Развитие отечественных технологий фоторобота. От создания до наших дней
В наше время технологии в криминалистике развиваются интенсивными темпами: уже не в новинку анализ ДНК, распознавание лиц, микробиологическая идентификация человека и еще множество революционных методов установления личности подозреваемого. Однако не менее интересна и история становления их предшественника, метода, который, наравне с внедрением дактилоскопии, стал одним из главных помощников криминалистов в XX веке. Речь идёт о фотороботе, или субъективном портрете.
Следует заметить, что попытки ввести надежную идентификацию человека по внешним данным предпринимались, пожалуй, с момента появления преступности, как таковой. До наших дней сохранилось описание беглого раба, жившего в Риме в IV веке до н.э.: «Молодой раб Аристогена, сына Хризиппа, представителя от Алабанды, бежал в Александрию, имя его Герман, прозываемый также Нейлос, он уроженец Сирии, из Бамбико, 18 лет от роду, среднего роста, с прямыми ногами, безбородый, с ямочкой на подбородке, с рубцом через левый угол рта».
Также работе криминалистов издавна помогали профессиональные художники, но их количество было недостаточным, а навыки, зачастую, оставляли желать лучшего. Попытки же рисовать портреты подозреваемых самими сотрудниками специальных ведомств и вовсе были обречены на провал в большинстве случаев.
Рисунок 1. Современные, но не совсем удачные «фотороботы». Уровень мастерства более ранних работ можно только представить. Источник: https://fishki.net
Понятно, что подобные методы идентификации человека не могли принести сколь-либо гарантированного результата. Так длилось до 1952, когда французский криминалист и начальник регионального отделения полиции в Лилле, Пьер Шабо, предложил использовать фрагменты различных фотографий как основу для портретной композиции. Свидетели и жертвы преступлений просматривали наборы фрагментов и отмечали наиболее похожие на преступника части лица. После этого художник на основе выбранных фрагментов создавал потенциальное изображение разыскиваемого человека. Так появился фоторобот в современном его понимании.
Постепенно новая технология становилась на службу в разных странах мира; база причесок, бровей, глаз, ушей, носов, губ и подбородков пополнялась и подстраивалась под местные особенности. В СССР же важность использования фоторобота стала окончательно ясна во время расследования дела «Мосгаза» — одного из самых известных серийных убийцы в стране. Тогда, в 1963 году, после нападения на жертву под видом сотрудника газовой службы, следователи начали поквартирный опрос жильцов дома, в котором было совершено преступление. При разговоре с мальчиком Володей Тепловым было установлено, что в день убийства в квартиру, где он проживал, заходил странный мужчина, представившийся сотрудником «Мосгаза» (за что он и получил свое прозвище). Когда нежданный гость спросил мальчика, один ли он дома, тот благоразумно ответил, что взрослые тоже дома (по факту, дома была только престарелая бабушка и младенец). Гость ушёл, а Володя отлично запомнил его внешность и по его описанию следователи изготовили фоторобот, который позже и помог найти убийцу. Огромную работу провела эксперт-криминалист Софья Файнштейн, правда, субъективный портрет преступника составляли художественными методами: следствие обратилось за помощью к художнику Науму Карповскому и антропологу Михаилу Герасимову.
Рисунок 2. Фоторобот В.М. Ионесяна, также известного, как «Мосгаз»
Однако, выводы были сделаны верные и вскоре рисунки сменились рисовано-композиционными и фотокомпозиционными портретами. Приборы делали по технологии, схожей с изобретенной Пьером Шабо. Таким устройством стал, например отечественный прибор композиционных портретов ПКП-2. Он представлял собой малогабаритный ящик-планшет с прозрачным кадровым окном. Внутри планшета находилось пять парных катушек для фотопленки с изображениями фрагментов лиц. Рычаги катушек располагались на боковых поверхностях прибора. Каждый кадр был пронумерован: таким образом полную композицию составного портрета можно было описать и передать соответствующей формулой.
Рисунок 3. ПКП-2, отечественный прибор композиционных портретов в музеи истории Культурного центра МВД по Республике Карелия
Подобные приборы имели в «базе данных» 50–60 фотографий с чертами лиц, наиболее характерных для определенного региона. Основным достоинством данного метода являлось то, что криминалисту необязательно было обладать художественными навыками, а потерпевший видел привычные фотоизображения человеческих лиц.
В конце 1960-х годов ВНИИ МВД СССР разработал отечественный «Идентификационный комплект рисунков» (ИКР). Полный комплект фотофрагментов состоял из 1037 элементов лиц мужского пола и 724 — женского. Увеличилось разнообразие: теперь отдельно были сгруппированы также морщины, складки кожи, головные уборы и очки. Они были изображены на прозрачных пленках (диапозитивах) и могли быть наложены на портрет по просьбе очевидца. В дальнейшем комплект дорабатывался и дополнялся: ИКР и его модификация «Портрет» использовалась органами внутренних дел СССР до конца 1980-х годов, а в дальнейшем стали основой для развития компьютерных систем создания субъективных портретов.
Рисунок 4. «Портрет», модификация ИКР. К сожалению, изображения в лучшем качестве в сети найти не удалось. Источник: https://studref.com
Среди компьютерных систем наибольшую популярность в России получила система «Фоторобот» подмосковного ООО «БАРС Интернешнл». В данном ПО реализованы два подхода к составлению фоторобота: классический, когда портрет собирается из базы фрагментов фотографий и новый, схожий с работой в Photoshop. В данном режиме возможно плавное изменение отдельного элемента, при этом остальные фрагменты не затрагиваются. Исходным изображением может быть типовая типография из базы данных или созданный в классическом режиме фоторобот. Также, некоторые программные комплексы, например, «КАСКАД-Фоторобот», могут создавать трехмерные модели по подготовленным фотороботам.
Рисунок 5. Интерфейс ПО от ООО «Барс Интернешнл»
Благодаря кропотливой работе криминалистов и возможностям современного ПО, степень схожести фоторобота достигает 92%, что заметно повышает раскрываемость преступлений. Например, златоустского маньяка прохожие опознали на улице уже на следующий день после показа его предполагаемого облика по ТВ. Согласитесь, степень схожести очень высокая.
Рисунок 6. Серийный убийца из Златоуста
Вообще, открытой статистики по количеству преступлений, раскрытых с помощью субъективных портретов мало. Но, например, по данным МВД Москвы за 2016 год 35 преступлений в столице было раскрыто непосредственно благодаря применению фотороботов. Цифра может показаться незначительной, однако каждый задержанный преступник — это сохраненная жизнь, здоровье или имущество граждан.
В 2020 году МВД РФ подготовило проект по использованию ИИ при составлении фоторобота и выявления признаков серийных преступлений. Он будет анализировать детали преступлений, находить общее в свидетельских показаниях и документах. И, конечно, поможет выявлять внешние особенности подозреваемых (например, цвет глаз и волос, форму лица и головы) на основе биоматериалов с места преступления.
Министерство планирует завершить научно-исследовательские работы по данному направлению до конца 2022 года, а начало эксплуатации систему ожидается в 2024 году.
Технологии создания фотороботов продолжают развиваться, достигнув значимых достижений. И несмотря на появление других средств идентификации преступника, не уйдут со службы криминалистов, пожалуй, никогда.
Источники:
Искусство в криминалистике, или Как рисовали преступников, Ксения Батаева.
Музей истории Культурного центра МВД по Республике Карелия, Карпеченко С.В.
Субъективные портреты.
ООО «БАРС Интернешнл».
Нейросети на маньяков, Владислав Скобелев, Анастасия Скрынникова, Анна Балашова.
АН «Доступ», Валентин Липкин.
Портрет неизвестного. Как создают портреты предполагаемых преступников, Алексей Стейнерт.