на Steam Greenlight
Всем, привет! Наша команда сейчас проходит важный этап становления любого разработчика игр — первый запуск игры на Steam Greenlight. Пока я готовил материал для этой статьи, наша игра вошла в ТОП-100 проектов на Greenlight, набрала почти 2000 голосов «ЗА» и через 12 дней получила зелёный свет.В этой статье хочу поделиться информацией, которую «нарыл» в процессе подготовки к Greenlight’у, а также попробовать проанализировать, какие гипотезы по продвижению сработали, а какие пути оказались тупиковыми. Надеемся, эта информация окажется полезной и кому-то попадёт в избранное.
Наша команда из 5 человек работает над игрой уже чуть больше года, и мы решили, что игра готова где-то на 47%. Благодаря программе AppCampus (ссылка) мы выпустили игру в ранний доступ на Windows Phone (где готово 1,5 эпизода). И пока кипит работа над контентом к оставшимся уровням, было принято решение параллельно запустить Steam Greenlight, чтобы заранее пройти все формальности от Valve, получить зелёный свет и начать строить отношения с нашими потенциальными игроками на Steam.Моральной подготовкой стало изучение материалов, в которых описана специфика выхода на площадку:
Но самым интересным было изучение историй других разработчиков, которые уже прошли Greenlight и делились своим уникальным опытом, мыслями и конкретными цифрами по своим играм. Огромное им за это спасибо.Статьи были написаны в течении 2-х лет, и по ним можно проследить, как менялись требования к проектам и трансформировался сам Greenlight.
Как видно из этих историй, со временем в Greenlight требуется все меньше и меньше голосов для получения зелёного света. Это связано с тем, что сама площадка стала приносит очень мало трафика и проектам требуется прикладывать дополнительные усилия для привлечения голосов.Более того, существует огромная проблема со ссылками на Steam:
Обычно ссылку на проект открывают в браузере; Чтобы зайти в свою учётную запись Steam из браузера, почти всегда требуется вводить проверочный код, который высылается на почту; После ввода проверочного кода человека обычно перекидывает на главную страницу Steam; Поиск на главной странице Steam работает только для выпущенных проектов, для проектов находящихся в Greenlight выделили отдельный раздел «Сообщества»→«Greenlight»; Проект можно найти по поиску или в разделе «Новые проекты» (сейчас ситуация такая, что проект пропадает с первой страницы всего через 1,5 дня, на 9 день наш проект уже находился на 5 странице). Т.е. у человека при всем желании проголосовать за проект так просто не получится, и как с этим бороться для нас пока не понятно… Итак, самая интересная часть, которая описана почти во всех предыдущих историях — создание страницы проекта на Greenlight. Как поступили мы: Создали учётную запись нашей команды; Купили возможность публикации своего проекта — это специальная позиция в магазине под названием «Steam Greenlight Submission Fee» стоимостью 3200 рублей. Для коллег из других стран цена пропуска на Greenlight стоит 100$ (как и во всем Steam, индексации цен из-за колебания курса валют не произошло — что не может не радовать); Подготовили видео на YouTube, скриншоты, красивое оформление и описание проекта и т.п. В профиле настроили Google Analytics, чтобы смотреть откуда к нам на страничку приходят люди; Добавили всю команду в «Создатели», прописали все ссылки на наши социальные медиа, на всякий случай создали Steam группу по игре — хотя так и не поняли, как это нам поможет =) Запустили страничку в свободное плаванье. После запуска проект будет пару дней висеть в категории «новое» и иногда будет появляться у пользователей в «Списке голосования». Но как показывает практика (из опыта других проектов), это даёт голоса, но их недостаточно, и иллюзий насчёт того, что Steam к нам приведёт нужное количество людей для голосования, и мы, не прикладывая никаких усилий, получим зелёный свет, у нас не было.Полезные сервисы
Сервис Bit.ly — позволяет создавать и персонализировать короткие ссылки. Сервис показывает полную аналитику — откуда и сколько по этой ссылке раз кликнули. Это очень полезно знать, когда приходится оценивать эффективность того или иного поста; Сервис Sidekick — позволяет сделать надстройку в браузер и получать в реальном времени уведомления о том, было ли открыто письмо получателем, по каким ссылкам он прошёл в письме, какую социальную активность проявляет адресат, своеобразный социальный шпион. Когда рассылаешь пресс-релизы журналистам — очень полезно знать, открывали твоё письмо или нет. Как завещал Галёнкин в своей книге, первое, что можно бесплатно сделать для продвижения игры — это завести свои группы в разных соц. сетях. В нашем случае мы развиваем свой сайт, группу VK, страницу в Facebook, иногда пишем в Twitter, выгружаем фотографии в Instagram, выкладываем видео на VIMEO и YouTube, даже есть страница на Google Plus, но я чего-то не разобрался в интерфейсе…Свои площадки — это хорошо, но по умолчанию там никого не будет, кроме ваших друзей, и как туда привлекать своё комьюнити — это тема для отдельной статьи, которую мы может быть напишем, когда наберём больше опыта.
Следующими для нас стали площадки, в которых можно завести страничку или ветку форума для своего проекта, в которые можно публиковать информацию, связанную с игрой и её разработкой. При должном отношении к этим ресурсам, оттуда к вам будут приходить новые люди, и, если им понравится ваш проект, они могут отдать за вас свой голос.
Название Ссылка Особенности IndieDB http://www.indiedb.com/ По-моему, самый популярный сайт для инди-разработчиков. Почти у всех проектов здесь есть своя страничка, и мы не стали исключением.Если у вашего проекта есть интересная новость, то, опубликовав её у себя в игре, после проверки модераторами, вы без проблем попадаете на главную страницу с новостями, что даст вам бесплатный трафик.
Более того, если проект на сайте ведёт различные активности (публикует интересные новости, выкладывает новые скриншоты, видео и т.п.) и остаётся в топ-100, администрация сайта может начать его продвигать, а также добавить в самую популярную коллекцию проектов на Steam Greenlight.
Gamesjam http://gamesjam.org/ Замечательный сайт, на котором на регулярной основе проводятся различные геймс-джемы. Зарегистрировать там свой проект и даже поучаствовать в одном из них, что может быть лучше? Kanobu http://kanobu.ru/ На Kanobu есть паб, в котором можно обсуждать с игроками разные темы, в том числе и вашу игру=) Gamasutra http://www.gamasutra.com/blogs/ Есть возможность писать свои статьи, посвящённые разным аспектам разработки игр. Если содержание статьи будет достаточно оригинальным и интересным, статья попадает в продвижение от редакции, что даст вам бесплатный трафик. Unity Forum — Works In Progress http://forum.unity3d.com/forums/works-in-progress.34/ Если игра на Unity и у вас есть информация и секреты, которыми хотите поделиться с другими разработчиками Unity, можно завести страничку на официальном форуме и регулярно её обновлять релевантной информацией. Важно прочитать правила раздела «Works In Progress». Блог про игры http://gamin.me/ Простой блог про игры, где вы можете написать свою статью. Gamedev.net http://www.gamedev.net/ Довольно крупный форум о разработке игр. Если у вас есть релевантная информация для этой площадки, то не грех туда написать статью или создать обсуждение. TIGsource http://www.tigsource.com/ Сообщество независимых разработчиков игр и игроков. Есть форум и возможность писать статьи про свою игру. Сообщество D3 https://games.d3.ru/ Никто не запрещает написать интересный пост по вашей статье в ветке, связанной с разработкой игр. У нас пока нет возможности выложить демо-версию нашей игры, поэтому эти ресурсы нам не подошли —, но говорят, что они помогают в продвижении инди-игр: Название Ссылка Особенности Alfa Beta Gamer http://www.alphabetagamer.com/ Каталог инди-игр, есть возможность выложить демку и протестировать её на пользователях. GameJolt http://gamejolt.com/ Как и Alfa Beta Gamer, можно выкладывать демку и получать фидбек по проекту. Itch.io http://itch.io/ Еще один очень хороший каталог с демками и полными играми на продажу. Desura http://www.desura.com/ Есть возможность выложить инди-игру на продажу. Интерфейс аналогичный IndieDB. Крупные паблики про игры, публикующие вашу информацию в виде рекламы и за деньги: Крупные VK паблики
Мы решили проверить наши гипотезы и купить несколько постов в таких пабликах (с общим охватом по аудитории в чуть больше 1 млн. человек) и получили результат, близкий к 0. Для нас эффект в основном дали маленькие группы, специализирующиеся на инди-играх, которым мы просто написали: Группы по инди-играм
Но самым эффективным была публикация в паблике Игромании, причём мы просто попросили рассказать про наш проект, и запись появилась в паблике абсолютно бесплатно, за что мы очень благодарны редакции. Facebook отлично сам себя монетизирует и постоянно предлагает платить ему за рекламу, но мы решили пойти путём самурая и попробовать освоить площадку без финансовых вливаний. Усвоив урок из VK о том, что количество людей в группе, как правило не говорит об эффективности постов, мы стали смотреть на странички про инди-игры, которые могут нам помочь.Группы, где удалось опубликоваться и мы получили результат и переходы по ссылкам:
Группы, со своими правилами, которые публикуют только релевантный контент после модерации:
Как нам показалось, в FB в разы труднее набрать лайки и подписчиков своей странице, поэтому важно работать с каждым проявившим активность пользователем. Поставил лайк — добавь в друзья. При чем моментально (уведомления fb в помощь). Задали вопрос — ответить как можно быстрее, похвалили игру, арт, вас — поблагодарить. Всех, добавившихся в друзья — пригласить поставить лайк странице. В своей ленте регулярно писать о разработке, разбавлять личными постами. Люди узнают много из вашей ленты и начинают интересоваться самой студией. Мы ведём Twitter на английском языке и стараемся использовать релевантные хеш-теги, если твит о разработке игры. Популярных хештеги связанные с разработкой игр:#gamedev #indiedev #videogame #gamedesign #unity3d #screenshotsaturday #conceptart #gameart #screenshot #art #igdev #pixelart и т.п.Обычно по этим хеш-тегам ищут интересную информацию, а также есть аккаунты-роботы, которые делают автоматические ретвиты, и из-за этого у вас появляются новые подписчики.
Также советуем посмотреть http://playfield.io/ — портал-агрегатор твитов, связанных с разработкой игр.
В заключении хочу добавить, что существует ещё и игровая пресса, которая может помочь с продвижением вашей игры. Говорят, что крупные издания делают материалы (превью, ревью, интервью и т.п.) бесплатно, но при условии, что вы постарались и сделали очень классную, оригинальную игру, о которой хочется писать =)Мы ещё не доросли до этого уровня, но подготовили для себя список тех изданий, на которых хотим видеть материалы по нашим проектам.
Отечественные игровые сайты (отсортированы на наш вкус):
Крупные зарубежные игровые сайты:
Полезные ссылки, которые нам помогли: http://www.pixelprospector.com/ — Полезные инструкции по продвижению инди (списки форумов, сайтов и т.п.); http://videogamejournaliser.com/ — Список сайтов, пишущих про Инди; http://videogamecaster.com/big-list-of-youtubers — каталог всех летсплееров; http://youtubers.brightside-games.com/ — ещё один каталог всех летсплееров. P.S. В статье я не успел рассмотреть порталы, которые пишут про мобильные игры (iOS, Android, Windows Store) — возможно это будет материал для следующей статьи. Но пока есть отличный материал — Мобильный PR: 160 сайтов, где могут написать о вашей игре.Если у вас есть ссылки на ресурсы, которые потенциально могут помочь в продвижении игры и не были упомянуты в этой статье — напишите в комментариях, буду иногда актуализировать эту статью. Будем рады, если эта статья окажется кому-то полезна.