Разработка чат-бота (laravel+botman)
Welcome! Я, как junior full stack разработчик, при попытке написать бота с использованием laravel и botman«а столкнулся с многими проблемами. Во-первых, я плохо знаю английский, а на русском статей очень мало на эту тему, а те, что есть не помогли мне решить мои проблемы. В статье будет рассказано и показано, как разработать чат-бота на laravel+botman для telegram. Сам я разрабатывал ботов (коммерческих) под viber и telegram. Как разработчику telegram мне нравится больше всего.
Я не буду показывать как установить laravel и настроить сервер для его работы. Если вы никогда этого не делали, то проще будет установить openserver, в него встроен composer (пакетный менеджер для php) и уже настроен локальный сервер для laravel«a. Вам останется лишь прописать немного кода в .htaccess. Дома я именно так и работаю. В статье покажу один из способов разработки чат-бота, настроим бота для работы в телеграм, а так же, в конце, оставлю ссылки на полезные статьи о laravel«e и botman«e.
Проектирование/подготовка
Разработку бота предлагаю, как и все нормальные разработчики, начать с проектирования, постановки задачи и объяснения как работает laravel. Перед этим скажу, что я пишу код в phpStrom. Можно писать в любом другом IDE, но я пользуюсь именно им.
В laravel реализован паттерн MVC (Model View Controller). Это не значит, что нужно писать только под mvc, можно и говнокодить, но лучше пользоваться теми преимуществами, которые предоставляет фреймворк. Если вы знакомы с mvc, но не применяли его, как я, то разработка с помощью laravel«a это лучший способ закрепить знания.
Что должен делать наш бот:
- Спрашивать у пользователя его имя
- Поинтересоваться, нравится пользователю погода или нет
- Также записать ответ в БД
- Попрощаться и отправить картинку
Немного о MVC. При обращение к нашему ПО, посредством команд (url адреса), мы должны принять эти команды и обработать, понять, что требуется пользователю. Для этого есть пути, так называемые routes. Routes определяет какой Controller нужно использовать, в свою очередь controller, если это требуется, обращается к БД через model. Model связывается с базой данных и возвращает нужный нам результат. В боте view не нужен, т.к. вся работа идет через интерфейс мессенджера. Тем самым, после получения данных от model«и, controller отдает эти данные view, в нашем случае это blade шаблон (именно его использует laravel). Данные можно отдать и обычной php странице, но лучше это делать через blade шаблоны. Мы используем интерфейс мессенджера, то отправлять данные будем сразу в него.
Разработка
Чтобы создать проект, достаточно ввести в консоль следующую команду
composer create-project --prefer-dist botman/studio botelegram
Входной точкой будет rout »/start». В botman«e есть несколько реализаций routes. Т.к. мы будем обращаться к routes через бота в телеграме, то нам нужен «botman.php».
В нем нам нужно записать следующую строчку
$botman->hears('/start', function ( $bot ) { $bot->startConversation ( new mainConversation ); } );
telegram сам предлагает начинать работу с ботом через команду «start», а раз так, то мы можем облегчить взаимодействие с ботом, задав начальную точку входа как »/start» и сразу перейти к работе с ним.
С помощью $bot→startConversation (new mainConversation); мы указываем какой контроллер будет отвечать за работу. Так же, пропишем использование нашего контроллера, для этого нам нужно в файле с путями добавить этот код:
use App\Conversations\mainConversation;
Продолжим. Нам нужно создать базу данных и сам контроллер. Я подразумеваю, что вы используете openserver. БД можно создать через консоль или с помощью phpMyAdmin, который встроен в openserver.
Теперь немного конфигураций. Нам нужно внести данные БД в конфигурационный файл laravel. Он лежит в корневом каталоге проекта и называется .env
Найдите строчки связанные с БД
DB_CONNECTION=mysql
DB_HOST=127.0.0.1
DB_PORT=3306
DB_DATABASE=botelegram
DB_USERNAME=root
DB_PASSWORD=
Здесь нас интересует лишь название базы, имя юзера и пароль. Если вы используете openserver, то можно написать в имя-root, а пароль оставить пустым, название БД зависит уже от вас.
Теперь наше приложение имеет доступ к БД. Следующее, что нам потребуется, это создать model и migration. Прописываем в консоле:
php artisan make:model messengerUser -m
Флаг -m создаст миграцию для БД и свяжет ее с нашей моделью. Давайте сразу и настроим нашу миграцию, чтобы больше к ней не возвращаться.
Лучше так не делать, но чтобы не создавать кучу файлов, запишем все данные в одну таблицу.
Нам нужно:
- id чата
- Имя пользователя
- Хорошая погода или нет
Этого достаточно, чтобы продемонстрировать основные возможности botman«a. Откройте только что созданную миграцию, которая находится в database/migrations/дата_создания_create_messanger_users_table.php
Дополните метод up в данной миграции, она должна иметь следующий вид:
public function up() {
Schema::create('messenger_users', function (Blueprint $table) {
$table->increments('id');
$table->string("id_chat");
$table->string("name");
$table->string('response');
$table->timestamps();
});
}
Теперь нам нужно запустить миграцию, чтобы наша таблица существовала в БД. В консоли нужно прописать:
php artisan migrate
Подсказка: если в процессе разработки вам потребуется изменить поля в таблице, а в таблице есть данные, и если вам они не нужны, то с помощью команды php artisan migrate:refresh
можно обновить таблицы.
Результат:
laravel провел 3 миграции, но нас интересует лишь 3-я миграция т.к. именно туда мы будем записывать наши данные.
Настало время создать controller, подключить к нему нашу model и написать логику.
Вообще, лучше все файлы создавать через консоль, но так как мы пользуемся botman«ом, да и я уже так привык, создадим controller вручную. В botman контроллер носит название conversation, возможно, между ними есть существенные отличия, но в этом я не разбирался — не было нужды. В папке app/Conversations создаем файл с именем mainConversation.php .
На экране вы видите минимальную комплектацию conversation«а
namespace App\Conversations;
use BotMan\BotMan\Messages\Conversations\Conversation;
class mainConversation extends conversation
{
public function run () {
}
}
В вашем классе обязательно должен быть публичный метод run, он является входной точкой для controller«а.
Подключим нашу модель к котроллеру:
use app\messengerUser;
Пропишем начальную логику. Метод run будет запускать приватный метод, который спросит, как зовут пользователя, запишет его id и имя в id_chat и name нашей таблицы.
Для начала пропишем:
use App\messengerUser as database;
use BotMan\BotMan\Messages\Attachments\Image;
use BotMan\BotMan\Messages\Conversations\Conversation;
use BotMan\BotMan\Messages\Incoming\Answer as BotManAnswer;
use BotMan\BotMan\Messages\Outgoing\Actions\Button;
use BotMan\BotMan\Messages\Outgoing\OutgoingMessage;
use BotMan\BotMan\Messages\Outgoing\Question as BotManQuestion;
что позволит нам использовать методы botman«a
А теперь внесем изменения в наш контроллер:
class mainConversation extends conversation
{
public $response = [];
public function run () {
$this->setName();
}
private function setName() {
$question = BotManQuestion::create("Привет! Как тебя зовут?");
$this->ask( $question, function ( BotManAnswer $answer ) {
if( $answer->getText () != '' ){
array_push ($this->response, $answer->getText());
$this->askWeather ();
}
});
}
}
run () запускает нужный нам метод, это setName (). Уже в setName () мы спрашивает имя пользователя, записываем имя в массив, после запускаем следующий метод, который спросит пользователя о погоде.
private function askWeather () {
$question = BotManQuestion::create("Тебе нравится погода на улице?");
$question->addButtons( [
Button::create('Да')->value(1),
Button::create('Нет')->value(2)
]);
$this->ask($question, function (BotManAnswer $answer) {
// здесь можно указать какие либо условия, но нам это не нужно сейчас
array_push ($this->response, $answer);
$this->exit();
});
}
askWeather () имеет схожую структуру, но здесь мы используем кнопки чтобы ограничить выбор пользователя и облегчить себе жизнь т.к. кнопки убирают очень много ошибок, которые может создать пользователь. Здесь мы также создаем вопрос, с помощью addButtons () привязываем к вопросу кнопки, а позже вызываем данный вопрос и обрабатываем ответ, а также переходим к последнему методу.
Метод exit () будет записывать все данные в БД (можно вынести в отдельный метод), прощаться с пользователем, а также отправит ему картинку.
private function exit() {
$db = new database();
$db->id_chat = $this->bot->getUser()->getId();
$db->name = $this->response[0];
$db->response = $this->response[1];
$db->save();
$attachment = new Image('https://gykov.ru/projects/botelegram.png');
$message = OutgoingMessage::create('До новых встреч!')
->withAttachment($attachment);
$this->bot->reply($message);
return true;
}
С помощью OutgoingMessage: create ('До новых встреч!')→withAttachment ($attachment) мы создаем новое сообщение и привязываем к нему картинку. Вообще, все публичные файлы, которые должен видеть пользователь, размещаются в папке public, но в последнем моем боте с этим случилась проблема и мне пришлось разместить их в отдельной папке на сервере (не связанной с проектом). Здесь я сделал тоже самое.
Логика нашего бота готова. Чтобы протестировать его достаточно открыть сайт через openserver, но перед этим, нужно создать файл .htiaccess со следующим содержимым
RewriteEngine On
RewriteRule ^(.*)$ public/$1 [L]
Файл должен находиться в корне сайта. Теперь все запросы будут передаваться в папку public. Так работает laravel. Открываем сайт и тестируем бота, не забываем, что для начала нужно ввести »/start».
Убедившись, что все работает можно и присоединить его к телеграмм. Для этого необходимо создать нового бота у @botfather, скопировать key бота в конец .env файла. Выглядит это вот так:
TELEGRAM_KEY=key_bot
Теперь нужно поставить в наш проект драйвер для совместной работы нашей логики и телеграм бота. Делается это всего лишь одной командой в консоли:
composer require botman/driver-telegram
Также потребуется зарегистрировать бота в laravel.
php artisan botman:telegram:register
Нам будет предложено ввести адрес по которому будет доступен наш бот.
Если вы разрабатываете бота на сервере, то достаточно добавить https://url_site/botman после этого бота можно протестировать и в самом мессенджере. Но знайте, для laravel«а нужны особые настройки сервера и вам, скорей всего, придется самим его настраивать. Ссылку о том, как настроить сервер я оставлю в конце статьи.
Пожалуй, на этом все. Если вы дочитали до конца, то поздравляю, теперь вы можете разрабатывать чат-ботов под laravel с использованием botman. Если есть вопросы, то с радостью отвечу в комментариях, а также обещанные ссылки:
Исходники на github
Документация botman
Настройка сервера
Статья по которой я создавал своего первого бота
Ру статья по botman