Результаты квартала Apple
Каждый квартал мы с друзьями Apple публикует финансовые результаты своей деятельности. В принципе, эти результаты, как правило, можно резюмировать фразой «всё выросло»: выручка, прибыль, объемы продаж в штуках. Пересказывать пресс-релиз Apple не вижу никакого смысла, это можно почитать и у Apple, и у многочисленных новостников на «яблочную» тему.
Но есть один момент в сегодняшнем пресс-релизе, на который обращаешь внимание. Да-да, продажи iPad, я говорю о вас. За прошедший квартал Apple продала 12.6 млн планшетов, а за тот же период год назад — 16 млн штук (не говоря уже о том, что за квартал до этого было продано 21.4 млн iPad). Несомненно, аналитические гении, светочи объективности и неангажированности (исключительная комбинация, редко в природе встречающаяся сразу в одном лице) увидят в этом сигналы предстоящего краха компании, о котором так долго говорили большевики…
Но если серьезно, то что не так с iPad? Почему это детище Джобса, которое он считал заменой компьютеров в будущем, перестало продаваться? (если можно так назвать почти 35 млн штук проданных планшетов за последние полгода). Как я вижу, ответов здесь сразу несколько.
Во-первых, каннибализация. Этим термином называется ситуация на рынке, при которой новый товар предприятия забирает покупателей старого товара этого же предприятия, то есть «съедает» собственную долю рынка. По сути, Apple, выпустив телефоны с большим экраном (iPhone 6 и особенно iPhone 6 Plus), добровольно согласилась на то, что многие кто мог бы купить себе iPad mini, выберут в итоге вместо планшета смартфон. Для многих пользователей еще одно устройство означает еще один мобильный контракт, то есть дополнительные расходы (а tethering, даже в том виде, в котором его в iOS 8 сделала Apple, с удобным подключением, все равно не так удобен, да и на некоторых операторах требует подключения отдельной услуги за дополнительные деньги). Поэтому небольшим приростом экрана можно пожертвовать, сэкономив кучу денег на последующих мобильных платежах, заодно и облегчить себе жизнь, в которой будет на одно устройство меньше.
Именно это и называется «каннибализацией». Еще Стив Джобс говорил, что «If you don«t cannibalize yourself, someone else will.» — «если вы не каннибализируете сами себя, кто-то другой сделает это за вас». Именно поэтому в свое время Apple выпустила iPhone (ну, допустим, не только поэтому, но в том числе) — компания прекрасно понимала, что каким бы прекрасным и популярным на тот момент не был iPod, «телефонные» конкуренты рано или поздно добавят в телефоны возможность проигрывания музыки, и тогда iPod перестанет быть таким привлекательным вариантом. Я думаю, выпуская iPhone 6/6 Plus, компания прекрасно понимала, что жертвой могут стать именно iPad, но была готова к этому. Тем более, что средняя продажная цена iPhone (ASP) в этом квартале составила 659 долларов — если кто-то вам скажет, что это «там в основном iPhone 4s на 8ГБ», можете рассмеяться ему в лицо. Для сравнения, ASP iPad и в лучшие времена не превышала 500 долларов, а после выхода iPad mini и вовсе колебалась в районе 350–400 долларов. Так что если какой-то эффект от того, что покупатели iPad стали вместо него покупать iPhone 6/6 Plus, то на финансовых показателях Apple это должно было отразиться только положительно.
Но есть и другой важный момент. Планшет (сейчас я задвину умную мысль) — это не смартфон! (о как, глубоко?) На самом деле основной вывод, который можно сделать из этого заявления — это то, что и срок службы планшета, и цикл обновления у него другой, нежели у смартфона. Моя версия такая, что цикл обновления планшета вовсе не те 1–2 года, к которым мы привыкли у смартфонов. Планшеты меньше носят с собой, соответственно, они меньше теряются, падают или бьются. Утопить планшет в унитазе тоже сложнее, чем смартфон. Недавно я был в одном винном баре, где винная карта была в виде приложения на iPad — они прекрасно обходились планшетами первого поколения, и никакой необходимости покупать туда новейший Air у них не будет еще долго. iPad по-прежнему — синоним слова «планшет», он определяет категорию и на него равняются конкуренты (вот бы хоть кто-нибудь из крупных конкурентов Apple раскрывал продажи планшетов так, как это делает «фруктовая компания»). Что там будет с ним дальше — посмотрим.
А вообще, учитывая только что выпущенный MacBook, который я считаю предвестником «планшетизации» компьютеров (да и многие иначе как «айпад с клавиатурой» не называют), начнет продаваться в этом квартале (формально он уже начал, но сроки ожидания не радуют), то я предполагаю, что в этом квартале Apple продаст еще меньше iPad. Опять же, с финансовой точки зрения это наверняка лучше — при том уровне маржи, который обычно у Apple, это означает только более высокие показатели выручки и прибыльности компании. И это будет продолжением все той же «каннибализации», о которой я говорил выше. Но это наверняка станет дополнительным поводом для аналитически одаренных личностей заявить о том, что «акелла промахнулся» и пообещать крах и забвение.