«Решаем задачки про ненормальных детей», или Как приблизить математику к реальности

Речь пойдёт о так называемых текстовых задачах, в которых сначала рассказывается некая история, а затем предлагается ответить на вопрос по ней. Как педагог дополнительного образования я имею дело только с олимпиадными задачами, поэтому примеры будут из школьных олимпиад, но полагаю, что и в обычных учебниках тоже есть к чему придраться что улучшить.

В заголовок статьи вынесено название прошлогоднего чатика (в теперь уже запрещённом для учителей мессенджере, но сейчас не об этом) с моими учениками, причём назвали его так они сами. Так что же не так с героями задач и можно ли с этим что-то поделать?

По моим наблюдениям, герои текстовых задач довольно часто:

  • Имеют непривычные для современных школьников имена. Это могут быть Вася или Петя, если они фигурируют в задаче по одному или вдвоём, а также Аркадий, Борис, Вениамин, Глеб и Денис, если в истории много действующих лиц. Как-то раз мне встретились Аля, Валя, Галя, Белла и Диля, когда автор позаботился о женской части аудитории.

  • Вызывают когнитивный диссонанс. Недавно попалась задача, в которой Белоснежка общается с десятью гномами. В итоге вместо размышлений над сутью задачи мой несчастный мозг задавался вопросом, откуда взялись ещё три гнома.

  • Ведут себя странно, нелогично. Например, двое друзей играют в игру, в результате которой один обязательно в плюсе (который может измеряться деньгами или конфетами), а другой всегда проигрывает. И вопрос только в том, насколько первый сможет нагреть второго.

Ну, с именами всё понятно. Использование «шаблонных» Вась и Петь не мешает восприятию задачи, а напротив, даже помогает абстрагироваться от реальных знакомых (заодно удерживает от шуточек над одноимёнными одноклассниками, если герой задачи демонстрирует не лучшие качества). Имена по алфавиту нужны для сокращённой записи условия задачи, и ничего страшного, если Аркадий по ходу решения вдруг превратится в Андрея, а Глеб станет Георгием. Иногда дети специально стараются придумать как можно больше разных трактовок записанного на доске только первой буквой имени — вполне себе хорошая дополнительная тренировка для мозга, как мне кажется.

Лишние гномы — как лишние пальцы на изображениях, созданных нейросетью. Раздражают, отвлекают, мешают в полной мере насладиться решением задачи. Тут можно предложить авторам либо сократить их поголовье до стандартных семи штук, если при этом задача не потеряет смысл, либо подобрать более подходящих персонажей. Конкретно в этом случае гномы делились на правдивых и не очень, поэтому можно было просто заменить их на знакомых всем рыцарей и лжецов. Да, они уже, наверное, всем приелись, зато не пришлось бы лишний раз объяснять, чем друг от друга отличаются.

И, наконец, нелогичность в задачах. Собственно, то, ради чего и затевалась эта статья. С нелогичностью хочется бороться, чтобы подрастающее поколение видело, что математика действительно может помочь в решении практических задач, а не занимается какими-то сферическими конями в вакууме.

А теперь слайды! примеры.

Кто не работает, тот ест!

Учись, студент!
Учись, студент!

Начнём с тех задач, где один из героев наживается на другом.

Петя загадывает четырёхзначное число вида 20∗∗. Вася последовательно проверяет, делится ли загаданное Петей число на 1, 3, 5, 7, 9, 11, и, если делится, то Вася платит Пете 1, 3, 5, 7, 9 или 11 рублей соответственно. Какое наибольшее количество рублей может получить Петя?

Что меня смущает в этой истории?

Вася по сути выполняет работу для Пети (и по инициативе Пети), при этом почему-то Вася же Пете за это и платит. А нам (точнее, школьникам, участвующим в олимпиаде) тоже предлагают поработать на Петю — помочь ему придумать такое число, чтобы его прибыль была максимальной. За Петю, конечно, можно порадоваться, но кажется, это какие-то неправильные трудовые отношения.

Ещё один пример:

Таня и Вера играют в игру. У Тани есть карточки с числами от 1 до 30. Она расставляет их в некотором порядке по кругу. Для каждых двух соседних чисел Вера считает их разность, вычитая из большего числа меньшее, и выписывает получившиеся 30 чисел себе в блокнот. После этого Вера отдает Тане количество конфет, равное наименьшему числу из выписанных в блокнот. Таня выкладывает карточки так, чтобы получить как можно больше конфет. Какое наибольшее количество конфет она может получить?

Опять та же картина: Вера старается, что-то там вычисляет, записывает, а мы помогаем хитрой Тане побольше на этом заработать.

А ведь можно ту же схему с конфетами повернуть так, чтобы история была не про эксплуатацию одним героем другого, а про поощрение удачной находки. Автору следующей задачи это вполне удалось:

Миша предложил Юле передвинуть фишку из клетки A в клетку B. За один шаг можно передвинуть фишку в соседнюю по стороне или по углу клетку. Чтобы было интереснее, Миша положил 30 конфет в призовой фонд, но сказал, что будет забирать по 2 конфеты за каждый горизонтальный или вертикальный ход и по 3 конфеты за каждый диагональный ход. Оставшиеся конфеты Юля получает в награду. Какое максимальное количество конфет может выиграть Юля?

c681d52a441180f243a50792ccc1bbf6.png

Те же 14 конфет в ответе (простите за спойлер), но задача выглядит куда логичнее. Бонус получает тот, кто трудится, причём размер бонуса зависит от качества найденного решения.

Я 11 лет считаю спички в коробках…

Учитель написал на доске число. Саша решил поделить его с остатком на 102, а Маша — на 103. Оказалось, что частное, полученное Сашей, и остаток, полученный Машей, в сумме дают 20. Какой остаток получил Саша?

Просто представьте себе эту ситуацию.

Вы сидите на уроке / лекции / рабочем месте (нужное подчеркнуть), и там учитель / преподаватель / начальник пишет число. И вы сразу: «Хм, почему бы не поделить его с остатком на 102?», а рядом одноклассник / друг / коллега поддерживает: «Отличная идея! Только я бы, пожалуй, на 103 поделил».

На самом деле, эту задачу легко исправить, если сказать, что задание делить с остатком дал детям учитель. А вот в следующем примере остаётся только посочувствовать герою.

Расстояние между городами А и Б составляет целое число километров. На дороге между городами каждый километр стоит табличка: на одной стороне написано расстояние до города А, на другой — до города Б. Слава шёл пешком из города А в город Б. В течение своего путешествия Слава посчитал для каждой таблички НОД чисел, написанных на ней. Оказалось, что среди посчитанных НОДов встречаются только числа 1, 3 и 13. Чему равняется расстояние между городами?

Это что же должно было случиться со Славой, чтобы он после этого шёл пешком по трассе 39 километров и считал НОДы?

Встаньте, дети, встаньте в круг…

В детском саду 150 детей выстроились по кругу. Каждый смотрит на воспитателя, стоящего в центре круга. Часть детей одета в синие куртки, а остальные — в красные. Детей в синих куртках, левый сосед которых в красной куртке, 12 человек. Сколько детей, левый сосед которых в куртке того же цвета?

150 детей — это, пожалуй, весь детский сад разом, от яслей до подготовишек. Попробуйте представить то, что описано в задаче. Это как минимум сложно, а если всё-таки получится, то страшно.

Нейросеть не справилась с задачей: дети стоят явно не по кругу, а одна девочка, похоже, заблудилась — 149 детей в жёлтых и зелёных куртках наверняка ждут её в соседнем помещении.
Нейросеть не справилась с задачей: дети стоят явно не по кругу, а одна девочка, похоже, заблудилась — 149 детей в жёлтых и зелёных куртках наверняка ждут её в соседнем помещении.

Сразу возникает куча вопросов, никак не связанных с математической составляющей задачи:

  • Зачем их всех заставили встать в один круг?

  • Где на территории детского сада удастся этот круг разместить?

  • Сможет ли один воспитатель справиться с таким количеством детей?

  • Как ему удалось добиться, чтобы они все одновременно на него смотрели?

  • Зачем вообще нужен воспитатель, если его наличие/отсутствие не влияет на задачу?

  • Кстати, а какого цвета у него куртка?

А ведь можно ту же самую задачу сформулировать гораздо ближе к жизни. Даже оставаясь в рамках детского сада, если потребуется. Например, так:

В детском саду Вася выстроил вокруг себя 150 деталей лего. Часть деталей синего цвета, а остальные — красные. Синих деталей, слева от которых лежит красная, 12 штук. Сколько деталей, слева от которых деталь того же цвета?

Это легко представить и даже можно объяснить для себя всю ситуацию. К примеру, дело было вечером, остальных детей уже забрали родители, а мама Васи немного задержалась на работе, и вот он сидит в одиночестве и развлекается как может.

А детали в круге только двух цветов, потому что набор предназначался вот для такой машинки
А детали в круге только двух цветов, потому что набор предназначался вот для такой машинки

Кстати, умение переформулировать задачу — полезный навык для современного учителя. Пригодится, чтобы исключить (или хотя бы снизить) вероятность того, что заботливо подобранная вами задача будет загуглена вместе с ответом и решением.

Критикуешь — предлагай

Если пойти дальше, можно не только переформулировать имеющиеся в распоряжении задачи, делая их более естественными, но и придумывать собственные — так сказать, основанные на реальных событиях.

Например, про четыре лифта в подъезде новостройки, два из которых ездят в паркинг, а другие два спускаются только до первого этажа, и, чтобы приехал нужный лифт, нужно зажать кнопку вызова на 3 секунды. Или про душ на последнем этаже старого дома, который становится контрастным не тогда, когда владелец решит закаляться, а когда на другом этаже кто-то спускает воду в туалете.

Но это пока только на уровне идеи, готовых формулировок у меня нет.

В заключение приведу несколько примеров хороших, на мой взгляд, задач. Они логичные, реалистичные (даже когда речь идёт о вымышленных существах), их интересно решать.

Сколько сумасшедших в больнице?

В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно, и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у главного врача — сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице?

Одна голова хороша, две лучше. А что насчёт трёх?

Три прыжка двухголового дракона равны пяти прыжкам трёхголового. Но за то время, когда двухголовый дракон делает четыре прыжка, трёхголовый делает семь прыжков. Кто из них передвигается быстрее?

Какое время занимает «ВЫХОД»?

Гравировщик делает таблички с буквами. Одинаковые буквы он гравирует за одинаковое время, разные — возможно, за разное. На две таблички «ДОМ МОДЫ» и «ВХОД» вместе он потратил 50 минут, а одну табличку «В ДЫМОХОД» сделал за 35 минут. За какое время он сделает табличку «ВЫХОД»?

Ну, и напоследок история из жизни.

Решаем с ребятами задачу: «Напишите 7 последовательных натуральных чисел, чтобы среди цифр в их записи было ровно 16 двоек». Нашли одно решение. Спрашиваю: «А как ещё можно получить 16 двоек?» Шёпот с третьей парты: «Прийти на географию».

© Habrahabr.ru