Разреженные матрицы: как ученые ускорили машинное обучение на GPU
В начале декабря исследователи из OpenAI представили библиотеку инструментов, которая поможет ускорить обучение нейронных сетей на GPU от Nvidia за счет использования разреженных матриц. О том, с какими трудностями сталкиваются разработчики нейронных сетей и в чем основная идея решения от OpenAI, расскажем далее.
/ фото alantankenghoe CC
Трудности тренировки крупных нейронных сетей на GPU
Графические процессоры (GPU) лучше подходят для машинного обучения, чем центральные процессоры (CPU). Технические особенности помогают GPU выполнять одновременно множество матричных операций, которые используются для обучения нейронных сетей.
Чтобы добиться схожего результата на центральном процессоре, придется выстроить инфраструктуру из нескольких кластеров CPU, что очень дорого. Система Google для тренировки нейросетей на CPU стоила порядка 5 млрд долларов. Сегодня ученые из Стэнфорда построили систему с аналогичной вычислительной мощностью на GPU всего за 33 тыс. долларов.
Однако здесь есть трудности: использовать весь потенциал GPU на ресурсоемких задачах не так просто. Для обработки данные должны храниться в памяти GPU, однако её объем невелик, что затрудняет тренировку крупных моделей. Например, модель VGG-16 требует около 14 ГБ, в то время как объем памяти Nvidia Titan X составляет 12 ГБ. И эту карту Nvidia позиционирует как один из самых мощных GPU для глубокого обучения.
При этом для эффективной тренировки крупных моделей нейронных сетей используют различные подходы. Один из них — обработка данных на графическом процессоре последовательными партиями, когда CPU выступает временным контейнером. Минус такого подхода — расходование ресурсов на перенос данных.
Возможно одновременное использование нескольких графических процессоров, но количество GPU на одном компьютере ограничено, поэтому требуется высокоскоростное соединение между вычислительными системами. Межкомпьютерный канал связи сказывается на скорости обучения, поскольку машины в таком случае тратят больше времени на «общение», чем на вычисления.
Есть и еще одно решение, которое применяется в машинном обучении для оптимизации, — разреженные матрицы. Это матрицы, которые в основном содержат нулевые элементы. Преимущество заключается в том, что нули в матричных операциях воспринимаются как пустые компоненты. Поэтому такие матрицы расходуют меньше памяти графического процессора. Это ускоряет процедуру машинного обучения, что важно для больших моделей.
Но есть проблема: решения Nvidia, главного поставщика GPU, не поддерживают работу с разреженными матрицами. Но в OpenAI нашли выход из этой ситуации.
Решение от OpenAI
Команда OpenAI разработала программное обеспечение, которое моделирует работу крошечных ядер, способных взаимодействовать с такими матрицами. Ядра опробовали на обучении сетей, анализирующих обзоры на сайтах Amazon и IMDB. Как сообщает команда, уровень ошибок в работе со сводом данных IMDB был снижен с 5,91% до 5,01%.
Ядра реализованы с использованием CUDA, программно-аппаратной архитектуры параллельных вычислений от Nvidia. Но модель OpenAI пока доступна только для TensorFlow. Скотт Грей (Scott Gray), член команды Open AI, сказал, что решение может быть распространено на другие архитектуры, кроме Google TPU2. Компания Nvidia уже знает о работе OpenAI и готова оптимизировать свои системы.
Альтернативные проекты
Концепция разреженных матриц получила свое воплощение в компиляторе с открытым исходным кодом под названием Taco. О проекте, над которым работает команда ученых из Массачусетского технологического института в партнерстве с Adobe Research, стало известно в ноябре. Разработчики искали способ автоматизировать процесс обработки чисел в разреженных матрицах. И использовали для этого тензоры.
О своих разработках в области машинного обучения в декабре отчиталась и компания IBM. Решение ИТ-гиганта — DuHL — предлагает новый метод переноса данных с CPU на GPU. Основная задача технологии — определить, какая информация наиболее важна для алгоритма обучения, и передать её сети в правильном порядке. Исследования показали, что новый подход на основе DuHL в 10 раз быстрее по сравнению с классическим методом последовательной передачи данных между процессорами. Следующая цель компании — предложить DuHL как услугу в облаке.
Но в IBM не первыми придумали переносить GPU-вычисления в облако. Подобные проекты, работающие в том числе по модели IaaS, уже известны. Изначально услугу vGPU предоставляла компания Nvidia. Сейчас этим занимаются и AMD, и Intel.
Об OpenAI
OpenAI — это некоммерческая исследовательская организация, основанная главой Tesla Илоном Маском. Она ставит своей задачей продвижение и развитие искусственного интеллекта на благо человечества. Организация плотно сотрудничает с другими учреждениями и исследователями, предоставляя открытый доступ к своим разработкам.
P.S. Еще несколько материалов из нашего корпоративного блога:
- Как IaaS-облака помогают в проектах по сервисной разработке: кейс Azoft
- BIM-технологии: обзор решени для информационного моделирования
- Балансировка нагрузки в облаке IaaS: зачем нужна и как работает